«Нельзя предавать футбол, просто хлопнув дверью…»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА Кризис ВАЛЕРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ. Летящей походкой он вышел из дома, перешел улицу и оказался… в редакции «Советского спорта». С Валерием Кузьмичом мы уже два года как соседи – с тех пор как переехали из центра столицы в Старый Петровско-Разумовск
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Кризис

ВАЛЕРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ. Летящей походкой он вышел из дома, перешел улицу и оказался… в редакции «Советского спорта». С Валерием Кузьмичом мы уже два года как соседи – с тех пор как переехали из центра столицы в Старый Петровско-Разумовский проезд. Поэтому сидим по-соседски (только чайку не хватает – сосед отказался: только что позавтракал). Хочется говорить ему комплименты: Непомнящий строен, спортивен (вполне можно откинуть пару десятков лет от паспортного возраста), и главное – на удивление легко (с улыбкой) держит удар. В его ситуации большинство российских тренеров послали бы прессу куда подальше – не до разговоров: будущее сумрачно, «Томь» – почти банкрот, денег игроки не получали аж с марта, кормятся обещаниями, а на носу гостевой матч с «Локомотивом»…

УДАР НИЖЕ ПОЯСА

– Ситуация, однако, Валерий Кузьмич, аховая…

– Это точно. Терпение команды – на пределе. Напряжение еще и возрастает – трансферный период близко. Можем потерять игроков, не получив за них ничего. А за счет продаж хоть как-то бы удержались на плаву…

– Как в такой ситуации удается сохранять рабочие отношения с игроками?

– Я сам удивляюсь. Конечно, ребята, предъявляя претензии, абсолютно правы. У всех семьи, у кого-то кредиты, ремонты… Состояние, что, кажется, поднеси спичку – вспыхнет! Тем не менее работаем. Думаю, дело и в ответственности перед городом, болельщиками. А они в Томске чудесные! В конце концов только у нас на стадионе есть памятник «Кузьмичу» – простому болельщику.

– Патриотизм? Но игроки все не местные…

– Да! Поэтому я одновременно и удивлен, и благодарен им. Говорю это без всякого пафоса.

– Можно стиснуть зубы и играть, но состояние, согласитесь, нерабочее…

– Знаете, человек ко всему привыкает. К плохому, к сожалению, тоже. Но когда выходит на поле, мне кажется, забывает о проблемах. Даже на сборах не было эксцессов. Хотя пятнадцать дней в Германии – это очень много.

– Денег нет, а поехали в Европу…

– Мы прорабатывали варианты сборов в Москве, но оказалось – там дороже. Сочи – тоже! Ко мне подходили ребята: почему бы не провести сборы в Томске? Я отвечал: в Томске – мошка, кровопийцы настоящие! Потом играть не с кем, да и просто не помешало бы обстановку сменить.

– Наверное, игроки имели в виду: сэкономленное на сборах можно пустить на зарплаты…

– Мне они такого не говорили. Сейчас мы некоторым игрокам предлагаем: давайте вам переведем, но слышим: «Нет! Как мы будем выглядеть в глазах других? Только всем!». При этом читаю в одной газете: «Томь» полностью рассчиталась с главным тренером». Я понимаю – желтая пресса, но, ребята, это удар ниже пояса…

«КАКОЙ Я ИНТЕЛЛИГЕНТ? Я – НОРМАЛЬНЫЙ!»

– Действительно, с марта футболисты «Томи» денег не получают?

– Ну, кое-какие суммы им, кажется, выдают – на карманные расходы. Вообще, не знаю – этими вопросами занимаются другие люди… Я для себя сформулировал несколько принципов работы. Первый: надо наладить отношения с руководством. Не прогибаться, а донести свою футбольную идею до людей зачастую не футбольных. Но вот финансовая сторона – быть толкачом, пробивать премии, зарплаты… Извините, не умею. Когда меня в тридцать четыре года назначили тренером в «Колхозчи», один мудрый человек сказал: «Чтобы чего-то добиться, надо ребятам хотя бы на рубль дать больше, чем прежний тренер». И вот приглашают меня в ЦК Туркменистана, спрашивают: какие проблемы? Говорю: у нас есть люди, которые уже лет восемь играют, а живут в коммуналках – нужно пять квартир. Хорошо бы еще и несколько машин в придачу… Получаю в ответ: у нас есть один чабан – герой Соцтруда – не дать ему квартиру мы не можем. Есть какой-то слесарь-передовик – стоит в очереди на машину… Словом, ничего у меня не получилось. А через год я уехал в ВШТ, на мое место пришел Арсен Найденов и сразу выбил: и квартиры, и машины… Вот он, видимо, талантлив в этих вопросах.

