«Карамба!», или Мучения аргентинцев в Москве

РОССИЯ – АРГЕНТИНА БОЛЬШАЯ ИГРА. Приезд сборной Аргентины в Москву – пожалуй, самое яркое событие этого лета в нашем футболе – оставил массу вопросов. Ответить на них в своем дневнике попытался корреспондент «ССФ», следивший за каждым шагом звездных гос
news

РОССИЯ – АРГЕНТИНА

БОЛЬШАЯ ИГРА. Приезд сборной Аргентины в Москву – пожалуй, самое яркое событие этого лета в нашем футболе – оставил массу вопросов. Ответить на них в своем дневнике попытался корреспондент «ССФ», следивший за каждым шагом звездных гостей на российской земле.

ПОНЕДЕЛЬНИК. ЗА ДВА ДНЯ ДО МАТЧА ПРИЛЕТ

...Правительственный терминал «Внуково-3» живет своей обычной жизнью – никаких приготовлений, волнений и суеты. На лицах охранников царит спокойствие, мол, мы и покруче гостей видали, а журналисты – те немногие, кто узнал о секретном прибытии аргентинской армады, жарятся на солнце, прижатые к терминалу заграждениями.

Появление дорогих гостей, изначально запланированное на 5 часов вечера, постепенно отодвигается до семи. Палящее солнце делает ожидание в журналистском «отстойнике» невыносимым. Благо рядом находится сотрудник аргентинского посольства, который с легкостью вникает в разговоры утомившихся репортеров и охотно делится радужными комментариями: «Вы обязательно обыграете Аргентину – 2:0! Сейчас она совсем не такая сильная, какой была 10 лет назад».

Стрелки на часах переваливают за половину восьмого, и в маленьком, но изящном терминале начинается движение. Из дверей высыпают наружу сначала чиновники в деловых костюмах и с портфелями, а затем группа малоизвестных людей в экипировке «альбиселесте». Глаз ищет среди них невысокую, коренастую фигуру, до сих пор олицетворяющую собой весь аргентинский футбол как таковой. Но Марадона явно не спешит явить себя России.

Когда нервное напряжение, подогретое солнцем и долгим ожиданием, достигает апогея, из стеклянных дверей здания – о, чудо! – появляется Он. Первая реакция коллег-журналистов: до чего же поправился! И вправду, невысокий, но очень объемистый в обтягивающих одеждах сборной Марадона смотрится специфически. Но вполне узнаваемо.

Едва очутившись на московской земле, Великий хмурится и, поправив сумку, судорожно сжимает ладони встречающих его посла Аргентины Леопольда Браво и его помощников. Быстро покончив с церемониальными обязанностями, он на такой скорости направляется к автобусу, что дружные и настойчивые журналистские оклики «Диего! Диего!» не становятся помехой. Ну, разве что ладонь Марадона поднимает – приветствуя всех присутствующих.

Футболисты действия тренера повторяют точь-в-точь. Вот выходит из терминала Лисандро Лопес, вот он, так же минуя журналистскую братию, садится в автобус, затем Диас, еще пара игроков – каждый шаг, будто под копирку. Игроков, не знающих английского, еще можно понять, но ведь и те, кто вполне освоил язык, ведут себя не лучше. Когда журналисты окликают Габриеля Хайнце, отыгравший несколько сезонов за «Манчестер Юнайтед» защитник делает вид, что обращаются не к нему. Лишь большой палец вверх – дескать, все у меня о’кей. Хавьер Дзанетти, многолетний капитан «Интера», вполне оправдывая свою кличку «Трактор», не замечая никого вокруг, напролом движется к автобусу, скрываясь в прохладном салоне. Не отличаются оригинальностью и Месси с Агуэро. В итоге, прождав именитых гостей полтора часа, журналисты не получают ничего, кроме серии фото и видеокадров...

ТРЕНИРОВКА И АВТОГРАФЫ

Все наши надежды сполна окупаются на вечерней тренировке! Надо сказать, что изначально мало кто мог предположить, что аргентинцы сразу по прилету отправятся на занятие. Судите сами: тяжелая дорога, связанная с дальним и продолжительным рейсом и последующими задержками, позднее время… Но у Марадоны на этот счет свои планы. И ровно в 9 вечера конвоируемый автобус с игроками сборной Аргентины паркуется у стадиона имени Эдуарда Стрельцова.

