Футбольный агент Владимир Абрамов: Матч «Терек» – «Крылья» должны увидеть все!

Поединок «Терек» – «Крылья Советов» породил волну разговоров о «странностях» нашего чемпионата. «Советский спорт» с помощью Владимира Маслаченко и Владимира Перетурина вспомнил, как отдавали игры в советские времена, привел реакцию на поединок в Грозном
news

ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР

Поединок «Терек» – «Крылья Советов» породил волну разговоров о «странностях» нашего чемпионата. «Советский спорт» с помощью Владимира Маслаченко и Владимира Перетурина вспомнил, как отдавали игры в советские времена, привел реакцию на поединок в Грозном зарубежных журналистов, опубликовал комментарии наших редакционных обозревателей («Советский спорт» за 16, 17, 20, 22, 23 и 24 июня с.г.). Сегодня мы знакомим читателей с мнением известного агента Владимира Абрамова, работающего на футбольном рынке уже два десятка лет.

«МЫ ВИДЕЛИ ЦИРК»

– Я уже рассказывал, что много лет посвятил изучению Римской империи, где важнейшую роль в общественной жизни играл цирк, – начинает разговор Владимир Абрамов. – Правда, понимали его тогда иначе, чем сейчас. Это было место конских скачек и состязаний колесниц. Но когда я смотрел матч «Терек» – «Крылья Советов», мне пришло в голову именно это слово: цирк.

– Виталий Мутко заявил, что ему стыдно за этот матч. Вам тоже?

– Я, кстати, удивлен реакцией Мутко. Не ожидал. Руководители премьер-лиги, например, по их словам, ничего необычного в этой игре не увидели. Однако за словами должны последовать действия. Но их нет. Комиссия по этике? Она существует только на бумаге. Никто не помнит, когда она собиралась, у нее нет четких критериев работы. Это не выход.

Что касается меня, то вряд ли мне должно быть стыдно. Однако я чувствую себя неудобно. Как будто у меня что-то украли. Мелкое, незначительное, но все равно обидно. А вот возмущение и даже боль самарских болельщиков, уверен, гораздо сильнее. Ведь мы вполне могли сейчас обсуждать лидерство «Крыльев», а не их странную игру в последнем туре.

Впрочем, это проблема не новая. И обусловлена во многом регламентом нашего чемпионата.

– Что вы имеете в виду?

– У нас уже в середине сезона многие команды теряют мотивацию. В еврокубки им попасть не светит, от борьбы за выживание они тоже ушли. И начинаются те самые «странные игры». Кто-то берет деньгами, кто-то – очками.

Можно только догадываться, что тут было на самом деле. Но вспомните на минутку: «Крылья» в прошлом году боролись за выход в Лигу Европы, в последнем туре им нужна была победа над «Тереком». Объективно самарцы сильнее. Но вы сами знаете, иногда мяч не хочет влетать в ворота, – и что потом делать? Лучше уж подстраховаться, чтобы наверняка. А как поступает человек чести? Долг взял – долг отдал. Так что результатом недавней игры этих соперников в Грозном я не удивлен. Но неприятное чувство все равно присутствует – зрелище было низкого качества.

– Тем не менее в эфире одной из недавних телепередач вы предложили показать этот матч на общедоступном канале.

– Народ должен знать своих героев. Мне после этого эфира позвонил один из тренеров, совсем недавно работавший в ведущем российском клубе. Мы незнакомы, и он специально два дня искал мой телефон, чтобы поблагодарить за непредвзятое мнение. Думаю, ему частенько указывали на успехи Слуцкого. А тут вдруг такое…

– Может ли тренер не знать о том, что исход матча предрешен?

– Может. Но я считаю, это не тот случай. Если бы Слуцкий в другом матче увидел, что его оборона допускает такие ляпы, он бы выскочил к бровке, как ошпаренный. А тут он даже своей привычке раскачиваться, как Лобановский, изменил. Волнения у тренера не было – и это бросалось в глаза. Да и его послематчевые объяснения – защитник играл с сотрясением – вызывают улыбку. Да там вся команда играла с сотрясением, а не один игрок! По сути, нас пытаются убедить в том, что у нас плохое зрение. Мы видели одно, а нам говорят, что было другое. Слуцкий – талантливый, интересный тренер. Но не во всем стоит копировать Лобановского.

«В КОРЕЕ БЫ БРОСИЛИСЬ СО СКАЛЫ»

– Вы сказали, что тренер может не знать. А кто тогда?

– Есть варианты. Очень часто один агент имеет в клубе несколько своих клиентов. В таком случае его возможность повлиять на игру весьма велика. Иногда такие вопросы решаются на уровне руководителей. Вы думаете, им всегда хочется платить премиальные своим игрокам за победы? Нет, не всегда.

