«…А потом он лег на диван и захандрил»

КАДРЫ УЧИТЕЛЬ БУХАРОВА. 24-летний Александр Бухаров давно ходил в подающих большие надежды. Но то травмы, то еще что… И вот стремительный взлет в тройку лучших бомбардиров чемпионата, второй вызов в сборную…
news

КАДРЫ

УЧИТЕЛЬ БУХАРОВА. 24-летний Александр Бухаров давно ходил в подающих большие надежды. Но то травмы, то еще что… И вот стремительный взлет в тройку лучших бомбардиров чемпионата, второй вызов в сборную…

Накануне Дня учителя корреспондент «ССФ» встретился с первым тренером Александра Наилем Саидовым, чтоб расспросить, как зажигаются звезды.

Новый кирпичный дом в Советском районе Казани легко находим по шлагбауму, который ночью не пускает во двор чужие машины. Хозяин, три года назад отпраздновавший новоселье, встречает нас у подъезда, слегка смущается цветам – традиционному подарку учителям в профессиональный праздник.

Пока поднимаемся в квартиру, Наиль Хакимович делится новостями:

– Вчера мои выпускники 76-го года рождения звонили, звали в субботу в Челны на встречу команды. Но не могу – в воскресенье в Нижнекамске матч первенства Татарстана играем.

– Квартира у вас просторная, удобная. Правда, что вам ее «Рубин» выделил после подписания контракта с Бухаровым?

– Она дороже тех денег, которые клуб мне за Сашу заплатил, я еще в Челнах жилье продал. Но если бы не Сашин контракт, вряд ли я сейчас жил бы здесь.

ИДАЛЬГО ПРОВЕЛ ЗАНЯТИЕ ПО ТАКТИКЕ

Коренной казанец Саидов уехал в Набережные Челны в 1974-м, по распределению после окончания спортфака Казанского пединститута.

– Я был одним из лучших студентов, мы еще выбирали, куда поехать, – рассказывает Наиль Хакимович. – Город и завод тогда только строились, во второй лиге «Турбина» выступала. Я в этом клубе до 1979 года работал, у меня там Володя Барышев с Сергеем Кирилловым играли, – тренер называет знакомые казанским болельщикам со стажем фамилии. – Потом они в «Рубин» уехали. Талантливые ребята!

Сам Саидов в футбол играл лишь в любителях, выступал за не существующий ныне казанский «Спартак». А вот на тренерском поприще себя нашел. После «Турбины» была любительская команда «КАМАЗа», с которой успешно выступал в республиканских турнирах. И в 1984 году получил направление в Высшую школу тренеров.

– Тогда в ВШТ учились два года, обучение было очным, жили в Москве, – Наиль Хакимович разливает по чашкам ароматный чай. – В наше время отбор жесткий был, многие ребята из Средней Азии и с Кавказа не прошли собеседование. Курс у нас подобрался что надо.

Хозяин достает из пачки приготовленных фотографий тронутый временем большой черно-белый снимок. Под овальными портретами – знакомые с детства имена: московские динамовцы Владимир Пильгуй и Николай Гонтарь, Павел Гусев из ростовского СКА, днепропетровец Игорь Надеин, московский армеец Анатолий Ольховик и торпедовец Владимир Бутурлакин – двух последних уже нет с нами.

– А кто вам преподавал?

– Светила отечественной спортивной науки! Лев Павлович Матвеев, Яков Михайлович Коц! Они студентам ГЦОЛИФКа лекций уже не читали – только слушателям ВШТ. И Лобановский, и Бесков, и Малофеев перед нами выступали. Даже Мишель Идальго (тренер сборной Франции времен Платини. – Прим. ред.), будучи в Москве, провел с нами двухчасовое занятие по тактике.

Но больше всего, по словам Саидова, ему дала полугодовая стажировка в бакинском «Нефтчи».

– Тренером там был Руслан Абдуллаевич Абдуллаев, в то время, на мой взгляд, один из лучших тренеров Союза. Я с его командой и всю предсезонную подготовку прошел, и в соревновательный период поработал. Там-то мне и заложили привычку считать технико-тактические действия игрока. Позже, в Челнах, мне это вообще не понадобилось, но знания в голове остались. Когда я с Сашей в 2003 году в Казань приехал, начал считать за ним. И нам это здорово пригодилось.

 

«СПАРТАК» «ОБУЛИ» С КОЛЕС!

– Помните, как Бухаров к вам попал?

– В 1993 году, Саша тогда во втором классе учился, отец привел его ко мне на тренировку в спортзал 48-й школы. Я его сразу играть поставил, смотрю – мальчишка голы забивает один за другим. Бомбардирские качества сразу видно: либо они есть, либо их нет.

– Так уж с первой тренировки будущую звезду в нем и увидели?

