Главный тренер сборной России Гус Хиддинк: Не представляю, что Словения дома «сядет» в оборону

Поздно вечером в воскресенье Гус Хиддинк дал интервью «Советскому спорту», в котором разобрал игру сборной России в первом матче со Словенией (наша команда выиграла со счетом 2:1) и объяснил провал в последние 15 минут.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. ЧМ-2010. СТЫКОВОЙ РАУНД
СЛОВЕНИЯ – РОССИЯ. ОТВЕТНЫЙ МАТЧ. ЗАВТРА. 22.45 (МСК)

Поздно вечером в воскресенье Гус Хиддинк дал интервью «Советскому спорту», в котором разобрал игру сборной России в первом матче со Словенией (наша команда выиграла со счетом 2:1) и объяснил провал в последние 15 минут.

«ДВУХ МЯЧЕЙ МОГЛО БЫ ХВАТИТЬ ДЛЯ ПОЕЗДКИ В ЮАР»

В свой выходной день игроки сборной России возвращались в отель неспешно. Позже всех вернулись питерцы – в 22.55, за пять минут до отбоя Аршавин, Денисов, Быстров и Анюков появились в холле «Мариотт Гранда» и, косясь на часы, разошлись по номерам.

Однако блюсти дисциплину было некому – тренерский штаб тоже задерживался с позднего ужина. Александр Бородюк и Игорь Корнеев вернулись в отель незадолго до питерцев, а Гус Хиддинк и вовсе опоздал, нарушив режим на пять минут. Ждавший голландца корреспондент «Советского спорта» в шутку поинтересовался:

— Гус, как будете платить штраф за нарушение дисциплины?

— Пойду накажу себя чашечкой отличного капучино, — улыбнулся Хиддинк и, не став менять милость гневом, продолжил: – Но вы ведь не за тем здесь, чтобы меня проверять? У вас наверняка есть масса вопросов?

— Точно. И первый вопрос становится уже очень частым – почему после блестящих 75 минут в субботу сборная России остановилась?

— Потому что нам пришлось иметь дело с особым соперником. Сборная Словении в десяти матчах отборочного цикла пропустила всего четыре мяча. В субботу мы забили словенцам сразу два, и этого вполне могло бы хватить для того, чтобы отобраться на чемпионат мира. Мы создали столько моментов, что могли забить и все четыре гола. И это против команды с прекрасно организованной обороной! Когда такой соперник пропускает сразу два гола, уязвленный, он старается отыграться, большими силами идет вперед, рискует. Окажись мы в подобной ситуации, поступили бы точно так же. Что мы могли сделать в такой ситуации? Наказать словенцев за их риск, поймать на контратаке. Мы могли, но не использовали свои моменты, а соперник гол отыграл. Что привело к пропущенному мячу? Конечно, ошибка, точнее — череда ошибок. Голы почти всегда забивают из-за чьей-нибудь ошибки. Словенцы отыграли один мяч и теперь перед ответным матчем чувствуют себя достаточно комфортно.

— То есть вы хотите сказать, что спад команды в последние 15 минут никак не связан с недостаточными физическими кондициями нашей команды?

— Разве что Павлюченко я заменил потому, что Роман к тому моменту уже набегался. Что неудивительно – он не имеет постоянной игровой практики у себя в клубе и вряд ли мог выдержать весь матч в таком темпе. Но свой отрезок Павлюченко провел на хорошем уровне. А что касается вашего вопроса, то дело тут не только в «физике» — в последние минуты словенцы применили высокий прессинг, заставив нервничать нашу оборону, и пару раз защита ошиблась.

«БЫСТРОВ ДОЛЖЕН БЫЛ «КАЗНИТЬ» СОПЕРНИКА»

Быстров начал матч на скамейке запасных из тактических соображений?

— Все футболисты, которые начинают матч на скамейке, так или иначе остаются в запасе из тактических соображений. Если вы намекаете на физическую готовность Быстрова, то перед матчем он уверил нас, что готов играть столько, сколько потребуется. Мы решили, что тактически правильно будет оставить Владимира на скамейке, и выпустили его уже во втором тайме, чтобы он помог команде «казнить» соперника. К сожалению, игра у Быстрова толком не получилась.

— Это был очень любопытный момент в матче – вы выпускали Быстрова при счете 2:0, показывая команде, что необходимо забивать еще, так ведь?

