Ловушка для Карпина

СВОБОДНЫЙ УДАР Крылья Советов» натянули проволоку на пути «Спартака» – и «Спартак», несясь вдогонку за «Рубином», не посмотрел себе под ноги и споткнулся. Захватывающий чемпионский сюжет постигла тривиальная развязка.
news

СВОБОДНЫЙ УДАР

Крылья Советов» натянули проволоку на пути «Спартака» – и «Спартак», несясь вдогонку за «Рубином», не посмотрел себе под ноги и споткнулся. Захватывающий чемпионский сюжет постигла тривиальная развязка.

Напрашивающийся подозрительно-укоризненный взгляд в сторону «Крыльев» – побоку. Вот-де вмешались-расстарались, испортили-исказили золотой сериал. Такой разговор – в пользу бедных. Логичнее держать равнение на Валерия Карпина: «Стимулируют нашего соперника? Да и пусть!». Дескать, так или иначе все в наших силах.

Вот только «Спартак» не сумел соответствовать этой максималистской философии своего «главного». Игра в Самаре дала повод бросить подозрительный взгляд, скорее, на самих красно-белых, чем на «Крылья». Кандидата в чемпионы и подкараулить-то как-то коварно не успели, как он самую полную ерунду на поле нагородил, взял и сам себе назабивал.

Попробуем разобраться в спартаковском сбое. Я думаю, что это сбой командной нервной системы. Вспомните, какие слова день за днем, неделю за неделей раздавались в красно-белом лагере. Карпин, подобно Александру Македонскому, знай себе твердил: «Мне нужно только первое место, только полная победа – все остальное неинтересно». Игроки согласно вторили своему командиру: «Мы можем, можем, можем!». То есть полным ходом шел сеанс чемпионского самовнушения.

Я смотрел матч в Самаре и, когда спартаковский вратарь Джанаев непринужденно-расслабленным движением перевел мяч за линию своих ворот, вспомнил известный случай из практики Владислава Третьяка, непревзойденного вратаря хоккейного. С ним однажды поработал некий гипнотизер и внушил небывалую уверенность в себе. И почувствовал Третьяк себя монстром в воротах, а на разминке перед матчем лишний раз убедился в абсолютной своей непробиваемости. Но когда настал черед игры, он напропускал шайб в неприличном для своей репутации количестве. По той элементарной причине, что потерял чувство реальности.

Вот мне и кажется, что Карпин, допустив перехлест по гипнотической части, преувеличил в глазах своей команды ее возможности. «Спартак» – просто в силу возраста своего – мальчишек же полно! – не готов еще исполнять со всеми нюансами и полутонами роль фаворита. Не созрел.

И в какой-то момент «Спартак», должно быть, почувствовал себя приговоренным к чемпионству. И эта вот обязанность царапнула его неокрепшую душу – как любая жесткая жизненная необходимость ранит душу нежную. Этой команде, только-только сложившейся, футбольный бог если и разрешил замахнуться на большие дела, то в порядке пробы пера и в жанре приятной неожиданности.

Одним словом, Карпин, по-моему, не просчитал все тонкости, по-шахматному говоря, сложившейся для «Спартака» позиции. Что ж, он ведь и сам управление командой только еще осваивает. Но вот что странно: со «Спартаком» такая история повторяется в третий уже раз. Точно так же несуразно он спотыкался на финише, гонясь за ЦСКА в 2006-м (при Федотове) и за «Зенитом» в 2007-м (при Черчесове). А потом так сильно от своей неудачи расстраивался, что на будущий год становился уже сам не свой.

И Карпину теперь важно хотя бы в следующем сезоне не пройти за предшественниками след в след.