К юбилею Льва Яшина. Как внук Яшина был вратарем «Динамо», а стал учителем физкультуры

СУДЬБА ФУТБОЛИСТА ВАСИЛИЙ ФРОЛОВ. Пару лет назад все вдруг всполошились – «внук Яшина в «Динамо», тоже вратарь, подает надежды!». Тема недолго была горячей – Василий Фролов, тот самый внук, сначала отправился в аренду, потом перешел в ФК «Зеленоград»…
news

СУДЬБА ФУТБОЛИСТА

ВАСИЛИЙ ФРОЛОВ. Пару лет назад все вдруг всполошились – «внук Яшина в «Динамо», тоже вратарь, подает надежды!». Тема недолго была горячей – Василий Фролов, тот самый внук, сначала отправился в аренду, потом перешел в ФК «Зеленоград»…

Когда корреспонденты «ССФ» на прошлой неделе решили узнать, где сейчас играет 23-летний вратарь, оказалось, что он теперь и не вратарь вовсе, а учитель физкультуры в простой московской школе!..

«РЕШИЛ: ВСЕ, НАДО ЖИЗНЬ ПО НОВОЙ НАЧИНАТЬ!»

– Карьеру, выходит, завершил? – встретившись с Василием в одном из кафе на юге-востоке столицы, начинаем с главного.

– Да, завершил. На сто процентов. Как получилось? Долгая история…

– Так мы и не спешим никуда.

– Тогда по порядку… Зимой 2007 года впервые поехал на сбор с основным составом «Динамо», и состояние было такое – я в полном порядке, горы сверну! Тот факт, что сезон пришлось начинать в аренде в другом «Динамо» – питерском, – настроения не испортил. Нерадостные мысли стали появляться, когда за год там всего 15 минут отыграл. Вот, подумал, у меня уже и во второй лиге не получается… Но оправдания находил: может, просто не моя команда, не мой тренер?

Вернулся в Москву, в «Динамо» сказали: «Тебе уже 21, дубль перерос, ищи себе новую команду. Мы поможем – уйдешь бесплатно». Я нашел – та же вторая лига, «Зеленоград». Прошел все сборы, подписал контракт…

Только в «Зеленограде», кстати, понял, что это такое – вторая лига. Все эти подводные течения…

В начале сезона более-менее выходил, но потом заработал травму ключицы – до сих пор, кстати, беспокоит. Начался второй круг, вышел на пару матчей и так их отыграл… Действительно плохо. Однажды грубо ошибся, просто на выходе не сыграл, и нам гол на последних минутах забили – 1:2. Если кто со стороны игру смотрел, мог подумать – Фролов команду «плавит»…

После матча все на меня как накинулись… Тут еще тренер нового вратаря нашел – опытного. Я на последние десять туров в запас и сел. Причем глухо так. Чувствовал: выйти смогу, только если первый номер сломается или дисквалификация...

При этом тренера не винил, на ситуацию смотрел объективно. Понимал – из-за собственных ошибок на лавке сижу. Тогда же и вопросами задаваться начал: «А зачем вообще играю? Есть ли в этом смысл?». Ну, хорошо, придет новый тренер – такие разговоры уже ходили, но где гарантия, что поверит в меня, что начнет ставить?

Пришел Андрей Афанасьев, как раз эти второлиговые дела начались – из старой команды к первому туру сезона-2009 всего пять человек осталось… И нового вратаря с собой привел. Потренировались мы какое-то время вместе, а в марте мне было прямо сказано: «Ты здесь не нужен, ищи новое место». Хоть у меня еще год контракт действовал…

Сначала да, честно собирался чего-то искать, а потом так посидел, подумал: «Да ну его!». Допустим, найду я себе другую команду во второй лиге, может, даже контракт подпишу, ну, покувыркаюсь там: неизвестно еще – заиграю, нет… А потом придет новый тренер и своего вратаря приведет. Или я просто ему не понравлюсь. И что дальше? Опять по новой? А мне 23 года уже…

Взвесил все: не привлекала что-то такая перспектива. Да, многие во второй лиге варятся, каждый год команды меняя. Одни и те же футболисты по кругу ходят. Мне это не нужно было. Решил: все, надо по новой жизнь начинать!

– С родными советовался?

