Отъезд Павлюченко, Аршавина и Жиркова – только начало!

В редакции «Советского спорта» побывал экс-капитан сборной России Алексей Смертин. Напомним, в июле Алексей объявил о завершении карьеры футболиста. Первая часть беседы журналистов отдела футбола со Смертиным опубликована в номере за 17 августа.
news

ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

В редакции «Советского спорта» побывал экс-капитан сборной России Алексей Смертин. Напомним, в июле Алексей объявил о завершении карьеры футболиста. Первая часть беседы журналистов отдела футбола со Смертиным опубликована в номере за 17 августа.

«КАК КОММЕНТАТОР МНЕ ИМПОНИРУЕТ ЛИНЕКЕР»

Узнаваемый тембр голоса Смертина ни с чьим другим не спутаешь. Но одним лишь приятным тембром его достоинства не ограничиваются. Это еще и хороший язык, и глубокое понимание футбола. Последние футбольные трансляции на Первом канале не обходились без участия Алексея, и не случайно, что наш разговор начался с обсуждения ТВ-темы.

– Совместное с Виктором Гусевым комментирование матчей вы назвали творческой профессией. Как оценивают эту деятельность родные, друзья?

– Поработал на двух недавних матчах – Россия – Аргентина и «Локомотив» – ЦСКА. Ощущения, скажу вам, необычные. Друзья вроде одобряют. С Андреем Карякой (полузащитником «Сатурна». – Прим. ред.) общались после матча. Андрею присущ сарказм, но он сказал приятные слова: «нормально», «профессионально».

– С чем связано ваше неприятие каламбуров в прямом эфире? Некоторые комментаторы на несуразностях и эпатировании публики карьеру себе делают!

– Я бы не хотел казаться телезрителю забавным или смешным. Пусть юмор останется в прошлом – когда с приятелями в раздевалке шутили.

– Какой стиль телерепортажа вам импонирует?

– Я за английскую подачу, когда в прямом эфире совместно работают комментатор и футбольный специалист и между ними ведется профессиональный диалог об игре. Вообще аналитики везде разные. Во Франции набирает популярность Кристоф Дюггари (бывший нападающий сборной. – Прим. ред.), он славен тем, что любит сострить и поехидничать. Англичанин Джимми Рэднапп, сын главного тренера «Тоттенхэма», может целую минуту молчать в эфире, если ничего интересного не происходит, – тоже ведь стиль. Больше всего мне нравится Гарри Линекер (бывший полузащитник сборной Англии. – Прим. ред.) – все его оценки меткие, говорит только по существу.

– Что вы ощущаете, работая на матчах сборной России? Ведь вы застали начало хиддинковского периода. Эта команда и ваша…

– Согласен. Правда, при Хиддинке я провел всего один матч. Костяк сборной и спустя три года тот же – Акинфеев, Семшов, Кержаков, братья Березуцкие и другие. Не скрою, оттого вдвойне легче анализировать факты и комментировать игру. Лично знаком почти со всеми ребятами на поле, знаю и чувствую, какой микроклимат в команде.

«ДЛЯ «ФУЛХЭМА» СИНТЕТИКА ЭКЗОТИЧНА»

– Вы обмолвились, что не умеете «праздно смотреть футбольный матч по телевизору».

– Есть такое. Лучше комментировать, чем смотреть молча. Но бывают исключения. На неделе предстоит матч «Фулхэм» – «Амкар», и на него я обязательно постараюсь настроиться. «Фулхэм» стал моей последней командой, а «Амкар» интересен тем, что команда из моей страны.

– Клубные разведчики на вас выходили?

– Звонили из «Фулхэма». Для программки требовались мое интервью и справка об «Амкаре». Наверное, я напугал людей из «Фулхэма»: «Ребята, берегите колени, в Перми вам придется играть на синтетике!». Они же даже не представляют, что такое официальный матч на искусственном поле. Не считая северных городов – Ньюкасла и Манчестера, – англичане с синтетикой не знакомы.

– А если в стране заморозки?

– Как правило, в холодную погоду футболисты занимаются в манеже. И при этом у каждого из них есть право отказаться от занятия.

– На каких основаниях?

– Если появляются сомнения в состоянии здоровья, игрок вправе воздержаться от тренировки.

– Бытует мнение, что для «Фулхэма», как, впрочем, и для всех английских клубов, еврокубки второстепенны. Главное – чемпионат.

– Тем не менее выход в Лигу Европы – большое событие для «Фулхэма». У клуба не было международного опыта, и перед прошлым сезоном ставилась именно такая задача – попасть в еврокубки.

– Из «Амкара» беспокоили?

– Нет.

«Я БЫЛ ГОТОВ УЕХАТЬ В ШТАТЫ»

– Весь последний год муссировались слухи о вашей дальнейшей карьере. Фигурировали «Спартак», другие российские, европейские и американские клубы.