– Понимаете, ты еще не знаешь, что из парня получится, но уже видишь определенные качества. Когда играть начали, Саша редко с поля уходил без трех-четырех забитых мячей. Сейчас вот говорят, что он головой здорово играет. Так ведь он с детства любил головой забивать! Какое-то удовольствие в этом находил. И потом, мы на тренировках много работали над этим элементом. Иначе нельзя. Не бывает такого, чтобы в детстве мальчик головой не забивал, а придя в профессионалы, вдруг начал.

Мальчишкам 1985 года рождения повезло: у них был настоящий спонсор. О Владимире Нитенко, генеральном директоре одной не бедствовавшей в те непростые времена фирм, Наиль Саидов всегда отзывается тепло. Еще бы, ведь благодаря ему не было проблем с поездками на российские и зарубежные турниры! «КАМАЗ-Диалог» – так называлась команда Саидова – не варился в собственном котле, получил бесценный соревновательный опыт.

А началось все с выезда в Москву в 1994 году.

– Поехали мы туда на неделю – я по ВШТ тренеров знал и договорился об играх с московскими командами, – рассказывает Саидов. – Первый матч – со «Спартаком». Ребята после суточного переезда в автобусе выходят – и 4:3 «Спартак» «обувают»! А Саша делает хет-трик. Вот тогда я почувствовал, что у меня в этой команде кто-то есть.

– Москвичи у вас мальчишек не пытались переманить?

– На Бухарова сразу внимание обратили! Тренеры мне говорят: «Ну, присылай парня к нам, посмотрим его». Но с таким апломбом это говорилось! А я подумал: «Зачем? Сам его доведу». А мы тогда, кроме «Спартака», обыграли «Динамо» и ФШМ, а с ЦСКА вничью сыграли. Но это был ранний этап, мальчишкам по 8-9 лет, московские команды еще не разогнались. Через два года, когда они уже пол-России просмотрели и совершенно другие составы сформировали, с ними тяжело было тягаться. И условия в Москве были, конечно же, лучше.

 

ГЛАВНОЕ ДЛЯ МАЛЬЧИШЕК – ИГРАТЬ

Да, у «КАМАЗа-Диалога» не было ни манежа, ни хороших полей. Зато была возможность ездить по турнирам. Где только не был Наиль Саидов со своими пацанами! Команда выезжала в Финляндию, Швецию, на Украину, не говоря уж о российских городах. Саидов до сих пор убежден, что именно постоянная игровая практика позволила ребятам кое-чего добиться в футболе.

– Кроме Саши, из того выпуска еще шестеро профессиональными футболистами стали. Уверен, во многом из-за того, что в детстве много играли. А моя нынешняя команда, кроме Казани, ничего не видит. В Европе тоже считают, что надо больше играть. Представляете, на Кубок Гётеборга, где мы выступали в 1998 году, приехали 1300 команд из 45 стран! Только по нашему 1985 году было 127 команд! Гётеборг – полумиллионный город, как и Челны, но 25 тысяч участников без проблем расселили. И 50 футбольных полей, таких же, как на нашем Центральном стадионе, нашли. Там до 13 лет никакой тактикой не загружают – играйте, ребята, в свое удовольствие! Проиграли? Ничего страшного! Мальчишки в автобус садятся, песни поют, все в порядке. Зато опыт встреч со сверстниками из других стран – даже из Бразилии – остается в подкорке. А наш менталитет – во что бы то ни стало выиграть! Вот и выжимают из пацанов последнее, чтобы кубок руководству принести. Выигрывать кубки – это одно, а футболистов готовить – совершенно другое.

 

БУХАРОВ – ЭТО ГОЛОВА!

– Турниры турнирами, но без тренировок никогда не сможешь играть головой так, как играет Бухаров. Признайтесь, индивидуально с ним занимались?

– Нет, всей командой работали, я много внимания уделял специальным упражнениям. А Саша их особенно любил. У него уже в подсознании эти движения – как подойти, как выпрыгнуть. Очень важно дать правильную методику, как выпрыгнуть – с одной ноги или с двух. Саша всегда с одной ноги выпрыгивает и игроков одного с ним роста вверху обыгрывает, потому что толкается правильно. В игре с «Интером» вот имел стопроцентный момент, но, похоже, створ ворот потерял, не успел оценить свое положение.

– В российском чемпионате Бухаров лучше всех головой играет?

– По-моему, да. Это же видно по матчам. Не только забивает, но и сохраняет мяч для команды, когда от своих ворот его выбивают. Я каждую Сашину игру смотрю, записи для себя делаю.

– Потом со своими мальчишками разбираете?

– Нет, это индивидуальная работа с тем, чьи действия отслеживаешь.

– О футболе с Бухаровым разговариваете?