Журналистов, из числа тех, кто верит в чудеса, на стадионе лишь с десяток. Но спустя каких-то полчаса пишущая братия увеличивается в разы! Новость о тренирующихся аргентинцах моментально облетает всю Москву.

Игроки сначала просто бегают и растягиваваются под руководством именитого тренера, а затем начинается самое интересное, что только может быть в тренировочном процессе – двусторонка. Наверное, ничуть не слукавлю, если напишу, что такого высококлассного футбола на Восточной улице не было давно. Месси с Агуэро закладывают фирменные финты, Дзанетти с Маскерано стелются в подкатах... Куда пропала их усталость, вот загадка. Казалось бы, обычное упражнение в исполнении «альбиселесты» смотрится так, как иной раз не смотрятся финалы Лиги чемпионов. А уж сколько красивых голов забито...

После очередного сногсшибательного удара в штангу в исполнении Маскерано вместе с игроком вздыхают все собравшиеся – ну нельзя спокойно реагировать на такое! Сам Марадона, кстати, в двусторонке участия не принимает. Ходит в центре поля со свистком и голубым платочком, изредка что-то подсказывает своим подопечным. Но каждую штангу и перекладину встречает неизменным: «Карамба!». Сразу видно – не умер еще в нем игрок….

Марадона, решив больше не рисковать здоровьем самого ценного своего футболиста, отправляет Месси в раздевалку. По пути звезда «Барсы» несколько раз останавливается для автографов и даже успевает переброситься парой фраз с аргентинскими коллегами. По словам журналистов, Лео сетует на усталость.

Тем временем остальная команда продолжает совершенствовать мастерство. Следующий аттракцион – штрафные удары. Ограничусь статистикой: 10 ударов – 7 голов. Журналисты, наблюдая за этим шоу, заметно притихают – с таким процентом реализации выиграть у аргентинцев вряд ли возможно...

Сам Марадона мило беседует со своими помощниками, даже смеется. Видно, настроение у него улучшилось. Спустя четверть часа, перепоручив свои обязанности ассистентам, главнокомандующий направляется к подтрибунным помещениям. В этот момент все журналисты как один, совершенно забыв про работу, бросаются к великому Диего за автографами. Вдоволь исписав протянутые блокноты, Марадона, не обмолвившись ни единым словом, уходит в раздевалку. Довольные коллеги нежно и стыдливо прижимают заветные листки к груди…

Удивляют Агуэро с Маскерано. Эти ребята трудолюбиво оставляют росчерки на каждой протянутой странице! Но вот на просьбу об интервью не реагируют. Сговорились они, что ли?

Интересный эпизод – находится один предприимчивый сотрудник охраны в желтой дорожной жилетке, который суетливо бегает вокруг звезд, выклянчивая автографы. Позднее он будет «впаривать» их расположившимся у стадиона болельщикам: «Берите автографы, недорого, всего по «пятихатке» за штуку!». Желающих не нашлось…

Только в полночь аргентинцы приезжают в отель «Красные Холмы» на Павелецкой. Непродолжительная регистрация занимает от силы десять минут. Футболистам выделяют целый этаж – чтобы никто не нарушил звездный покой. Все номера люксовой категории. У Марадоны – президентский номер с панорамным видом на столицу. На ужин команда так и не спускается– нет сил...

ВТОРНИК. ЗА ДЕНЬ ДО МАТЧА

ОТМЕНА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

С утра у гостиницы не протолкнуться. Вместе с журналистами, дежурившими ради эксклюзивного материала с Марадоной, ждут своего счастья фанаты и фанатки сборной Аргентины. Последних значительно больше – Месси и Агуэро легко пленяют девичьи сердца. Журналистам не до сантиментов – выполнить бы редакционное задание. Тем более что запланированной экскурсией в Кремль никто из аргентинцев, похоже, не соблазняется. По программе остаются еще два мероприятия – пресс-конференция и открытая тренировка на стадионе «Локомотива»…

В три часа становится очевидно, что на экскурсию никто не идет, а сроки пресс-конференции и тренировки безжалостно сдвигаются на более поздний срок. Прождав еще минут сорок, пишущая братия чувствует подвох – ни Марадоны, ни обещанной «прессухи» нет и в помине. Окончательно развеяться иллюзиям помогают коллеги из Аргентины. «То, что Марадона пообещал вам пресс-конференцию, ровным счетом ничего не значит. Он может запросто забыть об этом. Или не захотеть. Мы давно привыкли к тому, что от Диего можно ожидать всего, чего угодно. Он никогда не был человеком слова, – объясняет журналист газеты Clarin Клаудио Сарраф. – Советую вам даже не надеяться: Марадона вряд ли спустится. Тем более что сегодня он поздно проснулся и жаловался на головную боль. Езжайте лучше сразу на стадион – может, хоть там повезет».

