«Я должен пробиться!»

ВИКТОР БУЛАТОВ. Пару дней назад 37-летний Виктор Булатов во второй раз в своей жизни повесил бутсы на гвоздь. Первый раз он распрощался с карьерой игрока чуть более года назад. Поступил в Высшую школу тренеров, стал работать помощником главного в «Нике»…
news

ПЕРСОНА

ВИКТОР БУЛАТОВ. Пару дней назад 37-летний Виктор Булатов во второй раз в своей жизни повесил бутсы на гвоздь. Первый раз он распрощался с карьерой игрока чуть более года назад. Поступил в Высшую школу тренеров, стал работать помощником главного в «Нике»… И вдруг неожиданное сообщение: трехкратный чемпион России в мае заявился за «Торпедо» в любительской лиге.

«ССФ» отправился к Виктору в гости, чтоб понять, что за «качели» такие у него в судьбе.

«ВЕРНУЛСЯ, ЧТОБЫ ХОРОШО УЙТИ»

– Не потянули, полагаю, Виктор, уровень коллективов физкультуры?

– Не стоит подтрунивать. Просто на днях получил приглашение войти в тренерский штаб новороссийского «Черноморца». А на счет «потянул – не потянул»….

Когда с Александром Тукмановым (гендиректором «Торпедо». – Прим. ред.) обсуждали мою роль в «Торпедо», я сказал: так сразу 90 минут не выдержу. Но все оказалось проще. Уровень в КФК позволял мне просто получать от игры удовольствие. Напряжения никакого. Главный тренер – мой давнишний партнер Слава Даев. Каждому бы так карьеру заканчивать!

– Какими были ваши функции на поле, задачи на сезон…

– Задача была одна – «Торпедо» должно и будет первым. Наверх надо выходить – во второй дивизион. Думаю, торпедовцы и без меня этого добьются.

– Опишите, как в прошлом году бутсы на гвоздь вешали.

– А я их не вешал – в кладовку бросил, после того как вернулся из Хабаровска. А в мае не стал новые покупать? Достал старые, в них и играл.

– Сколь продолжительным оказался перерыв в тренировках?

– Почти год. К счастью, лишнего веса набрать не успел. Я кроссы бегал регулярно.

– Главный вопрос: что вас заставило вернуться на поле?

– Так прямо и не скажешь. Все случилось очень неожиданно. Еще в мае работал помощником в «Нике» у Вадима Романцева. Но в этой роли особенных перспектив не видел. А тут звонок от Тукманова…

– Хорошие условия предлагали?

– Для 37-летнего – вполне, – смеется. – Но я точно знал: этот сезон для меня последний. Да я вообще мог в любой момент закончить! Ждал предложений на тренерскую работу… Ее сейчас найти очень непросто. А «Торпедо»… О «Торпедо» останется приятная память – получается, я же у истоков возрождения команды стоял.

– Тукманов проводил с вами инструктаж на тему «Какое «Торпедо» – настоящее?».

– Не было инструктажа. Я и так знаю: настоящее «Торпедо» – то, в котором я играл. Болельщики мне были рады, кричали: «Спасибо за все! Помним!». Я ведь в 1998-м сезон за черно-белых отыграл. Между прочим, тот сезон оказался лучшим для меня по показателям – 9 голов, столько же передач. Рекорд можно легко побить – сейчас «Торпедо» выигрывает абсолютно во всех матчах, иногда с двузначным счетом.

– Вспомните, чем занимался в «Нике» Олег Романцев? Второй дивизион – не уровень для мэтра.

– Романцев – друг президента клуба Петросянца. Советами сыну помогал. Для Вадима опыт в «Нике» – первый, старается во все детали вникнуть.

– «Ника» представляется обывателю клубом-фантомом. Тихо себе существует и задач никаких не ставит…

– Ну почему же? Задачи – воспитание футболистов, школа. Интернат достраивается. «Ника» собирается искать в регионах талантливых мальчишек.

ПОСЛЕДНИЙ ОПОРНИК «СПАРТАКА»

– О вас говорят: «последний опорник «Спартака».

– Слышал такое, и не раз. Один компетентный человек мне сказал так: «После тебя никого не можем найти». Но я думаю, это стечение обстоятельств. Кто-то же должен, наконец, закрепиться на этой позиции и показать себя!