– В методическом плане стараюсь ему помогать. Тут ведь все без эмоций, конкретные цифры: столько-то мячей ты потерял при передачах, столько-то – на обводке. Все видно конкретно, есть над чем работать. Я ведь это тоже не от фонаря придумал, дипломную работу по этой теме в ВШТ защитил. Пятый год уже веду конспекты игр. Меня не только его технико-тактические действия интересуют, но и скоростная работа, которую по записям не изучишь. Я же чувствую, где Саша в полсилы пробежал, а где – на максимуме.

– Саша был самым быстрым в команде?

– Нет, что вы! Тягучим был, угловатым. В скорости он прибавил лет в 13-14. Раис Салимов, один из лучших спринтеров Татарии, целый год работал с моей командой, но с Сашей – больше всех. Поставил ему технику бега, за что Раису большая благодарность. Вообще, ребята у меня не только бегом занимались. Два года танцевали всей командой с хореографом. Ритмичные танцы очень полезны для футбола. У южноамериканских и африканских мальчишек с танцами все в порядке, а наших надо учить.

 

С ДИВАНА – В ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ

В 1999 году на турнире в Санкт-Петербурге Бухарова и еще двух мальчиков из команды Саидова приметил Сергей Мосягин, в то время начальник всех юношеских сборных России. Пригласил на сбор.

А в 2002 году талантливый парень уезжает из Челнов в Краснодар, но ни в «Краснодаре-2000», ни в новороссийском «Черноморце» у него не складывается.

– До сих пор не пойму, как такой специалист, как Николай Южанин, мог не увидеть Сашины перспективы! – удивляется Саидов. – Из Новороссийска Саша вернулся никакой, залег дома, захандрил. Он по натуре домашний, мог сутками на диване лежать. Я понял, что надо вытаскивать парня. Взялся под него на общественных началах тренировать «Турбину» – команда в первенстве Татарстана играла, полсостава – мои выпускники, а тренера у них не было. Саша начал играть, забивать. Привел себя в порядок, поехал в «Рубин-2», закрепился в команде. А в 2004 году Бердыев его на сбор с «Рубином» взял.

– Когда с челнинского дивана везли Сашу в Казань, верили, что он сыграет в Лиге чемпионов и вызов в сборную России получит?

– Об этом никогда не думаешь. Но я верил, что он талант. Надо верить; если хоть немножко усомнишься в подопечном, он сразу же это почувствует, и ничего не выйдет. Я всегда в него верил. И родителям, когда они сомневаться начинали, говорил: подождите, всему свое время!

– А как узнали о том, что он вызван в национальную сборную?

– Не скажу как, но не из газет, – хитро улыбается Саидов.

В Москву на матч сборных России и Германии он не поедет – его команда СДЮСШОР-14 1994 года рождения 11 октября проводит последнюю игру в первенстве Татарстана. Работа есть работа.

Напоследок интересуемся у Наиля Хакимовича, какое все-таки качество самое главное для детского тренера.

– Чутье, интуиция, – отвечает не задумываясь. – Они необходимы, чтобы одаренного пацана разглядеть. Не найдешь талантливых ребят – не заиграет команда, хоть сто лет ее тренируй.

ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК

А вы первого тренера помните?

Александр БОРОДЮК, тренер сборной России:

– Мой первый тренер Юрий Николаевич Коротков, который занимался с нами в воронежской школе №20. Я с благодарностью вспоминаю его заботливое отношение ко мне. К сожалению, он умер. В День учителя не могу не вспомнить добрым словом и Владимира Петровича Кесарева, тренировавшего меня в вологодском «Динамо». В моей судьбе он сыграл огромную роль. Я не потерял с ним связи. Например, на прошлой неделе Владимир Петрович приезжал к нам в Дом футбола РФС. Мы тепло пообщались. Не буду оригинален – пожелаю Владимиру Петровичу прежде всего крепкого здоровья. Тем более что у него проблемы с ногами.

Денис БОЯРИНЦЕВ, полузащитник «Спартака»:

– Как не помнить Владимира Петровича Евсеева! У него я занимался несколько лет в школе «Смена». Я и сейчас часто бываю в ней, хотя школа переехала из Люблино в Капотню. А Владимир Петрович стал ее директором. У моего первого тренера, слава богу, все хорошо: есть и крепкая семья, не жалуется он и на здоровье. Желаю ему сохранить все это на долгие годы.

Дмитрий ХОХЛОВ, капитан «Динамо»:

– Меня в краснодарской общеобразовательной школе, в третьем классе «нашел» Михаил Васильевич Афонин. Он же тренировал ребят в СДЮСШ №5. Позже Афонин работал и в профессиональных клубах. Однако сейчас Михаил Васильевич безработный - что-то не сложилось у него в Нижнем Новгороде. Поэтому, помимо крепкого здоровья, в День учителя я желаю ему побыстрее возглавить какую-нибудь команду. Такие квалифицированные специалисты, как он, нужны нашему футболу.