Слова Клаудио находят подтверждение – к журналистам выходит пресс-атташе сборной и виноватым голос подтверждает, что Марадона ни под каким предлогом контактировать с прессой не намерен. Холл гостиницы тут же наводняют крепкие ребята в пиджаках и вежливо просят прессу удалиться.

Мне каким-то чудом удается остаться незамеченным, и я получаю эксклюзивный доступ на созерцание Великого, который вскоре спускается на первый этаж. Немного побродив по гостиной, сонного вида Марадона усаживается в кресло, обхватив голову руками, и проводит в таком положении несколько секунд. Затем энергично встает и снова принимается расхаживать по холлу, заложив руки за спину. Ждет, пока все его подопечные соберутся в гостиной. Следует команда, и сборная Аргентины, минуя толпу журналистов и фанатов, грузится в автобус. Заполучить автографы удается лишь единицам...

ПОД ОХРАНОЙ ОМОНА

Зато несказанно везет фанатам, ожидавшим гостей на «Локомотиве». Марадона и футболисты вполне добросовестно оставляют автографы в блокнотах страждущих, потратив на общение с публикой целых 5 минут (!) драгоценного времени.

Опять не везет журналистам – мало того что тренировка берет старт лишь в начале восьмого, так еще превращается в сверхсекретное действо! Охранять которое от любопытных глаз призваны даже бойцы ОМОНа, на всякий случай дежурившие у решеток входа. Сквозь узкие щели между секторами слышен лишь крик Марадоны, то и дело подгоняющего игроков: «Рапида, Николас, рапида!» («Быстрее, Николас, быстрее!» – исп. – Прим. ред.).

Естественно, неудовлетворенные таким исходом, мы ждем окончания тренировки. Но занятия продолжаются аж до 9 вечера, и когда футболисты тянутся к автобусу, только Хавьер Маскерано находит в себе силы подойти к болельщикам и прессе. Остальные звезды, как ни в чем не бывало, спешат занять свои места. Сам Марадона подходит к публике, расписывается на трех протянутых листочках, но увидев, как кто-то протягивает ему журнальное фото для автографа, с недовольством отпихивает картинку и топает в салон. Команда под неодобрительные возгласы публики, прождавшей более трех часов, отправляется в отель на ужин…

СРЕДА.

ДЕНЬ МАТЧА ОТРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО

У «Красных Холмов» «на дежурстве» лишь самые проверенные «бойцы» – несколько девушек в небесно-голубых футболках, шустрый паренек, который, кажется, не пропустил ни одного мероприятия «альбиселесты» в Москве, и несколько журналистов.

До двух часов дня ровным счетом ничего не происходит (разве что пара массажистов сборной Аргентины решает выбраться на экскурсию в Кремль самостоятельно), а затем вознаграждаются страдания болельщиков – из отеля выходит уже ставший таким знакомым пресс-атташе и дает два конверта с билетами на предстоящий матч. И не куда-нибудь, а сразу в VIP-ложу! Счастью девушек, вырывающих презент чуть ли не с руками пресс-атташе, нет предела…

Тем временем я встречаю своего знакомого Саррафа – он как раз выходит из отеля. Из разговора с ним становится понятно, что Марадона снова не в духе. На этот раз причиной плохого настроения становится отравление Диего, которое, по словам Клаудио, он заработал в гостиничном ресторане. «Ему сейчас не очень, он лежит в номере и слушает музыку», – добавляет журналист.

При этом Клаудио рассказывает мне историю о том, что вместе с экипировкой в Россию (спецгрузом!) прилетела еще и знаменитая аргентинская говядина, которая и должна была составлять основу всех блюд, поглощаемых сборной в отеле. Уж не ею ли отравился Марадона?

