«Моя миссия выполнена: Овчинников многому научился…»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА Кадры МАРИАНО БАРРЕТО. Если Юрий Семин на прошлой неделе официально вернулся в российскую премьер-лигу, то его давний боевой товарищ из Португалии, который ассистировал Палычу в «Локомотиве» и московском «Динамо», наш чемпионат, наоборот, п
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Кадры

МАРИАНО БАРРЕТО. Если Юрий Семин на прошлой неделе официально вернулся в российскую премьер-лигу, то его давний боевой товарищ из Португалии, который ассистировал Палычу в «Локомотиве» и московском «Динамо», наш чемпионат, наоборот, покинул. Мариано Баррето, последние пять месяцев де-юре занимавший пост главного тренера «Кубани» и помогавший Сергею Овчинникову делать первые шаги в самостоятельной тренерской карьере, уехал из Краснодара, чтобы возглавить ангольский клуб «Рекреативу де Либолу».

Присев на дорожку вместе с корреспондентом «ССФ», португалец вспомнил, как он в свое время спас карьеру Майклу Эссьену, рассказал, какой Овчинников на самом деле тренер, и неожиданно сравнил защитника «Кубани» Георгия Джиоева с молодым Рикардо Карвальо.

«КУБАНЬ» – «СПОРТИНГ»

– Интересно, какие мотивы могут быть у футбольного тренера, по собственному желанию меняющего российскую премьер-лигу на чемпионат Анголы?

– Я изначально не планировал надолго задерживаться в «Кубани». Когда Сергей (Овчинников. – Прим. ред.) приглашал меня зимой в Краснодар, он хотел, чтобы рядом с ним первое время находился человек с большим тренерским опытом. За эти пять месяцев Овчинников многому научился и теперь вполне способен работать самостоятельно. Я же считаю свою миссию выполненной и со спокойной совестью покидаю Краснодар. Хотя и с грустью: в клубе работают замечательные люди, которых мне будет очень не хватать. Но 52 года – уже довольно серьезный возраст, а я пока в основном работал в роли ассистента. Настало время самому взяться за штурвал.

– А вы вообще представляете себе уровень развития футбола в Анголе?

– Между прочим, Ангола, по прогнозам, в ближайшие годы будет входить в пятерку самых быстроразвивающихся стран мира. Футбольную инфраструктуру власти тоже наверняка приведут в порядок: в следующем году там пройдет Кубок Африки.

– С Овчинниковым договорились хотя бы по телефону связь поддерживать?

– Не только Сергей – любой сотрудник клуба всегда может позвонить мне и обратиться за советом. Очень надеюсь, что у «Кубани» получится воплотить в жизнь ту программу развития, которую я разработал.

– Что за программа?

– Если все пойдет, как планируется, через 3-5 лет «Кубань» войдет в число топ-клубов России, а клубная структура будет выстроена по модели лиссабонского «Спортинга». В первую очередь я имею в виду работу футбольной школы и молодежной команды. Вот вы как думаете, у какого клуба самая лучшая в мире юношеская академия?

– Наверное, у «Аякса».

– А теперь я вам назову несколько имен: Луиш Фигу, Криштиану Роналдо, Нани, Рикарду Куарежма, Симау Саброза… Все эти ребята выросли в академии «Спортинга»! Я там работал 10 лет и прекрасно знаю, как в футбольном клубе должна работать система подготовки кадров. В той программе, что я оставил для руководства «Кубани», есть два принципиально важных пункта. Первый – стажировки. Тренеры из академии и молодежной команды должны регулярно выезжать на стажировки в ведущие европейские клубы. Причем не на пару недель, как это обычно бывает, а на несколько месяцев.

Второй момент – скаутинг. Руководители «Кубани» должны сделать так, чтобы все самые талантливые мальчишки из Краснодарского края занимались в клубной академии. Кроме этого обязательно нужно искать способных ребят в других регионах страны. Плюс я хочу помочь клубу наладить работу по приглашению в Краснодар одаренных мальчишек из Африки. В первую очередь – из Ганы. Пять лет назад я там работал с национальной сборной, и у меня до сих пор остались хорошие связи в этой стране. Если мальчиков в возрасте 13-14 лет вывозить из Ганы и доводить до ума на юге России, из этого вполне может выйти толк.

КАСАЕВ – МЕССИ

– Вы оставляете в Краснодаре команду, которая по первой части чемпионата сформировала о себе очень противоречивое впечатление. Какая «Кубань» настоящая: та, что обыгрывает дома все подряд московские топ-клубы, или та, что мучается в играх с командами своего уровня?

– Ни одна из двух. Нынешняя команда родилась всего пять месяцев назад. Вполне нормально, что пока у нее в результатах такие перепады. Главная проблема – в психологии. Когда в Краснодар приезжают топ-клубы из Москвы, игрокам даже установку можно не проводить: все и так выходят на поле с сумасшедшим настроем. В матчах с остальными командами добиться от футболистов такой отдачи пока не получается. Но они должны учитывать одну вещь. В конце сезона, когда «Кубань» будет бороться за выживание, она будет равняться по набранным очкам не на ЦСКА, «Спартак» и «Локомотив», а на «Химки», «Сатурн» и «Амкар», которых еще ни разу не обыграла.

