Выезжаем на встречку?

О, завтра будет всем дерби дерби! Уникальное даже для классики этого знатного жанра. «Спартак» и ЦСКА разделены в таблице всего-то одним мячом, значащимся в красно-белом перевесе. А так у них все одинаково!
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ЗАВТРА. 16.00 (мск). 15-й ТУР. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. ЦСКА – «СПАРТАК»

ПАС ВРАЗРЕЗ

О, завтра будет всем дерби дерби! Уникальное даже для классики этого знатного жанра. «Спартак» и ЦСКА разделены в таблице всего-то одним мячом, значащимся в красно-белом перевесе. А так у них все одинаково!

КРАСНО-БЕЛЫЕ С СИНЕВОЙ

Задачка для викторины каких-нибудь будущих лет. «Отгадайте, какая это команда и какого года. Вратарь подчеркнуто надежен, ляпов не делает, пенок не пропускает. В атаке заправляют два бразильца – один выдает самонаводящиеся пасы, другой завершает – плюс стремительный неудержимый «краёк». Третий бразилец не так продуктивен – но вот-вот появится четвертый. Тренирует команду Валерий Георгиевич, требовательный и темпераментный».

Сегодня у этой задачки уже два достоверных равноточных ответа. «Спартак» целенаправленно вписывается в то самое кадровое русло, какое в свое время проложил ЦСКА. Слова, брошенные в 2005 году Александром Старковым: «Игра ЦСКА для нас – пример, образец» (после того как «Спартак» угодил под гусеницы свежеиспеченного обладателя Кубка УЕФА), тогда, помнится, вызвали ропот в красно-белых массах, потом четыре года повисели в воздухе – а теперь вот практически сбываются.

Неуемностью Карпина, стремлением твердо поставить себя на поле, контуром состава, пусть пока половинчатым, «Спартак» иногда уже больше похож на газзаевский ЦСКА, чем сам ЦСКА с Зико. Прямо по Высоцкому складывается: «Вот уж действительно все относительно…».

Для читателя, нашедшего мою аналогию натянутой, готов ее даже углубить. Карпин-игрок, прежде чем бурно и самозабвенно реализоваться в «Спартаке», ведь пробовался в ЦСКА. И пусть это не более чем промельк в биографии, но он дополняет образ Карпина – а в его персоне, надо признать, больше классической цеэсковской боевитости-несгибаемости, чем характерной спартаковской художественности. А вот вам еще, на десерт: уже подключен к работе с основным составом юный феномен Ананидзе – ну чем не будущий спартаковский Дзагоев?!

КРАСНО-СИНИЕ С БЕЛИЗНОЙ

ЦСКА у Зико, со своей стороны, все откровеннее принимает обличье команды настроения. Этому ЦСКА все меньше свойственен нажим, натиск – к примеру, по статистике телеканала «НТВ+Наш футбол» ЦСКА совершает меньше, чем кто-либо в премьер-лиге, подборов – факт поистине удивительный для бойцов газзаевской закалки. Уходя с головой в импровизацию, ловя – а часто просто ожидая – приливов вдохновения, ЦСКА Зико тоже становится беспримерным явлением в клубной родословной. Ну никогда красно-синие, сколько их помню, не отдавали приоритет импульсу перед методичностью. Если кто командой настроения и слыл, так скорее «Спартак» незапамятных времен, да и то в большей степени, пожалуй, хоккейный, чем футбольный…

Такие вот фокусы преображения. Так что, ребята, которые за «Спартак» или, напротив, за ЦСКА, вы уж не деритесь дальше по-прежнему рьяно. Все относительно…

ОТКРОВЕННАЯ УГРОЗА «СПАРТАКА»

Разумеется, не стоит упрощать. Алекс и Веллитон и по игровым свойствам, и по личностным приметам – отнюдь не копии Карвальо и Вагнера. Спартаковские бразильцы, мне представляется, попроще и понадежнее, пусть и не такие затейники. И их можно закрыть, что аргументированно доказали, например, «Динамо» и «Крылья». Что решительно невозможно было проделать с ранним Карвальо или с закипевшим Вагнером.

Но своим бразильским ноу-хау «Спартак» тем не менее ставит соперника в зависимое положение. Потому что делать против «Спартака» преимущественную акцентировку на свою собственную игру – значит подвергать себя слишком ощутимому риску. Бразильская связка привлекает к себе изрядные силы соперника и большую долю его тактического внимания. И это, во-первых, уменьшает нагрузку на центральную оборонительную ось «Спартака», по-прежнему слишком уязвимую. А во-вторых, открывает простор для инициативы другим спартаковским игрокам. Но вот тут-то – пока тупичок-ступор. Быстров все-таки – статья отдельная. Ему еще менять и менять устойчивую репутацию игрока настроения. А другим не удается заметно облегчить ношу Алекса – Веллитона. У «Спартака» мало отвлекающих от лидеров маневров, мало, что называется, тактического прикрытия. Не хватает или тонкой тренировочной работы – или квалификации имеющегося состава. К слову: вот Дзюба, грозно-внушительно выдвигаясь из глубины, какое-то подобное прикрытие создавал – но нет уже, считай, в «Спартаке» Дзюбы.

СКРЫТАЯ УГРОЗА ЦСКА

Если Зико может при желании разобрать игру «Спартака» по косточкам, то для Карпина изучение соперника представляет, я думаю, известную сложность. По той оригинальной причине, что игра ЦСКА производит впечатление, я бы сказал, недостаточно завинченной. В последнем матче с Нальчиком мелькнул забавный фрагмент: четырежды кряду мяч отскакивал к Дзагоеву в позиции левого инсайда – и четырежды он пробовал как-нибудь с тем или иным партнером обыграться. Так и не получилось толком…

Какая характерная угроза исходит нынче от цеэсковской атаки? Попробуй определи – если последний мяч с игры, да и тот этакий самодельный-ухарский Алдонина, команда забила еще в финале Кубка. Без Жиркова резко спало фланговое давление. И Вагнера Зико увел с передовой. Только и скажешь – попытка создать организованный беспорядок. Мне видится, что главный расчет в атаке у ЦСКА сегодня – на своего рода эстафетные прорывы по центру, большей частью сочиняемые Дзагоевым и Вагнером, у Красича все-таки дают о себе знать застарелые проблемы с передачей этой воображаемой эстафеты. А под Нецида, которому Зико ныне склонен доверять, у Карпина есть Штранцль. Это как раз та работа, с которой австриец справиться в силах.

И сдается мне, что главной-то угрозой для «Спартака» завтра может стать Маазу. Пожалуй, у него сильнее, чем у других, проявляется голевой инстинкт. Тем не менее Зико упорно не желал расположить его на направлении главного удара, туда этот богатырь до сих пор заворачивал разве что по случаю. И если завтра Зико выдвинет-таки на передовую по центру не Нецида, а Маазу, кто знает, каких дел тот способен на свежачка натворить.

Итого. Самонаводящаяся связка у «Спартака». Загадка настроения и эстафетной атаки ЦСКА. И вывод – у обоих все основания сыграть, во всяком случае поначалу, настороженно. С расчетом соперника подловить. Заметим, у ЦСКА такой опыт уже есть – правда, в кубковых матчах с «Локо» и «Динамо». А вот «Спартак» при Карпине к тактической перестраховке склонности не проявлял. Значит, есть шанс увидеть завтра нечто особенное – бурный встречный бой. С непредсказуемыми последствиями. И, быть может, далеко идущими.