– А может игру сдать один футболист? Многие считают, что уход из «Локомотива» защитника Эмира Спахича связан как раз с тем, что он не в полную силу играл с «Химками»…

– Футбол – командная игра. И полагаться в таких вопросах на «усилия» одного человека, если это не вратарь, крайне проблематично. А вдруг его заменят – что тогда? Так что я бы не стал делать выводы насчет какого-то конкретного футболиста. Два-три – еще может быть.

– Как бороться с договорными матчами?

– Есть масса вариантов. Самый простой – сделать переходный турнир. Пусть хотя бы 15-я и 16-я команды вылетают, а 13-я и 14-я играют с третьей и четвертой командами первого дивизиона за право выступать в премьер-лиге. Тогда «золотая середина» в таблице исчезнет как класс.

Впрочем, дело не только в регламенте. Но и в состоянии нашего общества.

– Можете пояснить?

– Я плотно работаю с азиатским рынком. И могу утверждать, к примеру: в Китае договорных матчей не меньше, чем в России. А вот в Корее их нет вовсе. Почему? Китай – многонациональная страна с не самым высоким уровнем жизни. Там люди из разных провинций не всегда поймут друг друга. Велик уровень преступности. Соблазн сойти с прямой дорожки очень велик и не считается чем-то из ряда вон выходящим.

А Корея – развитое капиталистическое государство, мононациональная страна. И там понятие чести развито до такой степени, что бывший президент Кореи прыгает со скалы лишь из-за того, что его подозревают в коррупции. Ему стыдно смотреть в глаза людям, и он кончает самоубийством. У корейцев потерять честь – значит потерять жизнь.

– Буквально на днях Валерий Непомнящий рассказывал нашей газете, как столкнулся с «договорняками» в Китае. Когда он удивился безволию своей команды в одном из матчей, то узнал, что она просто отдает долги за прошлый год…

– Бывает и такое. А вот в Корее это исключено. Как думаете, почему Валерий Кузьмич Непомнящий так успешно работал в этой стране? Потому что он занимался именно футболом. У нас об этом почти нигде не сообщалось, но там ему дали уникальную государственную награду – «Фэйр Мэн», «Честный человек». Обычно она вручается президентам каких-нибудь автоконцернов национального значения. А Непомнящий стал первым человеком не только из футбола, но и из спорта вообще, кто ее получил из рук главы государства! К тому же он иностранец! Спрашивается, за что его отметили, если его команда лишь раз выиграла Кубок страны и раз – серебряные медали? Ответ прост: за несколько лет под его руководством выросла почти половина сборной страны. Он не гнался за результатом, а занимался тем, что лучше всего умеет – тренерской работой. И в Корее сумели это оценить.

«КАРВАЛЬО ПЫТАЮТСЯ ПРОДАТЬ»

– Раз уж вспомнили Валерия Непомнящего, есть повод поговорить о другой актуальной проблеме – финансовом кризисе. «Томь», где с февраля не платят зарплату, – его первая жертва?

– На самом деле не первая. Точнее, в премьер-лиге сейчас немало команд, которые испытывают серьезные трудности. Есть деньги в «Рубине», «Спартаке», «Зените», «Локомотиве», то есть в тех командах, которые сидят на нефти и газе или могут повысить тарифы, допустим, на железнодорожные перевозки.

А вот в «Ростове», «Спартаке-Нальчике», других клубах, по моей информации, ситуация тяжелая. Более того – в ЦСКА, насколько я знаю, тоже. Слышал разговоры, что армейского стадиона в ближайшие годы мы не увидим. Где это видано, чтобы команда-лидер, которой предстоит участие в Лиге чемпионов, не могла найти генерального спонсора? А ведь у ЦСКА его нет.

– Разве не может поправить положение продажа Жиркова в «Челси», о которой все говорят, как о деле решенном?

– Чтобы поправить, как вы говорите, положение, нужно продать не только Жиркова, но и Игнашевича, и Акинфеева, и Вагнера. Как мне известно, насчет Игнашевича есть хорошее предложение из «Эвертона». По крайней мере, по деньгам. А вот у Акинфеева, несмотря на разговоры, серьезных вариантов, по-моему, нет.

– Валерий Газзаев на недавней встрече с журналистами «Советского спорта» сказал, что, по его мнению, в зарубежном топ-клубе готовы заиграть только два россиянина – Жирков и Акинфеев. Что вы думаете? Не стоит ли добавить к этой паре Игнашевича?