– Нет, сам решение принимал. Жену в такие вопросы стараюсь не посвящать, а мама-папа-бабушка давно привыкли, что я человек закрытый и к общению по душам не стремлюсь. Никто не отговаривал, разве что друзья-футболисты: «Чего выдумал? Ты в порядке! В «Динамо» лучше обратись…».

Но я этого никогда не любил – к кому-то ходить, просить… Прийти в «Динамо», кулаком по столу грохнуть: «Найдите мне команду!»? Я по природе скромный. Плохо ли это? Наверное, даже глупо. И в футболе, и в жизни надо по-настоящему наглым быть. Где-то через кого-то перешагнуть, где-то схитрить, сказать не то, что думаешь… Только все это не для меня. Сергей Николаевич Силкин, как только я в динамовскую школу перешел, говорил родителям: «Уж больно он у вас скромный». В том плане, что не получается из скромных людей великих футболистов. За редким исключением...

Сам я не воспринимал замечания всерьез – мне не казалось, что нужно меняться. И, может, упустил тот момент, когда характер сформировался окончательно. А потом уже поздно было...

Нет, я могу, конечно, ответить, человека на место поставить. Но подпольные игры вести, где-то обманывать или – что особенно противно – подлизываться к кому-то...Абсолютно не умею.

Может, это не столько скромность, сколько юношеское упрямство, помноженное на максимализм. Тоже вполне допускаю. Сам до конца не разобрался. В любом случае, повторюсь, глупо все это...

 

«ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЛО, И Я… НАЧАЛ СУДИТЬ»

– Решение принято. Что дальше?

– Поначалу, конечно, непривычно было. Жизнь не такая, как всегда. Без тренировок, другой режим… Играть не бросил – на Стрельцова старой компанией собирались, я в ворота становился и все так же получал от игры колоссальное удовольствие. Безо всяких напрягов – просто играл, зная, что никто не усадит на «лавку», если ошибусь. Но чего-то все равно не хватало, и тогда я… начал судить.

– ?!

– С судьями в футбол играл, они и предложили: «А чего, Вась? Попробуй!». Сейчас сужу первенство ДЮСШ. И, знаете, – нравится, очень! Набираю игры, мне все это интересно… Кто знает, может, что и получится. Я загадывать не привык, но судьей бы с удовольствием стал. Во всяком случае все силы для этого приложу. В ноябре вот думаю на курсы записаться...

– Судейство – работа неблагодарная…

– А что, вратарь – благодарная? Чуть где-то напорол, и – все, до свидания. Да, судей не любят. Казалось бы, всего-то детей сужу, но столько уже от родителей наслушаться успел! С другой стороны – знаю, на что иду, готов к тому, что судья всегда будет неправым.

– Когда еще в судействе высот достигнешь, а семью сейчас кормить надо…

– Поэтому-то, посудив месячишко, можно сказать, на энтузиазме, пока деньги были, начал думать, что делать дальше, куда работать пойти. И нашел – все лето торговлей занимался…

Поначалу даже загорелся – новое дело! Но скоро осознал – не мое. Те же подковерные игры, что и в футболе. И тут один хороший друг предложил: «Есть вариант в обычную школу физруком пойти. Ты как?». Подумал: а почему бы и нет? У меня и образование соответствующее – РГУФК заканчивал. Причем старался не просто корочку получить, а по возможности еще и знания какие-то. Да и тетя в институте физкультуру преподает…

Потом ведь: если в школе работать по-настоящему, выкладываться, то неплохие деньги получать можно. Не как в премьер-лиге, конечно, но по сравнению со вторым дивизионом, с командами, что внизу болтаются, – вполне подходяще. Я же за свою карьеру нигде и никогда огромных зарплат не получал. Никуда не стучался, не бился: «Сделайте мне зарплату!». Сколько давали – всегда подписывал. А поскольку это были примерно одинаковые суммы, после завершения карьеры финансового провала не случилось…

Согласился, в общем. Для себя так решил: начну с нуля. Сегодня физкультурник в школе, завтра, глядишь, тренер, помощник… Пришел в школу, меня там очень хорошо встретили, помогать взялись. Главное – мне самому работа понравилась. Упражнения, методику я и так знал, а теперь еще специальную литературу читаю, на семинары молодых специалистов хожу, с коллегами общаюсь… У многих глаза горят, хотят добиться, чтобы физкультуру в школе тоже серьезным предметом считали.

