«Генерал полузащиты»

ПАМЯТЬ ВИКТОР КОЛОТОВ. 3 июля исполнилось бы 60 лет заслуженному мастеру спорта, неоднократному чемпиону СССР Виктору Михайловичу Колотову. В 1975 году он был капитаном киевского «Динамо», выигравшего Кубок кубков и Суперкубок, после чего английский журн
news

ПАМЯТЬ

ВИКТОР КОЛОТОВ. 3 июля исполнилось бы 60 лет заслуженному мастеру спорта, неоднократному чемпиону СССР Виктору Михайловичу Колотову. В 1975 году он был капитаном киевского «Динамо», выигравшего Кубок кубков и Суперкубок, после чего английский журнал «Yorld soccer» назвал его генералом полузащиты.

Увы, в конце 1999 года у Виктора Михайловича случился второй инфаркт. Но в канун Нового года врачи все-таки выписали его из больницы. И напрасно! Колотов так торопился снова жить полноценной жизнью, что, не желая огорчать родных и друзей, 28 декабря весело отметил серебряную свадьбу с женой Еленой, через три дня за праздничным семейным столом встретил Новый год, а 2 января с друзьями уехал на охоту. Увы, на следующий день его не стало.

«ССФ» перелистал семейный альбом знаменитого футболиста, попросив вдову Елену Никифоровну и его друзей прокомментировать снимки.


– С Витей я познакомилась, когда заканчивала школу, – вспоминает Елена Никифоровна. – Произошло это на квартире Володи и Тани Трошкиных. В гости я пришла с подругой, будущей женой Виктора Матвиенко. Колотов мне сразу понравился, и неприятно было видеть, как он откровенно ел глазами невесту Матвиенко. Но я все-таки сумела обратить внимание Виктора на себя. Он проводил меня домой, и потом мы встречались три года. Поженились же только в декабре 1974 года.

В день знакомства я знала, что Виктор – известный игрок «Динамо» и сборной, тем не менее могу точно сказать, что вышла замуж не за футболиста – тогда футбол я вообще не любила – а за любимого человека. Порядочного, интеллигентного. Интеллигентность у него была не от образования и воспитания. Она была у него в крови, с рождения, хотя, казалось бы, родители были простыми тружениками: отец – столяр, а мать – медсестра, повар. Виктора всегда отличало умение защитить слабого, самопожертвование. У него было добрейшее сердце. Единственным недостатком в нашей 25-летней семейной жизни считаю его неприспособленность в домашних делах. Только однажды он вспомнил, что его отец столяр, и на даче прибил всем мешавшую доску на ступеньках крыльца.


– В 1975 году у нас родился долгожданный сын Женя, – продолжает Елена Никифоровна. – А ведь мог и не родиться. На восьмом месяце беременности я с огромным животом провалилась в открытый канализационный люк и еле удержалась на расставленных локтях. Футболиста из сына, к большому огорчению Виктора, не получилось. В дошкольные годы Женя с нетерпением ждал отца, и когда тот приезжал с тренировок, игр, то они валились на пол и самозабвенно часами занимались детской железной дорогой. Видимо, сказывалось, что Колотов-старший вырос на железнодорожной станции.

Сейчас Женя живет в США, куда уехал вслед за своей любовью со школьной скамьи. Там они поженились. У них родилась дочь, которую они в память об умершем дедушке назвали Викторией.

Спорт нашего сына не увлек, хотя он занимался в футбольной школе. На снимке: Женя поставил ногу на мяч, а папа стоит сзади. Виктор, сравнивая свои и Женины детские возможности, вздыхал: «Вот мне бы 20 лет назад такой мяч. А мне же приходилось играть мячами с кожаными шнуровками, и если оказывалось, что они плохо зашнурованы, то при попадании такого «кирпича» в голову, сразу пропадало желание играть».