– Вы уверены, что в этом году «Кубань» будет бороться за выживание?

– Учитывая, что в последние годы «Кубань» как на лифте ездила из премьер-лиги в первый дивизион, просто не вылететь в этом году уже будет успехом. Пока, мне кажется, команда с задачей справляется.

– Вы как-то признались, что считаете Алана Касаева «русским Месси». Так и кричите ему на тренировках: «Эй, Месси!». Но Гус Хиддинк пока не зовет краснодарца в сборную. В чем нужно прибавить Касаеву, чтобы получить вызов?

– У Алана уже сейчас есть все, чтобы играть в сборной. Просто ему нужно время и еще несколько удачных матчей, чтобы убедить всех в своем таланте. Если к осени Касаев не сбавит обороты, то наверняка получит приглашение от Хиддинка. Я перед отъездом составил для него индивидуальную программу подготовки.

– Кто-то еще, кроме Касаева, в нынешней «Кубани» способен стать ценным кадром для национальной сборной?

– Георгий Джиоев, если будет так же требователен к себе, как сейчас, попадет не только в сборную, но и в европейский топ-клуб. Я видел, как играл в 22 года Рикардо Карвальо. Честно вам говорю, Джиоев сейчас выглядит не слабее. У него огромный потенциал!

ОВЧИННИКОВ – СЕМИН

– Нам, журналистам, кажется, что Овчинников стал совершенно другим человеком, когда повесил перчатки на гвоздь, или куда там их вешают вратари, и занялся тренерской работой. А вы, когда зимой приехали в Краснодар, узнали в Овчинникове человека, который три года назад имел репутацию едва ли не самого скандального футболиста российского чемпионата?

– Для меня он остался таким же, каким был десять лет назад, когда мы познакомились в «Алверке». Только футбол теперь воспринимает по-другому. Но это происходит с каждым игроком, который становится тренером.

– Вы заметили в работе Овчинникова черты семинской тренерской методы?

– Конечно. Сергей общается с игроками в схожей манере. На тренировках часто дает упражнения, которые, я помню, давал Семин в «Локомотиве» и в «Динамо». При этом постоянно старается привнести в работу и что-то свое. Мне кажется, Сергей на верном пути и может вырасти в большого тренера.

– Когда Семин в 2003-м позвал вас в «Локомотив», это был один из первых опытов приглашения западноевропейского тренера в российский футбол. Откуда он вообще про вас узнал, и где вы познакомились?

– На одном из тренерских семинаров в Европе. Разговорились с Борисом Игнатьевым, и он познакомил меня с Семиным. Мы как-то сразу очень заинтересовали друг друга, и вскоре Юрий предложил мне поработать в «Локомотиве». Я провел в Москве замечательный год! Кстати, почему-то все журналисты писали, что я исполнял в команде функции тренера по физподготовке. На самом деле мои обязанности были гораздо шире. В частности, я очень много работал с молодыми игроками. Это был интересный опыт, но когда возник вариант со сборной Ганы, глупо было отказываться.

ГАНА – КОРРУПЦИЯ

– Про вашу работу в Гане можно найти массу любопытных интернет-апокрифов. Например, по версии ганской газеты Soccer Express, во время переговоров вы обманули представителей федерации, рассказав им о своей работе в «Алверке», дортмундской «Боруссии» и «Локомотиве» в должности помощника главного тренера. На самом деле, по сведениям журналистов, в той же «Боруссии» вы были всего лишь переводчиком полузащитника Пауло Соузы и вообще до Ганы не имели опыта серьезной тренерской работы. Это правда?

– Господи Иисусе, какая чушь! Я мог стать первым тренером в истории страны, который вывел Гану и на Олимпиаду, и на чемпионат мира. Но после Афин я сам ушел из сборной, чтобы проучить чиновников в федерации. Сейчас, конечно, я об этом немного жалею, но работать в таких условиях было очень тяжело. Мне постоянно предлагали деньги, чтобы я взял в сборную того или иного игрока. Я отказывался, пошел против системы, и меня стали буквально выживать из сборной. Вопиющий случай произошел перед товарищеским матчем с португальцами – очередной тур национального первенства специально назначили на тот день, когда сборная улетала в Португалию! В итоге мне пришлось брать 16-17-летних пацанов, многих из которых я даже не знал по именам. Конечно, мы с треском проиграли – 1:6…

– Питер Одемвингие рассказывал про своего товарища по сборной Нигерии Обафеми Мартинса, что тот, когда приезжает домой, отрывается по полной программе: разъезжает по улицам на дорогущих машинах, швыряет из окон авто долларовые купюры. Кто-нибудь из ганских звезд шокировал вас своим поведением?

