Рядовой или золотой?

ПРЕМЕЬЕР-ЛИГА Гвоздь тура «СПАРТАК» – «РУБИН» – 0:3. Хотя до финиша чемпионата еще треть дистанции, этот матч все вдруг начали называть «матчем за чемпионство». Все, кроме футболистов. Те в основном заученно отвечали журналистам о «рядовом и обычном».
news

ПРЕМЕЬЕР-ЛИГА
Гвоздь тура

«СПАРТАК» – «РУБИН» – 0:3. Хотя до финиша чемпионата еще треть дистанции, этот матч все вдруг начали называть «матчем за чемпионство». Все, кроме футболистов. Те в основном заученно отвечали журналистам о «рядовом и обычном».

Ничего себе – рядовой матч с 50 тысячами болельщиков на трибунах!

ДО ИГРЫ.

«РУБИН» УШЕЛ ОТ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРЕССИНГА

На наше предложение рассказать болельщикам о подготовке к матчу со «Спартаком» в виде небольшого дневника никто из футболистов «Рубина» не откликнулся. Возможно – из-за традиций, сложившихся в клубе (в Казани осторожно относятся ко всему, что выходит за рамки привычного), возможно – из-за значимости предстоящей встречи. Хотя форвард Александр Бухаров (восходящая звезда «Рубина», накануне игры впервые получил приглашение от Хиддинка!) после единственной полуоткрытой тренировки в среду и своим внешним видом, и словами убеждал в обратном:

– Матч важный, но обычный. Проигравший еще ничего не теряет – запросто может нагнать победителя. Да и «Спартак» для меня соперник обычный.

Почему тренировка полуоткрытая? Если раньше журналисты, получив согласие пресс-службы, могли приехать на тренировку в любой день, кроме предигрового, то теперь в клубе навели порядок: в недельном цикле назначается одно такое занятие. Но на нем можно присутствовать первые 15 минут (как правило, это банальные пробежка и растяжка). А затем, где-нибудь за углом, чтобы не было видно поля, дожидаться футболистов. Неудивительно, что почти все коллеги взяли за правило приезжать к концу таких тренировок. Удивительно другое: в этот раз журналистов было как никогда мало: три бригады телевизионщиков и пара «пишущих».

В четверг «Рубин» провел вечернюю тренировку, после которой узнал своих соперников по групповому турниру Лиги чемпионов. Ни радости, ни вздохов разочарования в самом клубе по поводу именитых соперников нет. А вот болельщики довольнехоньки: еще бы Месси, Анри, Это’О, Моуриньо… и все живьем в Казани будут!

С пятницы в «Рубине» строгий режим. Ни один мобильник ни одного игрока на незнакомые номера не ответит: таков порядок – за два дня до игры ни-ни.

«СПАРТАК» УЛЫБАЕТСЯ

Москвичи тоже провели открытую тренировку в среду. Не в пример казанцам журналисты все два часа могли разгадывать тайны подготовки к матчу Валерия Карпина. Правда, все больше следили за Владимиром Быстровым: его детектив с возвращением в «Зенит» только начинал раскручиваться. Естественно, после занятия все дружной толпой кинулись за полузащитником. Добиться от него чего-то, кроме улыбки, не удалось никому.

Зато восходящая звезда «Спартака» Сергей Паршивлюк был с корреспондентами «ССФ» сама любезность:

– Как готовлюсь к «Рубину»? Да я еще от «Терека» только-только отошел. Мы же из Грозного прилетели под утро. Причем не во Внуково, откуда вылетали, а в Быково. Говорят, во Внуково был сильный туман. Домой попал около пяти часов. Заснуть не мог. Ворочался-ворочался, так и не заснул. Решил посмотреть повтор игры. Начало матча я провел не совсем удачно, а потом ничего, даже голевую передачу Веллитону отдал.

