Почувствуйте разницу. Наш постоянный автор очертил различия в тренерских отставках последних дней

Две отставки. Две ожидаемые отставки меньше чем за сутки. Отставка Адвоката – трудная, судя по тому, что информация последовала ночью. Однако в том, что она состоится в ближайшем будущем, не оставляла сомнений простая житейская логика.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ПАС ОТ ВАСИЛИЯ УТКИНА

Две отставки. Две ожидаемые отставки меньше чем за сутки. Отставка Адвоката – трудная, судя по тому, что информация последовала ночью. Однако в том, что она состоится в ближайшем будущем, не оставляла сомнений простая житейская логика.

ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ ОВЧИННИКОВА

Пример этой логики я оставлял на страницах «Советского спорта» неделю назад: если «Зенит» решил расставаться с Адвокатом, если следующий тренер будет иностранец – это значит, что новый тренер будет определен до начала клубного европейского сезона и до конца сезона российского будет просто ждать возможности начать работу с «Зенитом». Так и только так – ведь зимой рынка тренеров в общем-то нет. А раз так, то работа Адвоката до конца, до самого ноябрьского упора, имела бы смысл, только если бы в клубе все шло хорошо. Но шло нехорошо. Перестройка в любом случае происходит уже сейчас. И чего ждать? Ждать нечего.

Удивительно лишь, что ждали до ночи и не смогли прокомментировать ситуацию от лица клуба в газетах. Люди сутки волноваться теперь должны, выцепляя комментарии в непривычных местах. А это слухи порождает, знаете ли.

И отставка Овчинникова. С нею все было ясно. Я не знаю случая, когда бы тренеру говорили: «Сегодня победишь – или будешь уволен», – и это приводило бы к какому-то успеху. А послематчевое интервью Сергея Ивановича – в нем уже по интонации даже все читалось: прощальное оно было, прощальное. Жаль, между прочим.

Жаль потому, что Овчинникову удалось самое главное. Он действительно сумел стать тренером. Как говорят: нужно сперва убить в себе игрока. Овчинникову было труднее всех из наших молодых нынешнего созыва: он игроком был чрезвычайно ярким, имея в виду личность. Даже больше ярким, чем мастеровитым, – и это при том, что лучшим вратарем страны оставался не один год подряд. Это не случай Карпина – выдающегося игрока, который, однако, карьеру закончил без сожаления и сразу ушел в нефутбольную жизнь. Это не случай Сарсании, который вообще в этом понимании никогда игроком не был. Это не случай Гордеева, карьера которого прошла в тени. Это очень трудный случай.

Время, когда Овчинников играл за «Локо», было временем удивительно открытым. И я знаю, это было внутренней локомотивской прибауткой, как Овчинников (сейчас можно сказать «Босс» – это игроцкое прозвание ведь) иногда на правах авторитета собирал остальных и долго, как рассказывали ухмылявшиеся очевидцы, страшно нудно рассказывал, как в действительности надо играть. Я не раз и не два, не от одного и даже не от пятерых слышал эти рассказы (сам я не присутствовал при этом, конечно). Но в основном вот на яркости Сергея Ивановича, на его неукротимости и вот на этих историях зижделся мой скепсис насчет его тренерства. И то, что он так однозначно всегда утверждал, что тренером быть хочет, и так быстро дорвался до него – скорее убеждало в минусах.

А случилось все наоборот. Если и проявлялась овчинниковская неукротимость, то только наружу, когда команду нужно было защитить, взять что-то на себя. Команда досталась ему сложная – с недальновидным руководством, которое не обеспечило Овчинникову спокойствия и поддержки, с очень сильными индивидуально, трудно сопрягаемыми в команду лидерами. Но он с ней справился. Он с ней пошумел. И команда эта никогда еще, не было такого случая, не являла премьер-лиге столько новых имен. Или слышанных раньше, но в обновленном качестве.

Впрочем, как мы знаем от классиков, самая трудная из побед – это победа над собой. Умертвив в себе игрока, став-таки тренером, Овчинников просто оступился на первом шаге. Ничего, вы увидите, – это довольно быстрый процесс, – что своим присутствием в футболе Овчинников еще намного переживет свое незадачливое руководство.

НЕ ТРЕВОЖЬТЕСЬ ЗА АДВОКАТА!

А у Адвоката как человека маститого все наоборот. За него тревожиться не нужно. Он прекрасно, отдохнув месяц-другой, возглавит перспективную европейскую сборную. Интенсивной работы – неделя в месяц. Дом рядом. Это прекрасно, если не сказать – волшебно. У него все в порядке. Даже – дай ему бог здоровья всяческого – похороны будут в случае чего за счет города Санкт-Петербурга. Ему полагается как почетному гражданину.

Но Адвокат в нашем футболе – гость. И таких гостей нам всегда бы, но только ни один гость – не навсегда. Даже с удивительным Гусом, что-то мне подсказывает, час расставания близок, а уж добился он всяко большего, да и по масштабу с трудягой Диком несопоставим.

А движим наш футбол, как и любой другой, будет другими людьми. Такими, как Овчинников. Которые будут лезть, конкурировать друг с другом, кого-то обижать, кого-то защищать, браться за работу, отказываться от работы, но судьба которых, не сочтите за пафос – ноль тут пафоса, с этим футболом сращена.

Сергей Иванович тоже имел опыт гостя – играл в Португалии. И играл немало, и играл достойно – вот только все равно нужен он в Португалии, по крайней мере покамест, как в той самой бане те самые пассатижи.

Нужен он здесь. И здесь он прорвется. Или, не прорвавшись, опустится на дно, и другим станет прорываться проще.

Из этой разницы между Диком Адвокатом и Сергеем Овчинниковым самое глупое, что можно сделать, – это вывести мораль. Одно не олицетворяет добра, а другое зла. Одно не есть польза, а другое – вред. Всегда было одно и всегда будет другое. Просто нужно понимать разницу.