– Нашли Кариоку – «закрепился», «показал»!

– Парень не без способностей. Но для больших задач сыроват. Если привыкнет к стране, «Спартаку», может, и раскроется года через два-три. А пока что он запомнился только тем, что раньше времени сбежал в отпуск. Мне кажется, тренеры должны его успокоить, обнадежить, тот же Карпин. Хандра – явление непостоянное.

– Еще есть опорник – Сергей Ковальчук.

– Он очень нравится мне как футболист – работоспособностью, техникой. Но «Спартак» не его команда. Здесь требуется больше креатива. К тому же у Ковальчука травмы нередко случались.

– О «Спартаке» вашего времени вспоминают: душевный. А в чем душевность-то?

– Была аура победителей. А от нее – душевность. Когда получил предложение от «Спартака», советовался со старшими товарищами. Один из них говорит: «Иди в «Спартак», не раздумывай. Оргазм получишь. Футбольный…». И я действительно получил, что обещали. У Романцева люди начинают одинаково думать на поле, и почти все тренерские замыслы воплощаются. К тому же Романцев мог себе позволить пригласить любого российского игрока, подходящего под его модель. Сегодня по-другому. Мне кажется, теперь для молодых ребят приоритетами выступают «Зенит» с ЦСКА, а уж потом «Спартак».

«У МЕНЯ СВОЕ ВИДЕНИЕ, СВОЙ ПУТЬ»

– Давно решили стать тренером?

– Лет пять назад. Конспекты начал составлять…

– Считается, что в России «тренеры по кругу ходят», пробиться в приличный клуб можно только с благословения «корифеев». Мафия бессмертна?

– Пока не разобрался. Но войти в этот круг действительно очень трудно. Но сдаваться нельзя. Я должен пробиться. Я должен реализовать себя в хорошей команде. У меня есть свое видение, свой путь. Я чувствую футболистов, знаю, какую работу им надо давать. Что всегда не нравилось мне у наших тренеров – объемами увлекаются. А, на мой взгляд, не объемы занятий надо повышать, а эффективность. Помню, в «Крыльях» при Аверьянове безвылазно сидели на сборах по три недели. Понимаю: средства экономили. Ну а толк от этой экономии? Чего путного ждать от игроков, которым к концу сбора все осточертело?!

– Вспомните свой самый большой «срок» вдали от дома.

– 25 дней. Это было в 1995 году, в ставропольском «Динамо». Из тех же соображений – экономии – мы поехали на сборы в Европу на автобусе. Сначала надо было от Ставрополя доехать до Салоников (это в Греции). Наш старенький «Рено» выжимал от силы 80 километров в час. Горячим в пути не кормили – багажник был забит хлебом, кабачковой икрой, сыром… Так и тащились мы через все границы и таможни 3,5 суток! Потренировались в Салониках и отправились на следующий сбор – в Германию, в Кельн. Еще 3,5 суток. Вышло, что отсутствовали дома 25 дней, из них в пути – 12. Тихий ужас…

– В Высшей школе тренеров, где сейчас обучаетесь, помогают с трудоустройством?

– Не уверен. В декабре должен получить лицензию B, которая позволяет быть главным тренером в первом дивизионе. Это дает шанс.

В России огромную роль играют связи, известность. Если ты на виду, будет тебе работа. Но если нет навыков и таланта, то через два-три года все поймут: никакой ты не тренер. И таких примеров в России достаточно. Тем, у кого нет имени, изначально тяжело. Пример Слуцкого в своем роде уникален – как-то пробился человек.

– Если навскидку: кто из ваших однокашников по Высшей школе тренеров сейчас находится в поиске работы?

– Бесчастных, Парфенов… Известные люди.

– Решения по кадрам в клубах порой принимают люди, далекие от футбола. Коробит?