Днем невыспавшийся поехал в Тарасовку – все, кто играл, могли сходить в баньку и на массаж. Я так и поступил, немного подлечился. Восстановление – важный момент в футболе. А после поехал обратно домой и спал до отвала. Во вторник был еще один разгрузочный день – настоящий выходной. Я со своей девушкой в кино ходил. Решили посмотреть комедию «Каникулы строгого режима» с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях. Нам понравилось...

Под вечер посмотрел отрывки матчей последнего тура. Видел игру нашего будущего соперника «Рубина» с «Динамо». Что сказать… я верю в объективное судейство. Перед нашей игрой с «Тереком» тоже говорили, что победить там нереально, да еще в день рождения Ахмата Кадырова. Но мы же победили...

Сегодня вот первый раз, по сути, тренировались. Зато как! Вы же видели – два часа по полной программе, с нагрузкой. Все понимают – раз идем в лидерах, значит, надо пахать.. Да еще Валерий Георгиевич постоянно подначивает: то «корягой» кого-то назовет, то «деревяшкой». Обид нет, наоборот – весело. Потом пытаешься исправиться, сделать все лучше…

На удачу предлагаем Сергею вести для нас телефонный дневник последних дней перед важной игрой. Сергей смеется: «А тренироваться когда?», но в конце концов соглашается.

Договариваемся, что в субботу он расскажет все подробно. Сергей слово держит.

ЧЕТВЕРГ

– Интересный день. Можно сказать, он был посвящен моему партнеру Володе Быстрову. Уйдет или останется? – Паршивлюк в субботу начинает вспоминать события предыдущих дней. – Несколько раз залезал в интернет посмотреть «горячие» новости на эту тему. В команде ребята понимали, что он перейдет в «Зенит» на 90%. Но десять процентов все же оставались. Для меня это было важно знать вдвойне – все-таки с Володей мы играем на одной правой бровке. Некоторым ребятам Быстров кое-что говорил о возможном переходе еще до четверга, но уж извините, это не для прессы. Так что под вечер я особо не удивился, когда «Зенит» подтвердил трансфер.

Я уверен, «Спартак» и без Володи сохранит свое лицо. Перед матчем с «Рубином» тренерский штаб особо нас не накачивает, сказав лишь, что при большом количестве зрителей мы не можем сыграть плохо.

Да, и еще. Много говорят про какой-то «золотой» матч в 20-м туре. Немножко смешно это слышать. За оставшиеся десять матчей после «Рубина» все может с ног на голову перевернуться с любой командой.

Тренировка у нас была сегодня только утренняя, так что вечер провел перед телевизором за просмотром матча Лиги Европы «Динамо» – ЦСКА. Что тут сказать… Жалко потерять все три наших клуба в Лиге Европы. Обидно и то, что «Спартак» этой осенью в еврокубках не участвует.

 

ПЯТНИЦА

– Утром провели восстановительную тренировку. Чуть позже была теория. Карпин разбирал нашу игру с «Тереком». Посмотрели нарезку забитых мячей и другие важные эпизоды с тактической точки зрения. Как я уже говорил, за первые 15 минут мне стыдно, зато потом глаз радовался, когда забили подряд три мяча. Кое-что сказал Карпин и лично мне – но выносить это на суд народа не хотелось бы.

 

СУББОТА

– Предигровой сбор был назначен на 16.00. Как обычно, за день до матча проводится тренировка и теория. Наконец-то дело дошло до просмотра в деле «Рубина». Всю игру смотреть нет смысла – мы и так представляем, как играет соперник. Оператор дал нам нарезку стандартных положений казанцев. Здесь они представляют особую угрозу. Причем не только при штрафных и угловых, но и при аутах у чужих ворот. Карпин в двух словах дополнил картинку. Наша задача – как можно плотнее держать всех игроков. Хотя это касается любой игры, не только «Рубина».

Я весь в ожидании. Пожалуй, на данный момент это самый важный матч сезона для меня. Безумно хочется возглавить турнирную таблицу.