– Решение о завершении карьеры назревало. Долго назревало. У меня было достаточно времени, чтобы обдумать этот шаг. И передо мной не стояло финансовой дилеммы. Захотел бы – продолжил бы играть. Я рассчитывал быть востребованным в хорошем клубе. Но в итоге не нашлось предложения, которое по-настоящему бы захватило.

– А как же США? Там всегда рады известным ветеранам и платят щедро.

– Ну да, там Юнберг играет. Интерес поехать в Штаты был, тем более уровень чемпионата вполне приемлемый. Но в итоге не сложилось. В Арабские Эмираты в любом случае не поехал бы.

– Невольно сравниваешь вас с Сергеем Семаком. Ваш сверстник, вместе в сборной играли. Семак и сегодня многим даст фору.

– Сергей – молодец! И в чем-то даже феномен для нашего футбола. Он из той редкой породы футболистов, которые пригодятся в любой команде, любому тренеру. Ведь тренеру что нужно? Чтобы подопечные выполняли его указания, не подводили. Необязательно быть суперзвездой, ты просто не подведи. А у Сергея внутри – тот самый стержень. Я не видел ни разу, чтобы он в игре опустился ниже своего уровня.

«ПАВЛЮЧЕНКО ПЕРЕВОДЧИК НЕ НУЖЕН»

– Далеко ли нашей премьер-лиге до английской?

– Полагаю, разница не в классе, а прежде всего в темпе. Францию мы уже догнали. Видел не так давно игру между чемпионом страны «Бордо» и «Лансом» и поразился: возникали эпизоды, когда игроки в центре поля свободно принимали мяч, оглядывались, делали по несколько касаний. Представить подобное в английской лиге невозможно.

– Наши в Англии – Аршавин, Павлюченко, Жирков – обращались за советами?

– С Павлюченко и Аршавиным обсуждали какие-то бытовые вопросы. Так и я когда-то, перебираясь в Англию, советовался с Дмитрием Хариным.

– Языковой барьер был для вас проблемой?

– Помню, как во Франции я столкнулся с новой для меня тактикой. Мне предоставили переводчика, но только на один раз. После этого появилась преподавательница. Я думал, она русский знает, оказалось – только французский. Но все получилось! У меня с тех пор теория: переводчик в чужой стране не нужен. Окунайся смелее в незнакомую языковую среду, зубри слова и вскоре заговоришь.

– В «Тоттенхэме» за неважный английский достается Роману Павлюченко. Лишен способностей к языкам?

– Да это все пресса раздувает! Нормально он учит.

– Главный тренер команды Гарри Рэднапп иного мнения.

– Я играл у Рэднаппа в «Портсмуте» и в тот момент только начал учить язык. Рэднапп вырос в рабочем районе Лондона, и ему свойственны жесткие выражения. Но он никогда меня не попрекал. Не верю, что незнание языка может стать преградой для попадания в состав. Только качество игры.

– Когда Павлюченко после замены убежал в раздевалку, не пожелав удачи сменщику, на него спустили всех собак.

– Согласитесь, такие проявления не приветствуются повсеместно. Надо помнить, что в Англии жестче пресса, жестче правила. К примеру, в Англии практически исключены отказы игроков от блицинтервью накануне матчей, иначе грозит общественное порицание.

– Вспомните, как вы проходили обряд посвящения в «Челси».

– О, это целый ритуал. Вся команда собирается в зале, ты становишься на стул и исполняешь номер. Я решил спеть песню группы «Браво» «Я то, что надо». Это был неправильный выбор. Во-первых, песня в минорной тональности, во-вторых, недостаточно динамичная, в-третьих, на русском языке. Ребятам из «Челси» не понравилось. И они забросали меня салфетками.

– Партнеры Павлюченко по «Тоттенхэму» высмеяли его рубашку с изображением гепардов и вообще стиль в одежде.

– Англичане очень демократичны в выборе одежды. Но если какой-то объект выходит за рамки их понимания, они выставят его напоказ. Но не со зла. На смешки надо реагировать спокойно. Уверен, Романа никто не хотел обидеть.

«ЖИРКОВ МОЖЕТ ОГОРЧИТЬ МАЛУДА»

– Как правильно уходят из «Челси»? Надо ли проставляться?

– Там не знают такого слова. Чаще уходят по-английски. К тому же трансферные вопросы решаются в одночасье, и надо спешить в новую команду. Когда я уходил из «Фулхэма» в последние часы трансферного окна, то попрощался с партнерами по телефону.

– Предположим, у Юрия Жиркова возникнут в «Челси» мелкие проблемы или какие-то вопросы. К кому за помощью обратиться?

– К капитану команды Джону Терри. Он регулирует все внутренние вопросы. Удивительно добродушный и в то же время ответственный человек. При нем команда всегда будет сильна духом.

– Потянет ли Жирков конкуренцию с Малуда?

– Читал недавно во французской прессе интервью Малуда, в котором он говорит, что в «Челси» его все устраивает, все прекрасно». Автор же заметки позволил ремарку: «Единственное, что может серьезно огорчить Флорана, это трансфер Жиркова из ЦСКА». Присоединяюсь к этому мнению.