В пять часов в полном составе сборная собирается в холле, сквозь полупрозрачные стекла хорошо видны беззаботные улыбки игроков. Единственный, кому не до веселья – Месси. Уже известно, что принять участие в игре из-за незначительного повреждения он не сможет.

На выходе из отеля девичья группа поддержки заводит известную кричалку – «Vamos, vamos Argentina, vamos, vamos – a ganar!» («Вперед, вперед, Аргентина, вперед, вперед – и побеждать!» – исп. – Прим. ред.), но футболисты и тренерский штаб не реагируют на родную речь, продолжая улыбаться и шутить друг с другом. Подобный настрой сохраняется и по приезде «альбиселесты» на стадион. Автобус буквально ходуном ходит от песен и плясок, устроенных Марадоной со товарищи. Зрители и журналисты, наблюдавшие это действо, шокированы – кажется, что борта машины не выдержат ритмичных ударов ладонями. Лишь только допев известную им одним песню, футболисты выходят из салона. Как позже пояснят аргентинские коллеги, этот обычай поддерживается в сборной «на счастье»…

ЗАБЫВЧИВОСТЬ ВЕЛИКОГО

Стартовый свисток застает Марадону в молитве. Впрочем, его подопечным это мало помогает – начало матча остается за сборной России. Гол Семшова на 17-й минуте выглядит не только закономерным, но даже вполне заслуженным – за все это время Аргентина не проводит ни одной стоящей атаки! Похоже, южноамериканцы недооценили своего соперника (позже на пресс-конференции Марадона будет это отрицать). Лишь под занавес тайма пушечный выстрел Агуэро уравнивает положение.

Вторая половина встречи уже целиком и полностью проходит под диктовку «альбиселесты» – гости за несколько минут доводят счет до 3:1 в свою пользу. Ответный мяч Павлюченко со «стандарта» не спасает положения. Марадона выглядит довольным, а его подопечные откровенно начинают валять дурака, не реализуя еще пару верных голевых моментов.

После матча Диего вновь заставляет себя ждать, но все-таки приходит на пресс-конференцию. Его встречают жиденькими аплодисментами. Постоянно попивая минералку (как будто сам только что отбегал все 90 минут), тренер отдает дань принимающей стороне, футболистам, Гусу Хиддинку и изрядно смешит публику, пытаясь вспомнить, кто же из его футболистов сейчас травмирован.

«Ну, этот… как его», – кидает вопросительные взгляды на своих ассистентов Марадона, перебирая все известные фамилии. Подсказки не возбраняются, поэтому с третьей попытки вспомнив, что не досчитался он поименно Демикелиса, Тевеса и Верона, Марадона с самодовольной улыбкой благодарит журналистов за общение и, дежурно подписав несколько протянутых листков, покидает помещение.

Между тем в микст-зоне корреспонденты безуспешно «вылавливают» футболистов – те с большой неохотой соглашаются на интервью. В итоге у микрофонов останавливаются человек пять, в том числе Дзанетти и Агуэро. Толком не поговорив, пресса решает дожидаться российских игроков, отпустив с богом плохо понимающих английский аргентинцев.

«Альбиселеста» возвращается в отель. Рейс до Буэнос-Айреса назначен на 3 часа ночи. Московские приключения Марадоны и его команды завершены. Отмучились, что называется…

Товарищеский матч

Россия – Аргентина – 2:3 (1:1)

Голы: Семшов, 17 – 1:0, Агуэро, 45 – 1:1, Лисандро Перес, 46 – 1:2, Датоло, 59 – 1:3, Павлюченко, 78 – 2:3.

Россия: Акинфеев, Игнашевич, Колодин (В.Березуцкий, 76), Янбаев, Анюков, Денисов, Зырянов, Семак (Дзагоев, 58), Семшов (Погребняк, 82), Аршавин, Кержаков (Павлюченко, 46).

Аргентина: Андухар, Бурдиссо (Диас, 46), Дзанетти, Милито (Лисандро Лопес, 46), Отаменди (Папа, 46), Хайнце, Макси Родригес (Датоло, 58), Болатти (Батталья, 67), Маскерано, Хонас, Агуэро (Лавесси, 63).

Предупреждения: Россия – нет, Аргентина – Хонас, 85.

Судья Ф. Де Блекере (Бельгия).

12 августа. Москва. Стадион «Локомотив». 28 800 зрителей.

Новости. Футбол