Вечером удалось отвлечься от этих мыслей благодаря великолепным матчам «МЮ» – «Арсенал» и «Милан» – «Интер». На базе у нас есть НТВ+, так что любой матч можно посмотреть. Да, а Аршавин – красавчик! Какой гол он завалил «Манчестеру»!..

«МИЛЛЕР ВООБЩЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Переход Владимира Быстрова из «Спартака» в «Зенит», конечно, больше всего обсуждался в Лужниках перед игрой.

– Быстрова можно понять. Родной город, кучу денег дают. К нему вопросов почти нет. Я бы лучше у Миллера спросил: он вообще соображает, что делает? «Зенит» же такими покупками сам разрушает чемпионат, в котором играет! – в довольно многочисленной толпе болельщиков-жаворонков, подъехавших на стадион за полтора часа до начала матча, чтобы зафиксировать приезд в «Лужники» автобусов с командами, все разговоры, понятно, о камбэке Владимира Быстрова в «Зенит».

– Зенитчики его нормально примут. А чо, пару голов сразу забьет, зенитовскую стрелку поцелует, – и все, опять свой, – спартаковские болельщики явно недооценивают злопамятность питерцев, которые в это самое время уже вовсю «поливают» своего блудного сына с гостевой трибуны «Арены Химки» (репортаж из Химок на стр.7. – Прим. ред.)

В «Лужники» соперники приезжают почти одновременно. Лица игроков и тренеров, выходящих из обоих автобусов, пугающе сосредоточенны и серьезны. Единственное исключение – Веллитон и Алекс. Спартаковские бразильцы слепят окружающих безупречными улыбками и приветливо машут рукой.

Кажется, что журналисты, болеющие за «Спартак», переживают уход Быстрова в «Зенит» даже острее болельщиков.

– Вот сволочь! – самый лаконичный и мягкий комментарий, который можно выловить из клубов сигаретного дыма в пресс-центре, когда Быстров на плазменном мониторе забивает гол «Химкам», пока «Спартак» и «Рубин» еще только переодеваются на разминку.

ИГРA.

«ВЕДУЩЕГО ИГРОКА КУПИТЬ МОЖНО. А НАС – НЕЛЬЗЯ»

К началу игры лужниковский полумесяц трибун A, B и С заполнен почти полностью. Не хватает только шумной трибуны с гостевыми фанатами – все-таки желательного атрибута для главного матча чемпионата. Но вместо нее – небольшая группа сочувствующих «Рубину» на одном из секторов пустой трибуны D.

Спартаковские фанаты во время выхода команд на поле разворачивают баннер на тему трансфера Быстрова. Адресуется он не самому футболисту, а руководству питерского клуба. На двух белых простынях выведено: «Ведущего игрока купить можно. А нас – нельзя. «Газпром» – мечты забываются».

«Рубин» производит более цельное впечатление. Первый голевой момент гостей рождается из «стандарта»: не зря Карпин делал на этом акцент во время субботнего разбора соперника. Видно, что спартаковцы помнят о наставлениях тренера: каждый играет по игроку, располагаясь, как положено, спиной к воротам и лицом к сопернику. Но когда на «второй этаж» поднимаются такие великаны, как Гонсалес и Бухаров, найти какие-то контраргументы тяжело. Выручает Бояринцев, вставший во время подачи углового у штанги и вынесший мяч из угла после удара головой Бухарова.

Очень интересно наблюдать, как по-разному ведут себя на бровке тренеры. Бердыев впервые приподнимается со скамейки только на 32-й минуте, Карпин – на ногах с самого стартового свистка. Можно просто следить за его перемещениями вдоль бровки и, даже не глядя на поле, в общих чертах понимать, что там происходит. Вот Карпин скрещивает руки на груди и застывает в углу технической зоны – «Рубин» атакует. А вот он подпирает руками бока и энергичным перекрестным шагом идет по кромке в другую сторону – убегает в контратаку «Спартак».