– Виктор, хотя и родился на Волге, рыбалкой долго не увлекался, – рассказывает его лучший друг знаменитый киевский динамовец Владимир Трошкин. – Вот охота для него действительно была пуще неволи. Он обладатель приза «Король охоты». Но постепенно Колотов втянулся и в рыбную ловлю, да иначе он и не мог поступить. Когда мы жили на сборах на старой базе в Конче-Заспе, почти вся команда свободное время проводила на озерцах. А там, где все, там и Виктор был. Потом он так пристрастился к рыбалке, что, став тренером, нередко уговаривал меня поехать с ним на прикормленные места. Особенно его тянуло на рыбалку в трудные моменты. В такие часы можно было молча сидеть рядом и в ожидании клева без помех думать о днях прошедших и будущих. Не случайно в шутку я называл Колотова «немым татарином».


– Виктор называл меня крестным отцом, – вспоминает лучший футболист страны-66, а затем киевский селекционер Андрей Биба (на левом фото Биба – справа). – Ведь это я, увидев Колотова в кубковой игре с киевским СКА, тут же доложил о перспективном футболисте тренеру Маслову, а потом сумел убедить его играть в нашей команде, а не в ЦСКА или в «Торпедо».


Тогда осенью 70-го Колотова – дебютанта сборной из провинциального «Рубина» – хотели заполучить многие. Тренер ЦСКА и сборной Николаев вместе с генералами запугивал Виктора службой в самой северной точке страны. У торпедовцев был такой сильный козырь, как член ЦК КПСС директор ЗИЛа. Но мы оказались проворнее конкурентов. Когда никак не определившийся до конца Колотов находился со сборной за границей, мы перевезли его родителей и старшего брата в Киев, выдали в центре города квартиры, мужчин устроили на работу. В результате, когда Виктор вернулся в Москву, в Шереметьеве его ждали мать и брат. Они-то и уговорили Колотова стать динамовцем (на игровом фото Колотов – № 9). В Москве не могли простить нам такой наглости.


В «Советском спорте» появился фельетон Ильи Шатуновского «Футбольный детектив». Потом была целая страница гневных читательских откликов, все его называли рвачом. Все по закону жанра того времени. И в итоге Виктор был дисквалифицирован на год.

Однако в дело вмешался ЦК Украины, и в мае Колотов был амнистирован. Но для этого пришлось написать покаянное письмо «Беречь честь смолоду». Многие считали тогда это раскаяние пустой формальностью. Но я знаю, как Виктор переживал. Просто в той истории он оказался жертвой обстоятельств, в которых мог запутаться и более опытный, чем он, футболист.


СТИХОТВОРЕНИЕ РЕЗНИКА

– С Виктором Колотовым был знаком не просто много лет, – вспоминает поэт Илья Резник. – Когда случалось бывать в Киеве, ходил к нему в гости – для друзей он всегда распахивал и душу, и двери своей квартиры. Уж теперь не помню, по какому случаю я написал стихотворение, посвященное Виктору, и отправил его в Киев.


Виктор Михайлович КОЛОТОВ

Родился. 3 июля 1949 года в поселке Юдино Татарской АССР. Умер 3 января 2000 года в Киеве.

Амплуа. Полузащитник. Заслуженный мастер спорта. Заслуженный тренер Украины.

Игровая карьера. Воспитанник «Локомотива», Юдино. Выступал в командах «Чайка», Зеленодольск – 1968, «Трудовые резервы» – 1968, «Рубин», Казань – 1969–1970, «Динамо», Киев – 1971–1980, капитан «Динамо» – 1972–1976. В чемпионатах СССР сыграл 218 матчей, забил 62 мяча. В сборной СССР – 1970–1979, сыграл 55 матчей, забил 22 мяча.

Достижения. Обладатель Кубка кубков и Суперкубка – 1975. Чемпион СССР – 1971, 1974, 1975, 1977. Обладатель Кубка СССР – 1974, 1978. Серебряный призер чемпионата Европы-1972, бронзовый призер Олимпийских игр – 1972, 1976.

Тренерская карьера. Тренер школы «Динамо» – 1982–1983. Тренер «Динамо» – 1984–1992. Главный тренер «Борисфена», Киев – 1993, «Прикарпатье», Ивано-Франковск – 1996–1997. Главный тренер олимпийской сборной Украины – 1995–1996, 1998–1999.