– В сборной Ганы играют адекватные ребята. Майкл Эссьен – вообще образец профессионализма. Другого такого африканского футболиста, который был бы настолько же дисциплинированным, я просто не знаю. Кстати, я ведь Эссьену в свое время, можно сказать, карьеру спас. У меня было очень большое желание взять его на афинскую Олимпиаду, но я понимал, что если он на месяц отправится в сборную, то наверняка потеряет место в основном составе «Лиона». И тогда вообще, возможно, вся его карьера пойдет под откос. Поэтому я пошел против собственных интересов, против интересов сборной, но не стал выдергивать Майкла из Франции. Хотя с ним мы сто процентов вышли бы в Афинах из группы.

– Знаю, что точку в истории ваших отношений с ганской федерацией футбола ставил суд. Какой вердикт он вынес?

– Мне пришлось заплатить федерации 83 тысячи долларов штрафа за преждевременный разрыв контракта. Я сам там сглупил. Когда терпение лопнуло, просто купил билеты и улетел в Португалию, сказав, что больше не собираюсь работать в таких условиях. Надо было все грамотно оформить, написать письмо на имя президента федерации, но у меня тогда просто не выдержали нервы.

Кстати, в Гане с меня хотели получить 10 миллионов долларов! Они посчитали потенциальные доходы, которые могли получить от участия на чемпионате мира, и заявили, что я своим поступком поставил под удар сборную, которая из-за моего бегства рисковала не поехать на мундиаль. Но в суде над этой цифрой только посмеялись.

– Не боитесь столкнуться в Анголе с похожими проблемами?

– Надеюсь, там такой коррупции нет. Да и в Гану я еще обязательно вернусь – меня там до сих пор очень любят и хотят, чтобы я снова возглавил сборную. Просто в последние годы немецкое лобби было там слишком сильным. В высшей лиге чемпионата Ганы у четырех клубов были немецкие тренеры. Они были очень заинтересованы в том, чтобы продавать своих игроков в Германию и получать от этого проценты. Вы знаете, какая средняя месячная зарплата у футболистов в чемпионате Ганы?

– Даже боюсь предположить.

– 100 долларов в месяц. Поэтому они все с 16-17-ти лет уже рвутся в низшие лиги Германии. Там сейчас играют около 200 игроков из Ганы! Даже те, у кого не получается нигде закрепиться, все равно остаются в Европе. Ребята идут мыть полы в «Бургер Кинг» и получают больше, чем на родине!

РОССИЯ – ЛЮБОВЬ

– Когда Семин во второй раз позвал вас в Россию – уже в московское «Динамо» – вы расчувствовались в интервью: «Это голос ангела, и он зовет меня в рай!»…

– Где вы откопали такую цитату?! Журналист явно приукрасил мои слова. Хотя я действительно ехал к Семину с большим желанием. И пусть на этот раз у нас ничего не получилось, я был, наверное, единственным человеком в команде, у кого со всеми были нормальные отношения. Конечно, свой вывод из той неудачи я тоже сделал: сколько бы денег руководство ни выделило тебе на селекцию, нужно покупать только тех игроков, амбиции и цели которых совпадают с амбициями клуба.

– Сейчас вы с Семиным поддерживаете отношения?

– Периодически созваниваемся. А осенью виделись в Португалии: киевское «Динамо», приехав на матч Лиги чемпионов в Порту, поселилось в том же отеле, где жил я. Перед матчем я сказал Семину: «Уверен, вы завтра выиграете – 1:0». Так в итоге и получилось!

– Вы как-то признались, что готовы помогать Семину 24 часа в сутки. Юрий Палыч только что вернулся в «Локомотив». Если снова позовет – сбежите из Анголы?

– Я очень рад, что Юрий вернулся. Мне кажется, Семин и «Локомотив» просто созданы друг для друга и не могут существовать по отдельности. Буду сильно переживать за «Локо», но я хочу работать самостоятельно. Хотя, – Баррето делает лирическую паузу, – буду с вами откровенен, я по-настоящему влюбился в Россию. И если когда-нибудь российский клуб позовет меня на должность главного тренера – обязательно приеду!

Мариано БАРРЕТО

Родился 13 февраля 1957 года в городе Рибандаре (Индия).

Гражданство: Португалия.

Карьера игрока: мозамбикский «Ферровиариу» (1973-1975).

Тренерская карьера: работал в португальских клубах «Белененсеш», «Спортинг», «Брага», «Алверка», «Маритиму», дортмундской «Боруссии», саудовском «Аль-Наср», сборной Ганы, московских «Локомотиве» и «Динамо», краснодарской «Кубани» (в первой половине 2009 года).

КСТАТИ

После отъезда Мариано Баррето в штабе «Кубани» не осталось ни одного человека, обладающего тренерской лицензией категории PRO. Как клуб намерен решать эту проблему, корреспонденту «ССФ» рассказал пресс-атташе команды Вячеслав Иванов:

– Приглашать кого-то на место Баррето мы пока не собираемся. На ближайшие три месяца исполняющим обязанности главного тренера будет назначен Овчинников (ранее он значился помощником главного тренера. – Прим. ред.): по регламенту специалист, не имеющий лицензии PRO, может возглавлять команду премьер-лиги в течение 90 дней. На пресс-конференции, соответственно, теперь тоже будет ходить Сергей Иванович. Как будем выходить из ситуации по истечении этих трех месяцев, решим позднее.