Когда Семак еще только рванул в сторону спартаковской штрафной забивать гол, Карпин уже почувствовал недоброе. Робкая игра Дедуры, который даже не пытается выйти на мяч и сыграть на опережение, а вместо этого плассируется перед Бухаровым, заставляет Карпина в досаде рубить рукой воздух, а через несколько секунд хвататься руками за голову – удар у Семака, оказавшегося первым на подборе, выходит роскошным.

Оператор усердно пытается поймать хоть какие-то эмоции на лице Бердыева. Он подносит камеру чуть ли не к самому носу тренера – бесполезно. Бердыев продолжает неподвижно сидеть на месте, будто пропустил момент гола и ждет повтора.

Та же самая история – после второго гола «Рубина». Реализованный Домингесом пенальти внешне не вызывает у Курбана Бекиевича никаких эмоций, зато их в избытке у спартаковских болельщиков, которые на перерыв судейскую бригаду провожают бьющим по перепонкам свистом. Карпин в это время, опустив голову, идет в сторону тоннеля, задумчиво почесывая правую бровь. Итогом тренерских раздумий становится выход на поле сразу после перерыва Ананидзе и Баженова. Последний меняет Бояринцева, который был призван заменить в основном составе Быстрова, но проявил себя только в одном моменте – когда выбивал мяч с линии ворот Джанаева.

27 СЕКУНД БЕРДЫЕВА

Баженов почти сразу может забить, но мажет. Кажется, что интрига снова оголяется, но вместо этого уже через пять минут она умирает совсем. После гола Бухарова по проходам секторов к выходам потекли первые ручейки болельщиков. На лицах тех, кто остался – шок. Фанатская трибуна B больше по инерции кричит «Спартак», вперед!», а Карпин в печали пинает по технической зоне пустую бутылку…

Бердыев, словно думая, как бы взбодрить явно заскучавшую публику, решается презентовать «Лужникам» своего новичка: Алан Касаев очень хорошо входит в игру и организует несколько острых моментов у ворот Джанаева. Но все-таки заставлять себя внимательно смотреть на поле становится все тяжелее. Куда веселее в эти минуты на трибунах. Какой-то спартаковский болельщик пытается выбежать на поле, его еще на беговых дорожках успевают перехватить и схватить за руки. На красно-белых секторах начинаются легкие волнения: загораются файеры, дымовухи, откуда-то сверху летит на нижние ряды оранжевое кресло. Под трибуной ОМОНовцы уже начинают перегруппировку сил, но в итоге обходится…

К 90-й минуте «Лужники» пустеют уже процентов на 70. Даже Карпин, державшийся до последнего, встречает концовку игры на скамейке. «Рубин» со свистком Сухины в полном составе отправляется к сектору со своими болельщиками, которые, взявшись за руки, несколько раз раскланиваются перед командой и провожают ее с поля под громогласное «Молодцы!».

Только один человек из «Рубина» оказывается в стороне от бурных послематчевых торжеств – это Курбан Бердыев. Едва игра заканчивается, Бердыев, немного сгорбившись и склонив голову вниз, идет в сторону тоннеля. Он входит туда практически плечом к плечу с Карпиным, но тренеры как будто даже не замечают друг друга: каждый погружен в свои мысли..

На послематчевой пресс-конференции Бердыев, кажется, бьет свой же собственный рекорд по продолжительности общения с журналистами, устанавливая новую планку: 27 секунд. Именно столько казанский тренер находится в пресс-центре «Лужников». На просьбу пресс-атташе «Спартака» Эдуарда Нисенбойма прокомментировать игру Бердыев отвечает: «Команда сегодня своей игрой заслужила победу. Пожалуй, это все». Вопрос из зала, можно ли «Рубин» уже поздравлять с чемпионством, вызывает у Курбана Бекиевича искренне изумление.

– Да какое чемпионство, о чем вы? – еле слышно бурчит он в микрофон, даже не поднимая на зал глаз. – 10 туров еще играть.

Встречавшие Бердыева аплодисментами журналисты провожают тренера хихиканьем. Но ему, кажется, это даже нравится.