– Еще как! Надеюсь, это не навсегда. У нас в стране просто не сформирована культура отношений между президентом клуба и главным тренером. Взять, к примеру, «Челси». Абрамович отдал дела на откуп Питеру Кеньону. Тот на свое усмотрение подбирает тренеров, спортивного директора. Дело президента – сидеть в почетной ложе и не вникать в нюансы. У нас же принято так: я президент, заработал много денег, а потому знаю, кого продавать или покупать. Если в премьер-лиге такой подход, что же говорить о низших дивизионах… От таких руководителей, к счастью, я не страдал, но от коллег историй наслушался. Президенты-бизнесмены приходят на занятие и в присутствии тренеров начинают учить игроков, что такое футбол. Большинство тренеров терпят эти «наезды» – чтобы работу сохранить. Но я знаю футбольных людей, которые идут на принцип – уходят от руководителей-дилетантов.

– Отечественные специалисты с опытом опасаются конкуренции со стороны молодых?

– В общении с ними ощущаю только поддержку. Когда выезжали на сборы с ВШТ, со всеми встречались. Грозный, проводя семинар, очень старался, на все вопросы отвечал откровенно. Непомнящий, Слуцкий и все-все россияне относились к нам очень тепло. А Лаудруп не приглянулся. Человек не горит своей профессией. Датчанин отвечал на все вопросы казенным языком. А Зико – другой. Живой, неравнодушный. Свой в доску, как говорится.

– Глава ВШТ Андрей Лексаков отзывался о вас как о способном и ответственном слушателе. Любите учиться?

– Когда проснулся в первый выходной после учебы и осознал, что «в школу не надо», погрустнел. От обучения в ВШТ помимо знаний я получаю интересное общение. Раньше ведь только на поле друг против друга бились: с Маминовым, Парамоновым, Матвеевым и другими, а теперь приятельствуем.

«МЕЧТАЮ О ПОЛНОМОЧИЯХ РОМАНЦЕВА»

– Карпин призвал на помощь самого Романцева. Сильный ход?

– Олег Иванович реально поможет «Спартаку». И не только с практической точки зрения. Пока рядом такой авторитетный человек, Карпин будет уверен в себе, и игроки не станут филонить. У Романцева глаз-алмаз. Укажет на игрока, который не вписывается, предложит нужные упражнения… Вот вы говорите: «Булатов – последний опорник». А как я на позиции обживался? Романцев ставил сначала передним защитником, и на полузащиту я смотрел как бы со стороны. Потом Романцев перевел меня вперед, ответственности прибавилось, но дело пошло гладко.

– Наиболее запомнившееся «ноу-хау» Романцева – «максималка» или «квадрат»?

– «Максималка» – забеги от бровки до бровки – иной раз воспринимались как наказание. А с помощью «квадрата» 4 на 4 Романцев ставил игру. В этом квадрате до автоматизма оттачивалось взаимопонимание: подстройся под партнера, подумай о своем действии до приема мяча, равномерно заполняй зоны. «Знай все наперед!» – требовал Олег Иванович.

– Вы готовы стать тренером-диктатором, каким являлся в свое время Романцев?

– Конечно, хотел бы таких полномочий. С другой стороны, узурпатор власти должен быть адекватным и не ошибаться.

– При диктаторе Романцеве коллектив никогда не отстаивал товарищей. Неужели Олег Иванович не прислушивался к мнению коллектива?

– Позиции Романцева в клубе были столь сильны (президент и главный тренер в одном лице!), что ни одно его решение даже не обсуждалось. Фигура этого человека подавляла все и вся, но это не мешало работе.

– Андрей Тихонов, будучи в редакции «Советского спорта», вспоминал об инциденте, ставшим последней каплей перед расставанием со «Спартаком». Вы – один из фигурантов.

– Слышал, читал… Дело было так. В концовке гостевого матча с «Реалом» (в Лиге чемпионов, в сентябре 2000 года), при счете 1:2, мы пошли отыгрываться. На последней минуте я ударил метров с 25-30 с левой ноги и не попал. Идем по тоннелю в раздевалку, Тихонов мне что-то эмоционально выговаривает, а я ему в том же духе отвечаю. Романцев находился рядом, слышал наш разговор, и вдруг обращается к Андрею: «Ты бы на свои ошибки посмотрел». Тихонов был жутко расстроен, ударил бутсами о кафельную плитку. А на следующий день его попросили…

– Романцев недавно рассказывал, что теперь они с Тихоновым друзья, чуть ли не на «ты» перешли. Верите?