– В каких классах уроки ведешь?

– Почти во всех – со второго по девятый. Причем мне со всеми возрастами интересно. Общаться, что-то новое для себя открывать. Вижу, что и ребята ко мне тянутся. Никто в штыки не воспринимает. Может, потому что сам молодой еще…

– Многие в школе знают, что у них внук Яшина учительствует?

– Был один случай, подошел мальчуган класса из четвертого: «Скажите, вы ведь Фролов? В «Динамо» играли?». – «Ну, да, играл». Он так гордо друзьям – видите, я же говорил…

Но насчет Яшина старался не распространяться, не афишировать особо. Впрочем, теперь после интервью точно узнают…

 

«МОЖЕТ, И СТАЛ БЫ ВРАТАРЕМ ВЫСОКОГО КЛАССА, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛ ЯШИНСКИМ ВНУКОМ»

– Экс-партнеры по «Динамо», по второй лиге удивлялись? Так резко с футболом завязать, в физруки податься…

– Так я не один такой. Многие ребята, особенно в низших лигах, бросают и не возвращаются, новую профессию находят. Люди больше удивлялись, когда я торговлей занялся. И все очень радовались, когда с этим закончил…

Я не тот футболист, уход которого удивлять должен. Я что, десять лет в бундеслиге отыграл? Ну, был в динамовском дубле, хотя в премьер-лиге даже в заявку ни разу не попал, ну за питерское «Динамо» на 15 минут вышел… А так ведь – ни стажа, ни имени. Ко мне интерес такой только потому, что я внук Яшина.

– По ходу карьеры имя великого деда, кстати, больше давило или помогало?

– Скорее давило. Иногда думаю: может, и стал бы вратарем высокого класса, если бы не был яшинским внуком…

– Это бабушка Валентина Тимофеевна как-то говорила: «Планка яшинского имени слишком высока. Лева мечтал о сыне, хотя в глубине души радовался, что у нас дочки. Были бы пацаны, сравнений избежать бы не удалось. Даже если бы они играли в футбол лучше – все равно остались бы лишь Яшиными-младшими». Точно о тебе ведь сказано?

– Соглашусь. Даже не знаю, что такого мне нужно было сотворить, чтобы снять с себя этот ярлык – «внук Яшина». Раньше, еще в «Динамо», думал, получится. Теперь понимаю – это было просто нереально…

Но, как уже говорил, были и другие причины не заиграть. Опять же – характера не хватило. Может, природное. Может, не нашлось человека, который смог бы достучаться. А давить на меня – только хуже делать. Может, где-то сам на себя так влиял, так настраивал. Помню эти мысли постоянные: «У меня дед – Яшин, я тоже должен, должен…». В «Динамо» себе покоя не давал: вот-вот заиграть должен, выстрелить… Накручивал себя этой ответственностью. Когда на сбор с первой командой поехал, так вообще жутко придавило. Одно чувство было – НАДО! Отсюда закрепощенность. Не получалось что-то – нос вешал, конец, мол, всё…

Большое спасибо Николаю Павловичу Гонтарю, что три года со мной провозился. Шанс-то был приличный. Увы, не получилось.

– Разочарованные вздохи часто слышать доводилось: «А он совсем не дед…»?

– Слава богу, такого вообще не было. Чтобы вот так, в глаза – «какой ты Яшин?!» – ни разу. Выходит, хорошие люди мне на футбольном пути попадались.

– Жалость, обида… Какие чувства испытывал, когда из футбола уходил?

– Обижаться я мог только на самого себя. Жалость? Жалко было, когда с родным «Динамо» прощался. Заявление принес, на стол гендиректора положил, а в душе такая жалость… День потом в себя приходил.

– Может, где-то нужно было себя по-другому вести? Вот не сделал бы чего-то или, наоборот, сделал – и жизнь бы, глядишь, по-другому пошла?

– Ой, я об этом вообще стараюсь не думать. Сделал, не сделал… Впрок такие размышления точно не пойдут. Все, страница перевернута. Футбол для меня в прошлом. По крайней мере, все плохое, что было с ним связано. Надо идти дальше, ставить новые цели…

– Страница перевернута, но с «Динамо» контакт сохранился?