ПОСЛЕ ИГРЫ.

ИХ ОСТАВАЛОСЬ ТОЛЬКО ТРОЕ…

Лужниковская микст-зона – то еще испытание для журналистов. В дни топовых матчей с объявлением диктора о порядке выхода болельщиков со стадиона впору вставать со своих мест загодя и журналистам. Иначе, досмотрев матч до конца, можно и не найти укромного местечка у барьера, отделяющего футболистов от акул пера.

Именно так и происходит со многими коллегами после матча. Толпа страждущих общения со звездами футбола напоминала очередь за колбасой в советское время. Только хорошо технически оснащенную очередь: диктофоны, микрофоны, телевизионные штативы…

Наконец появляются футболисты. Первый – вратарь «Спартака» Джанаев. Удивительное совпадение – только он переступил порог микст-зоны, у него сразу «зазвонил» телефон. Трубка у уха, и можно никого не замечая, смело идти к автобусу. Правда, мало кто ожидал, что пропустивший три мяча голкипер захочет общаться с прессой. Следом за Сосланом спешат легионеры – Иранек (прекрасно говорит по-русски, но тут прикинулся глухонемым), Кариока, Веллитон и Алекс (этих даже не окликают – они без переводчика). Кто же остановится первым? Бывало, что и никто. И все-таки смельчак находится – Денис Бояринцев отвечает за себя и тех парней. Денис стойко выслушивает одни и те же вопросы от разных журналистов – микст-зона-то длинная!

Едва «отстреливается» Бояринцев – его сменяет Карпин. Валерий Георгиевич в своем стиле терпеливо отвечает на вал вопросов – «а помог бы Быстров?», «а не сыграть бы вам вторым номером?», «а как вам судейство?». Некоторые ответы наставника «Спартака» предельно лаконичны: «не помог бы», «мы так и играли», «а смысл?».

Вскоре, словно за мамой-уткой (Бердыевым), потянулись к автобусу птенцы (футболисты «Рубина»). Из всей ватаги лишь двое откликнулись на просьбы журналистов – капитан Семак и защитник Шаронов. Стояли они рядом, причем с разным выражением лиц: Сергей улыбался, Роман смотрел сквозь толпу, произнося какой-то дежурный набор слов. И на том спасибо.

А закончилась микст-зона красивой сценой. К Семаку подошел Карпин. Спартаковец обнял капитана «Рубина», пожал руку и сказал всего одно слово: «Красавчик!». Сергей чуть засмущался, но комплимент принял, оторвавшись от микрофонов: «Удачи вам».

Через две минуты лужниковский улей опустел.

P.S.

Как и договаривались, вечером после игры звоним Сергею Паршивлюку. «Извините, но у меня нет никаких сил и эмоций», – только и выдавил спартаковец в трубку. Что ж, его можно понять – уж очень жестким получился удар «Рубина».

КСТАТИ

В свое время спартаковский патриарх Николай Старостин написал в своей книге «Футбол сквозь годы» фразу: «Спартак» без татарина – не «Спартак». И действительно, редкий сезон команды обходился без игрока в составе, родившегося в Татарстане. Николай Осянин, Галимзян Хусаинов, Ринат Дасаев, Вагиз Хидиятуллин, Ренат Атаулин, Руслан Нигматуллин – вот лишь несколько самых известных имен.

– Конечно, я читал книгу Старостина и знал об этих словах, – рассказал «ССФ» знаменитый голкипер Ринат Дасаев. – Раз он так сказал, значит, что-то в этом действительно было – татары в «Спартаке» играли почти всегда. За традициями в этом клубе следили четко. По крайней мере, в мое время. Хотя и сейчас, если взглянуть на состав, есть Ренат Сабитов. А что касается матча с «Рубином», то я немного шокирован результатом. «Спартак» имел хороший шанс подняться на первое место, но… Впереди еще много матчей, надежды на золото я не теряю.