– Предположу, все дело в том, что вы слишком мягкий, интеллигентный человек…

– Умоляю, не надо! До сих пор не пойму, кто и почему повесил на меня этот ярлык – «интеллигентный»? Как ругательство, честное слово! Ну, какой я интеллигент… Я – нормальный!

– После второй союзной лиги вас, наверное, уже ничем не удивишь? Тогда-то футбол был «повеселее», чем в нынешней России…

– И не говорите... Приезжаем в Краснодар, нам пенальти ставят. Вратарь отбивает. Судья: повторить! «Сколько будем бить?» – ребята спрашивают. «Пока не забьет…». И таких моментов – море! Но тогда я понимал: это – система, ничего с ней не поделаешь. Сейчас – совсем другое дело.

 

ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ

– Вернемся к «Томи». Есть пути спасения?

– Есть. Вы наверняка знаете, что наш губернатор написал письмо и отправил его сначала Путину, потом Президенту. Но письмо было составлено не совсем правильно, там был такой абзац: «Прошу найти варианты помощи ФК «Томь». То есть предлагалось Медведеву искать варианты! Дмитрий Анатольевич на той бумаге пишет: «Подготовьте предложения».

Это было 15 мая. И вот 19 июля Мутко направил второе письмо – уже с предложениями: нужно такую-то сумму от такой-то компании, от другой… Сейчас это письмо лежит в администрации. Вопрос: когда попадет на стол к Президенту? А далее (как нам объяснили) достаточно будет простого звонка, чтобы спасти клуб.

– Это единственный вариант спасения? Может быть, очнутся томские коммерсанты, бизнесмены?

– Нам помогают, потому еще и живы! Но бизнесмены в Томске – это не московские олигархи. Вот во время тренировки подходит человек: «Валерий Кузьмич, вы кого хотели бы купить?». Я: «Того-то». – «Сколько он стоить будет?». – «Понятия не имею. Ни разу не покупал игроков в России». – «Ну, в случае чего я помогу!». То есть человек готов вытащить деньги из своего кармана. Но таких в Томске очень мало. Сейчас, например, может возникнуть форсмажорная ситуация с Корниленко: если он подаст заявление в палату по разрешению споров. На этот случай должна быть готова сумма, чтобы выплатить задолженность и не отпустить его бесплатно.

– Но в палату может обратиться не только Корниленко. На других игроков «Томи» тоже есть спрос…

– Есть, к сожалению. Ориентировочно могут покинуть команду… раз, два, три человека. И еще двое под вопросом. Но тут вот какая беда. Если бы мне позвонили из другого клуба: у нас интерес к такому-то игроку. Тогда можно было бы цивилизованно решить вопрос. Но, к сожалению, только по одному футболисту был конкретный разговор, а по остальным – все с заднего крыльца подходят…

– Легионеры. Их-то обычно без зарплаты даже тренироваться не заставишь…

– Ну, вот смотрите. Корниленко – легионер, тренируется. Югославы – трое. По Йокичу есть предложения. По Радосавлевичу и Мазнову – не знаю. Но Горан (Мазнов) и Джордже (Йокич) как-то более открыто выражают недовольство, а Радосавлевич исподлобья смотрит, бурчит что-то… Парейко – иностранец, теперь капитан. Прямо сказал: «Если ситуация выправится, буду играть в Томске».

– Кстати, почему Климов отказался от капитанства?

– Тут дело не в деньгах. Мне он свое решение объяснил так: «Повязка – это дополнительная ответственность, она давит на меня, мешает. К тому же я сейчас не в той форме, чтобы быть капитаном». Но, отмечу, Валера и без повязки остается лидером «Томи».

 

«ВАЛЕРИЙ КУЗЬМИЧ, МЫ САМИ!»

– Матч с «Локомотивом». С одной стороны – надо выигрывать, чтобы заявить: как можно такую команду распускать?! С другой – и крупный проигрыш станет сигналом властям: больше ждать нельзя…

– Мы «Амкару» проиграли, совершив две ошибки – грубейшие! Потому что психологическое состояние игроков было неустойчивое: первый тайм терзали соперника, второй – провалили. И теперь на матч с «Локомотивом» моя задача – поставить людей, которые крепче, прежде всего психологически.

– Интересно, что тренер должен говорить игрокам перед такой игрой?