– Честно говоря, у меня по каждому из названных вами игроков есть сомнения. Жирков по потенциалу – безусловно, сильнейший игрок. У него есть скорость, техника и, самое редкое, хорошая спортивная наглость. На поле для него нет авторитетов. В России в этом с ним может поспорить только Аршавин, который нынешней весной блистал в «Арсенале». Но будь все так просто, Жиркова уже давно бы купили. У Юры, вполне вероятно, тяжело сложится адаптация за рубежом. Он не знает иностранных языков, да и вообще человек малообщительный.

У Акинфеева – иная проблема. Игорь должен знать, что он – номер один. Ему не нужны конкуренты, их присутствие его нервирует. Значит, зарубежный клуб должен делать на него твердую ставку. Но он не женат – и кто знает, как отреагирует, когда найдет спутницу жизни. Не владеет языками. Не жил за границей. Тут нужно полное доверие тренера, который его пригласит. Потому что отлучи Акинфеева от основы – он будет сильно переживать. Вспомните, каким красавцем был Кержаков до прихода туда Адвоката! И как завял, когда голландец усадил его на лавку.

Игнашевич – тоже замкнутый человек. И менталитет у него не совсем европейский. Хотя для английского футбола он подходит.

Вместе с тем в Британии сейчас крайне осторожно будут подходить к трансферам. Вляпаться, как вляпался «Тоттенхэм» с покупкой Павлюченко, никто не хочет. Думаю, миллионов семь-восемь лондонцы на продаже Ромы точно потеряют. И не долларов – фунтов стерлингов.

– Кем ЦСКА собирается заменять тех, кто уйдет?

– Сложно сказать. На нашем рынке сильных игроков, которых можно купить, найти трудно. А покупать много бразильцев – это грабли, на которые в ЦСКА уже наступали. Они ведь не за клуб часто играют, а за себя. Обратили внимание, как бразильские легионеры «Шахтера» отмечали победу в Кубке УЕФА? Перевернули футболки так, чтобы спереди была не эмблема «Шахтера», а их собственная фамилия. Считаю, что это просто плевок в команду! И ладно бы один так поступил – нет, пять человек!

– Если уж речь зашла об игроках ЦСКА, то как объяснить ссылку в глухой запас Алана Дзагоева?

– Считаю, что это одно из последствий финансового кризиса. Не улыбайтесь. У клуба есть Карвальо, который уже давно не тот, что в 2005 году. Его надо продать. А предлагать покупателям неиграющего футболиста – значит, сбить на него цену. На это ЦСКА идти не хочет. Возможно, это одна из причин, почему Зико выпускает бразильца, а не россиянина.

Нельзя исключать, что Дзагоев находится в ненадлежащих кондициях, как об этом говорит Зико, но это мне кажется надуманным.

– Говорят, что Алан не хочет подписывать новый контракт с армейцами. И именно поэтому не играет.

– До меня доходили эти слухи. Но есть ли под ними почва – не знаю.

«ЦСКА НЕ НУЖЕН ЗИКО»

– Недавно на телеэфире вы на всю страну заявили: ЦСКА надо уволить Зико. Неужели два трофея из трех возможных, которые бразилец завоевал за время пребывания в России, не показатель?

– А что, простите, Зико сделал, чтобы лавры за эти победы отдали ему? При том наборе футболистов, что у него есть, можно и вправду сделать команду-конфетку, как сказал Газзаев. Но игра у ЦСКА проглядывает лишь фрагментами. Вряд ли тут дело только в финансовых трудностях.

Да и о том, что он работает в России, Зико думает в последнюю очередь – разжалование Дзагоева и Алексея Березуцкого тому доказательство. Я не вижу, что есть особенное в тренере Зико. Разве что его зарплата. Тому же Адвокату можно сказать спасибо: да, человек сделал команду, она играет и доставляет своей игрой удовольствие. Даже если проигрывает.

– Но к наставнику «Зенита» тоже можно предъявить претензии. Почему он треть сезона держал на лавке Семшова, одного из лучших игроков нашего чемпионата?

– Я зимой в вашей газете говорил, что Адвокат – это простой рязанский мужик, просто он разговаривает по-английски. Однако вместе с рязанской простотой в нем есть и рязанская упертость. Думаю, Дик и сам не сможет объяснить, почему Семшов у него сидел в запасе. Ему просто казалось, что так будет лучше для команды.

– А стоит ли Адвокату ждать конца сезона, чтобы уйти? Почему бы не сделать это сейчас, когда все равно нужно обновлять игру команды после продажи Тимощука?

– Этот вопрос наверняка приходил в голову руководству «Зенита». Раз они решили, что Дик доработает до конца сезона, значит, им кажется, что так будет лучше. Хотя я доподлинно знаю, что Адвокат еще в прошлом году хотел уйти.

– В Санкт-Петербурге ему не раз поднимали зарплату, и он оставался. Почему сейчас это не сработало?