– У Аршавина, Павлюченко и Жиркова будут последователи?

– Полагаю, да. Русские ребята хорошо себя зарекомендовали. Аршавин стал одним из лидеров «Арсенала», Павлюченко, хоть и выходил нерегулярно, забил много мячей. Выход Жиркова откладывается из-за травмы. Закон конкуренции в Англии очень прост: будь сильнее конкурента – будешь играть.

– Для приезжих спортсменов в Англии непривычен режим питания. В чем экзотика?

– После матчей и тренировок в Англии принято не воду пить, а сытно поесть. При том, что есть не хочется. В «Портсмуте» игроков ждал огромный котел с овсянкой и джемом. А сам котел, как в нашей армии. В «Челси» угощали фруктами и бутербродами. В «Фулхэме» и «Чарльтоне» горячей пиццей. Необходимо насытиться в течение получаса после того, как прерваны нагрузки. Таким образом быстрее восстанавливается организм.

«СКАКУН СМЕРТИН ПОШЕЛ РАБОТАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ»

– Вы обладатель сильного удара. Но забивали немного. Почему так редко били по воротам?

– Этому есть логическое объяснение. Во Франции меня поставили в жесткие рамки: я не так часто выдвигался вперед, отвечал за определенную зону на поле. В этот период, кстати, прилично прибавил в тактическом плане. И в сборной России львиную долю матчей провел защитником. Самый атакующий футбол был в «Заре», «Уралане», «Локомотиве» и «Портсмуте». За них и забивал.

– Пополняется ли ваша винная коллекция?

– До приезда во Францию я вообще не пробовал вина, но, оказавшись в Бордо, проникся коллекционированием. Стал собирать, дегустировать. Но увлечения приходят и уходят. Пускай винная коллекция остается в Бордо.

– У вас новое увлечение – под вашим патронатом в Алтайском крае выпускается напиток из облепихи.

– 75 процентов урожая российской облепихи выращивается в Алтайском крае. Этот напиток очень концентрированный, много не выпьешь. Но он натуральный. Вот как вышло: Семак с Сычевым газировку рекламировали, а я сок.

– Как дела у названного в вашу честь скакуна Смертина?

– Во время одной из скачек у него пошла кровь. Врачи заключили: на серьезном уровне бегать больше нельзя. Смертин пошел работать производителем на конный завод и теперь живет в свое удовольствие. На колбасу он не пойдет, потому что тощий и жилистый.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СМЕРТИН Алексей Геннадьевич

Родился 1 мая 1975 года в Барнауле.

Воспитанник «Динамо» (Барнаул).

Карьера игрока: «Динамо» Барнаул (1992 – 1993), «Заря» Ленинск-Кузнецкий (1994 – 1997), «Уралан» Элиста (1997 – 1998), «Локомотив» Москва (1999 – 2000), «Бордо» Франция (2000 – 2003), «Челси» Англия (2003 – 2006), «Портсмут» Англия (2003 – 2004), «Чарльтон» Англия (2005 – 2006), «Динамо» Москва (2006), «Фулхэм» Англия (2007 – 2008).

Достижения: обладатель Кубка России (2000), обладатель Кубка Французской лиги (2002), обладатель Кубка Английской лиги (2005), чемпион Англии (2005).

За сборную России провел 55 матчей, голов не забивал.

В июле 2009 года объявил о завершении карьеры игрока. С 2009 года – депутат Алтайского краевого Законодательного собрания. Один из создателей детской футбольной школы своего имени в Барнауле.

БЛИЦ

«Я ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ 19 ТРЕНЕРОВ!»

Алексей подытожил свою игроцкую карьеру в коротком рейтинге.

ЛУЧШИЙ МАТЧ

5 июня 1999 года, Франция – Россия – 2:3. Мы победили действующих чемпионов мира на их поле.

ЛУЧШИЙ ГОЛ

Это был мой первый гол за «Челси». Играли на сборах в США с «Селтиком». Я ударил с левой ноги метров с 25–30, и мяч вонзился в верхний угол ворот.

МАТЧ-РАЗОЧАРОВАНИЕ

9 октября 1999 года, Россия – Украина – 1:1. Та игра нам вполне удалась, кроме несчастного случая на последних минутах. Я сфолил, Шевченко навесил со штрафного, а дальше сами помните… Россия лишилась Евро. Попросил в «Локомотиве» дополнительный выходной, чтобы отойти от потрясения.

ТРЕНЕР НОМЕР ОДИН

Я подсчитал, сколько тренеров у меня было, – 19! Но самый дорогой – мой отец. Именно он воспитал, сформировал.

САМЫЙ ПАМЯТНЫЙ ШТРАФ

Однажды меня дисквалифицировали на пять игр. Мой «Локомотив» играл с «Анжи». В отместку ударил Рахимича сзади по ногам. Удаление, дисквалификация. За тот случай до сих пор стыдно.

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПООЩРЕНИЕ

По итогам сезона-1999 мне увеличили зарплату в «Локомотиве» в два с половиной раза, хотя я ничего не просил. Другие времена были…