– Если игроков имеете в виду, то нет, ни с кем не общаюсь. Потеряли друг друга. Хотя, например, с Антоном Шуниным я бы с удовольствием встретился. Мы с ним хорошими друзьями были. Но после моей питерской командировки перестали созваниваться. Почему-то. Если он прочитает это интервью: Антон, я был бы рад пообщаться!

– С Шуниным можно и на матчах «Динамо» пересечься…

– С матчами у меня проблема – все никак время выкроить не могу. Не выходит: то одно, то другое… С удовольствием бы в Химки съездил, но…

Перед болельщиками стыдно – даже по телевизору матчи «Динамо» смотреть и то не всегда получается. Бывает, ограничиваюсь интернет-обзорами. Еще за «Рубином» слежу – там Саша Рязанцев играет, мы с ним в зиловской школе вместе начинали. Рад, что у него все так здорово складывается – чемпионом страны стал, в Лиге чемпионов дебютировал…

 

«ДЕД – ЭТО ВОЗВЕДЕННАЯ В СТЕПЕНЬ ЛИЧНОСТЬ»

– Рязанцев с журналистами не общается, и ты одно время просил прессу за интервью не обращаться…

– Был у меня такой период – переживал, что меня только о дедушке спрашивают. Бесился: «Я – не Яшин, я – Фролов!». Хотел, чтобы журналисты больше мной интересовались. Хотя чем там было интересоваться…

Но все это с возрастом прошло. Как из «Динамо» ушел, так сравнения с дедом спокойней воспринимать стал. А как с футболом закончил, так и вовсе от былого болезненного отношения следа не осталось.

– Надо полагать, для семьи Яшиных этот год особенный…

– Для нас каждый год особенный. И в день рождения дедушки, и в день смерти мы обязательно собираемся всей семьей. Юбилей не станет исключением.

– Для тебя дедушка…

– Характерище! Человечище! Есть много вратарей, выигравших куда больше титулов, чем дед, но лучшим голкипером XX века признали именно Яшина. Почему? Одно слово – Личность. В степень возведенная. Как он находил язык с Беккенбауэром, Пеле, Эйсебио, не зная ни слова по-английски, общаясь с ними только жестами? Но ведь находил!

Думаю, в ближайшее время таких высот у нас никто не достигнет. Победы индивидуальные, успехи сборной, клуба… Все должно воедино сойтись. Ну и, о чем я уже говорил, яркой-яркой личностью нужно быть.

– Акинфеев – чем не кандидатура?

– Этот – может, да. Вполне. Лично я был бы только рад, если бы Игорь повторил достижения деда.

Мы ведь с Акинфеевым ровесники, в юношеской сборной даже как-то в одном номере жили. Мне лет восемь было, когда первые разговоры пошли: в ЦСКА такой вратарь растет, супер, Игорь Акинфеев зовут. А когда тринадцать стукнуло – там уже вообще все было ясно… Главный козырь Игоря – уверенность в своих силах. Чумовая. Я таких уверенных вратарей просто не знаю. Даже в мире. Железный человек.

– Год назад болельщики в Питере вывесили гнусный баннер, порочащий память о Яшине…

– Если это сделали действительно болельщики, то просто слов нет – отморозки. Нелюди. И неважно, что речь там шла о дедушке, – любому футболисту такое «посвящать» нельзя.

– Как сам считаешь, внешне или в характере у вас с дедом есть что-то общее?

– Внешне – точно нет. Я на отца похож. И по телосложению, и по чертам лица. Внутренне? Это мне сложно сказать, поскольку сам я с дедушкой не общался. А из родственников никто по этому поводу ничего не говорил.

– Несколько лет назад ты рассказывал, что дедовы бутсы тебе велики…

– И в этом не было никакого тайного смысла – они мне действительно велики, просто потому что у деда размер ноги больше.

Бутсы эти, кстати, с надписью «Мексика-70», до сих пор в шкафу стоят. Потрепанные такие, рабочие. Слежу за ними. Иногда меряю. Все так же великоваты…

Василий ФРОЛОВ

Родился 22 февраля 1986 года. Рост 188 см. Вес 75 кг. Амплуа: вратарь. Карьера: начинал заниматься футболом в школе «Торпедо». Воспитанник СДЮШОР «Динамо». В основной команде бело-голубых – с 2007 года. В 2007 году выступал на правах аренды за санкт-петербургское «Динамо». В 2008-м – игрок «Зеленограда».

В 2009 году принял решение завершить карьеру футболиста.