– Я вообще сейчас стараюсь мало говорить – о настрое и так далее. Игроки и тренеры устают друг от друга, а когда внизу турнирной таблицы находишься и денег нет – раздражение еще больше. Поэтому лучше лишний раз не напрягать парней. Перед матчем могу пригласить авторитетных игроков: «Ребята, можете повлиять как-то? Что нужно от меня?». Обычно отвечают: «Валерий Кузьмич, мы – сами!». Или скажут: «Этого лучше поставить, а этого не надо». Часто ведь им виднее, кто из футболистов «горит», а кто тлеет или вообще…

– То есть роль тренера нивелируется?

– Не то что бы я самоустраняюсь. Просто есть разные способы влияния на коллектив. Это очень тонкая штука. С кем-то пошутил, кого-то «оттянул»… Кстати, на сборах пришлось провести довольно жесткое собрание, результат в воскресенье увидите – будут изменения в составе…

 

«НЕ НАДО «ТЕАТРА»

– Вам-то самому в такой ситуации не тяжко работать? Хватит ли терпения?

– Знаете, «Томь» – моя первая российская команда. И знакомые журналисты часто говорят: вы этого хотели, вы это получили… Но что самое интересное, я работал иногда в комфортных, просто сказочных условиях, а было тяжелее, чем сейчас! То ли внутренне был готов к проблемам в Томске, то ли еще что… Короче, не скажу, что спокоен, как удав, но пока удается справляться с ситуацией. Еще ни разу не позволил себе стукнуть кулаком по столу, повысить голос. Для себя я давно уже вывел одну формулу. Игроки все прощают тренеру, но только не «театр». К примеру, Чернышев и Тарасов – два великих тренера по хоккею. Тарасов – был огонь, мат-перемат, и его игроки таким воспринимали. Чернышев – его противоположность. Но вот если бы он начал использовать крик? Игроки подумали бы: у него что – крыша поехала?

– Но хочется иногда разрядиться криком?

– Хочется, конечно!

– И как снимаете стресс?

– Я не пью, если вы об этом. Хотя знаю, что многие тренеры снимают стресс таким способом. Когда только начал работать в команде мастеров, у меня были сильные головные боли, и один доктор мне тоже посоветовал: либо принимай болеутоляющие перед матчем, либо после – стаканчик водки. Не использовал ни то, ни другое, потому что… Ну, вот болит у меня голова, прихожу на тренировку, только увидел команду – все как рукой снимает! Настроение, какое бы плохое ни было, поднимается. То же самое и у ребят. Перед тренировкой – головная боль от проблем, но стоит дать ребятам упражнение, которое нравится – все! Завелись, и только «треск» слышен! Успокаиваешь: парни, поаккуратнее!

– Как может повышаться настроение, если приходишь на тренировку и видишь у всех один и тот же вопрос в глазах?

– Где деньги? Скажу так. Степанов и Вайнштейн (гендиректор «Томи» и его заместитель. – Прим. ред.) уже двадцать лет живут в условиях постоянного стресса. И сейчас именно они являются громоотводами и принимают все на себя. Хотя на сборы не летали, но постоянно были на связи. Вот я перед встречей с вами выключил телефон – а они уже раза три, наверное, позвонили.

– Значит, депрессии нет?

– Нет! Буду биться до конца. Нельзя предавать футбол, нельзя просто хлопнуть дверью и покинуть премьер-лигу. Хотя я и говорил: если не будет ясности в ситуации, то какой мне смысл каждый день дурить игроков? Но я это сказал еще до того, как были написаны эти письма Президенту. До того, как я увидел визу Медведева.

 

ВСЕГДА «В ТЕМЕ»

– Сейчас много предложений у игроков. А у тренера Непомнящего?

– Так я вам все и рассказал, – улыбается. – Без комментариев!

– К чему спрашиваю: после того, что сейчас в Томске происходит – для вас это первый и последний опыт работы в России?

– Мне ребята с НТВ говорят: «Валерий Кузьмич, вы сейчас даже приободрились как-то, выглядите лучше, чем когда у нас работали». Я: «Еще бы! С вами-то работал на износ. Чемпионат Европы – раньше трех ночи домой не возвращался!»…

Шучу, конечно, но футбол, он помогает, дает новые эмоции. Я не страдаю, даже в этой ситуации получаю удовольствие от работы. А разочарование… Оно, конечно, есть, но эта чаша весов пока не перевешивает.

– Вы как-то сказали: «За последнее время у меня появилось много друзей, но много и недоброжелателей…».