– Время все лечит. Спустя пару лет после этой истории «Крылья» летели одним самолетом со «Спартаком» в Москву с турецких сборов. Объявили задержку рейса. Романцев с Тихоновым сели за столиком в кафе и около часа оживленно беседовали. Тихонов потом делился: пообщались с Иванычем тепло, все недоразумения улажены.

– Как «Спартак» расставался со своим «последним опорником»?

– Сам виноват, что руководство задумалось о расставании. У меня было нагноение на ноге, сезон доигрывал через боль, организм подсел. А надо было – на паузе настоять. Червиченко намекнул: оставайся, но ставку пора делать на молодых. В «Крыльях» предложили бо’льшую зарплату, и я ушел.

«САМЫЙ ЛОЯЛЬНЫЙ – «ТЕРЕК»

– Станиславу Черчесову, возможно, не давали покоя лавры Романцева – вот и выгнал с треском Титова в дубль. Когда станете большим тренером, будете в похожем стиле решать проблемы?

– Я никогда бы так не поступил. Титов – это знаковый футболист. Если у него не шла игра, надо было спокойно разобраться в нюансах. Если человек не готов физически, то возникает вопрос к самому тренеру, проводившему предсезонку.

– Удалось ли заработать в «Спартаке»?

– Спустя годы понимаешь: за копейки играли. Нынешнее поколение спартаковской основы получает раз в семь-восемь больше. Скромные по европейским меркам зарплаты позволяли «Спартаку» оставаться самоокупаемым. Наш спонсор Уренгойгазпром не взваливал на себя все расходы. «Спартак» зарабатывал на Лиге чемпионов, на билетах, продажах футболистов…

– Назовите клуб, где к игрокам наиболее лояльный подход.

– «Терек», наверное. Мы хорошо зарабатывали, все обещания выполнялись. Даже когда команда вылетела из премьер-лиги, все до копейки выплатили и не сказали ни слова упрека.

ОТ ЧЕМПИОНАТА МИРА – К КФК

– А вы – чемпион мира!

– …Ну да, среди артистов. Это случилось в прошлом году, осенью. Россия – Бразилия – 3:2. Костяк чемпионской команды составили Трубач, Топалов, Саша Иванов, Кельми… Допускали двух профессионалов – были я и Альберт Догузов. Когда медали получали, эмоции били через край. Я нашим артистам говорю: «Чего радуетесь, чего особенного произошло?». А они: «Вить, представь, что ты, футболист, однажды выиграешь Евровидение».

– Кто из наших звезд лучше всех на поле?

– Коля Трубач. Со мной в связке играл в центральной зоне. Всех призываю брать пример с Трубача: поработает в студии и на тренировку спешит.

– Не так давно Трубач превратился из ярого спартаковца в антиспартаковца.

– Так бывает. Коля до сих пор обижен за то, как поступили с Егором Титовым. Зарекался от походов на стадион. Я не пытался переубедить Колю, потому что сам осуждал репрессии против Титова и Калиниченко.

– После чемпионата мира тяжело возвращаться к серым будням?

– Я еще не всего игроком достиг. Чемпионом России был неоднократно, выигрывал первую и вторую лигу, даже мини-футбольная медаль имеется. Теперь вот в КФК небольшой след оставил… Пора на тренерском поприще чем-то отметиться. Была бы работа!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Виктор БУЛАТОВ

Родился 22 января 1972 г. в Челябинске.

Полузащитник. Рост 182 см, вес 74 кг.

Карьера игрока: «Звезда» Москва (1990), «Волгарь» Астрахань (1990 – 1992), мини-футбольный «Феникс» Челябинск (1992 – 1993), «Димитровград» Болгария (1993 – 1994), «Динамо» Ставрополь (1994), «Крылья Советов» Самара (1995 – 1997, 2002 – 2003), «Торпедо» Москва (1998, 2009), «Терек» Грозный (2004 – 2005), «Спартак» Москва (1999 – 2001), «Алания» (2006 – 2007), «Астана» Казахстан (2007), «СКА-Энергия» Хабаровск (2008),

Карьера тренера: «Ника» (2008 – 2009).

Достижения: чемпион России (1999, 2000, 2001), обладатель Кубка России (2004). n

Новости. Футбол