– Потому что Дик – немолодой человек. Хочет быть поближе к дому, к семье. Жена пилит: «На кой тебе сдалась эта Россия?!»

В Питере нужно жить постоянно. А в Бельгию два дня в неделю ездить на машине. Почувствуйте разницу. Кстати, мнение о том, что Адвоката привлекают в «Зените» прежде всего деньги, ошибочно. Хотите, я расскажу вам историю, как он оказался в Питере?

– Расскажите.

– Мы с Костей Сарсанией приехали в Корею на полуфинал Кубка страны. Нас посадили в VIP-ложу. Начинается матч. И вдруг прибегают сконфуженные корейцы: на игру пожаловал тренер сборной! И это – именно его ложа! Возглавлял команду Кореи тогда Адвокат. Дик увидел Костю, с которым они были знакомы. Обнялись, разговорились. А на следующий день утром Адвокат улетал на родину, и мы приехали к нему выпить кофе. Можно сказать, сидели на чемоданах. Костя вдруг и говорит: «Дик, а не хочешь поработать в России?». От наших тренеров что слышишь в ответ? «А что вы можете предложить?» или «Поговорите с моим агентом». А Дик просто сказал: «Хочу! Мне это интересно». Мы спросили про условия. «Да такие же, как здесь, меня вполне устроят, – ответил он. – Лишь бы в работу никто не вмешивался».

– Но речь тогда, насколько я знаю, шла о сборной России.

– Да, о сборной. Но и вариант с «Зенитом» мы не исключали. Все-таки окончательное решение по тренеру сборной принимали другие люди.

«САРСАНИЯ ОТКАЗАЛСЯ ОТ МИЛЛИОНА»

– Кстати, не раз доводилось слышать – Сарсания занялся не своим делом. Лучше бы ему по-прежнему быть агентом – и не пытаться освоить тренерскую профессию…

– Дело в том, что Костя – не агент. Не агент в общепринятом смысле этого слова. Агент – это тот, кто работает на себя, на свой карман. Костя готов сам достать из кармана деньги – лишь бы было хорошо друзьям, близким. Или команде. Вы не представляете, как удивился Дик Адвокат, когда Сарсания променял «Зенит» на «Химки». Ему предлагали зарплату под миллион долларов – только останься. А он выбрал команду с кучей долгов, где ему обещали в шесть раз меньше. И подставил себя под огонь насмешек и критики. Не испугался. Потому что ему интересно. Как сказал Адвокат – это черта настоящего тренера, не агента.

– Пока у настоящего тренера Сарсании не очень-то получается…

– А в каких условиях приходится работать? Я был зимой в Хорватии на заключительном сборе «Химок». Так вот, в чемпионате из того состава, который наигрывался, в основе постоянно выходили всего три человека! Добавьте денежные проблемы. Но сейчас, когда губернатор Московской области Громов лично обещал, что найдет средства для летней селекции, перспективы «Химок» вовсе не кажутся мне безрадужными. Тем более на фоне финансовых проблем у многих других команд, о которых мы говорили.

– Тогда последний вопрос: вы верите в то, что борьба за выживание, да и борьба за медали в этом году будет вестись честно, по всем правилам?

– К сожалению, нет. Мы к этому еще не пришли. И когда придем – не знаю.

ЕСТЬ ИДЕЯ!

А ЕСЛИ ОБСУДИТЬ «СТРАННЯК» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «СПОРТ»?

Предложение Владимира Абрамова, вынесенное в заголовок его интервью, заслуживает, на наш взгляд, пристального внимания.

«Хотел бы тоже поучаствовать в обсуждении матча «Терек» – «Крылья», но, увы, игру не видел – в нашем городе «НТВ–Плюс» не ловится», – среди сотен откликов на всевозможных сайтах (в том числе и sovsport. ru) подобных немало. Учитывая общественный резонанс, вызванный «странным» матчем в Грозном (журналисты уже окрестили его «странняком»), редакция «Советского спорта» предлагает коллегам-телевизионщикам провести народную экспертизу нашумевшего матча – показать его по общедоступному бесплатному каналу. И сразу после трансляции обсудить увиденное, пригласив в студию представителей «Терека» и «Крыльев», футбольных руководителей, специалистов, экспертов, журналистов. Полноправными участниками дискуссии посредством гиперактивного голосования могли бы стать и миллионы телезрителей. Мы уверены, что такое гласное обсуждение пошло бы на пользу нашему футболу, помогло бы сделать его прозрачнее и чище.

Нам кажется, что уместнее всего провести эту акцию на телеканале «Спорт». Понятно, что права на трансляцию футбольных матчей премьер-лиги принадлежат «НТВ–Плюс». Но здесь, думается, тот случай, когда конкурентам можно договориться…

Что думаете, коллеги?

Новости. Футбол