– И это нормально! Столько в интернете про себя прочитаешь! Старая развалина и прочее, прочее…

– Вывод: туда лучше не заглядывать…

– А куда мы без интернета? Как молодежь говорит, всегда нужно «в теме» быть...

 

ДОСЛОВНО

Дмитрий ГРАДИЛЕНКО, агент:

– Наибольшим спросом из футболистов «Томи» – это ни для кого не секрет – пользуется Сергей Корниленко. Нападающий здорово проявил себя в первой части чемпионата, идет среди лидеров в списке бомбардиров. Мощный, габаритный парень одинаково здорово играет и на «втором этаже», и внизу. Единственный его «недостаток», если можно так выразиться – отсутствие российского паспорта.

Предположу, что полгода назад «Томь» приобрела Корниленко за небольшую сумму, поскольку серьезные трансферы просто не потянула бы, а сейчас форвард стоит совсем других денег. Правда, есть вариант, при котором Сергей может уйти из команды свободным агентом, в случае, если не получал зарплаты последние два месяца. Но, насколько знаю, сам игрок против такого исхода – он хочет, чтобы за его трансфер «Томь» деньги все-таки получила.

Кто еще из томичей может быть интересной персоной на трансферном рынке? Пожалуй, лишь Дядюн – по причине того же российского паспорта, Харитонов и Мичков.

Впрочем, здесь многое зависит от задач, стоящих перед конкретной командой. Скажем, есть футболисты, которые при переходе могут, если не усилить свой новый клуб, то, по крайней мере, не испортить игру. Также есть «футболисты вкуса». Например, будь я тренером команды премьер-лиги, то постарался бы приобрести Йокича – очень добротного центрального защитника. Он мне нравился еще со времен выступления за «Торпедо». Но это мое мнение – у другого человека может быть свое видение ситуации.

Подводя итог, предположу – тотальная распродажа футболистов «Томи» вряд ли грозит. Хотя с Корниленко сибирякам все же придется расстаться…

МЕЖДУ ТЕМ

В воскресенье на одной из центральных площадей Томска болельщики «Томи» устроили митинг в поддержку команды. Организаторы митинга призвали болельщиков поставить свои подписи под обращением к руководителям нефтегазодобывающих компаний, ведущих разработку недр в Томской области, с призывом помочь клубу выйти из финансового кризиса и принять участие в долгосрочном финансировании команды.

P.S.

Несмотря на анонсированные Непомнящим кадровые изменения, в матче против «Локомотива» вышел все тот же «психологически неуравновешенный» состав, проваливший второй тайм против «Амкара» – за исключением Катынсуса и Архипова.

Перед началом игры гости обошлись без общего собрания в центре поля, только Корниленко обошел товарищей с протянутой рукой (для рукопожатия). А дальше начались чудеса: играющие «в рассрочку» томичи смотрелись уж точно не хуже хозяев, победа которым была нужна позарез (требовалось справить долгожданное возвращение Семина на родной «Локомотив»).

Сотня болельщиков из Томска в секторе гостей, усиленная ротой печальных милиционеров, разложили баннер: «Почему не клуб Сибири, а «Зенит» и «04?». Требуя, очевидно, от «Газпрома» сменить футбольную ориентацию или, по крайней мере, пересмотреть свои отношения с немецким «Шальке».

Солидарность проявили и фанаты «Локомотива», письменно потребовав «сохранить сибирскую «Томь»!». Впрочем, через полчаса этот плакат убрали…

«Мы хотим сегодня победу!» – до последней минуты хором требовали трибуны Черкизово, но «удивительных ошибок» от гостей так и не дождались…

После финального свистка Корниленко вернулся на поле (его заменили на 80-й минуте) и снова обошел товарищей. На пресс-конференции на вопрос, почему заменил агрессивную «девятку», Непомнящий ответит: «Надо готовиться играть без него». И всем стало ясно, что Корниленко вот-вот улетит из Томска через «трансферную форточку».

В причины удачной игры своей команды Валерий Кузьмич вдаваться не стал: «Да, мы сыграли вничью с «Локомотивом», но для меня гораздо важнее то, как ребята сегодня играли, как отдавались на фоне тех проблем, которые у нас есть».

Второй и последний вопрос журналистов к главному тренеру «Томи» звучал ожидаемо: «Какова ситуация с финансированием?». «Такая же, как вчера и позавчера», – ответил Непомнящий и откланялся под аплодисменты….

 

Новости. Футбол