— Можно по-разному реагировать на происходящее на поле. Лично я предпочитаю, если есть возможность, всегда делать замены, ориентированные на усиление атаки. В этом случае сопернику зачастую некогда думать о чужих воротах, потому что усиливается давление на свои. Однако, увы, Быстров не привнес остроты, за исключением, пожалуй, одного-единственного момента, когда он мог забить гол. Если бы Владимир реализовал этот момент, счет стал бы 3:0 – именно на это и была рассчитана замена.

— В таком случае почему в какой-то момент команда, а не тренерский штаб, посчитала, что счета 2:0 будет достаточно?

Счета 2:0 действительно хватило, чтобы комфортно чувствовать себя в ответном матче – в Европе такое преимущество отыгрывается с трудом. Но поймите, футбол – это не работа в офисе. Это, например, в газете главный редактор может сказать: «Рабочий день окончен, всем закрыть кабинеты и покинуть здание». И все подчиненные выполнят распоряжение шефа. Но в футболе невозможно принимать решение за всех. Есть ведь и соперник, который не согласен с таким сценарием. Если кто-то запрет вас в кабинете вашего офиса, вы не сможете выйти на улицу, даже несмотря на то, что начальник так распорядился. Именно так и случилось в субботу.

— Тренерский штаб ведь тоже тянул время в концовке. Вспомните – сначала Бородюк просил Акинфеева дать вяло катящемуся мячу уйти за лицевую линию, потом уже вы отогнали Павлюченко на противоположный от скамейки фланг, прежде чем заменить его спустя несколько секунд…

— Так и есть. Но это не означает, будто мы все вместе решили дотянуть до финального свистка. По ходу матча у футболистов случаются спады длиной в 15—30 секунд, как правило, после очень интенсивного и насыщенного отрезка. И команде всегда необходимо время на восстановление. Поэтому при помощи таких маленьких хитростей мы стараемся дать им возможность в течение минуты перевести дыхание – в прямом и переносном смысле. Перед заменой команда должна перестроиться, переосмыслить то, что сейчас произойдет. Поэтому в такие моменты мы старались потянуть время.

«СТАНДАРТЫ СЛОВЕНЦЕВ НЕ СТАЛИ СЮРПРИЗОМ»

— Такое впечатление, что стандарты в исполнении словенцев стали откровением для сборной России, особенно в последние десять минут. Вы предполагали, что угловые соперника могут таить в себе такую угрозу?

— Сюрпризом это не стало. Когда мы просматривали матчи словенцев на DVD, то обращали на это внимание. В этой команде есть несколько высокорослых футболистов, которые хорошо играют на втором этаже.

— Словенцы использовали тайные знаки при угловых – если подающий потянул себя за майку…

— …как будто надувая спасательный жилет?

— Да, то это значит, что угловой будет разыгран с ближним игроком. Если подающий поднял руку вверх, значит, мяч будет направлен на дальнюю штангу.

Знаю. Говорю же, мы изучили стандартные положения соперника. А такие тайные знаки есть у всех команд. И порой они настолько замаскированы, что я поражаюсь – а поймут ли задумку свои игроки?

— Перед ответным матчем будете ли вы работать над «стандартами» более тщательно?

— Более тщательно? То есть вы предполагаете, что мы недостаточно тщательно изучили соперника? Категорически не согласен! Мы очень серьезно отнеслись к этому вопросу.

«АРШАВИН НАПОМИНАЕТ МНЕ РОМАРИО»

— В конце первого тайма Аршавин едва не оставил команду вдесятером. Это уже не первый случай, когда Андрей мог подвести команду. Подобный эпизод уже случался два года назад, в Андорре…

— Тогда, в Андорре, Андрей повел себя по-дурацки, и он сам об этом знает. Но в субботнем эпизоде я полностью на стороне Аршавина, потому что там все было иначе. Если вы внимательно смотрели видео – а я в тот момент был в двух шагах от места событий, – то должны были видеть, что защитник Бречко несколько раз целенаправленно бил нашего капитана по ногам. Если бы на бровке матч обслуживал высококлассный лайнсмен, он бы это разглядел. А так, он оставил это на откуп Клаусу Бо Ларсену, который был далеко от места событий, и когда все случилось, он побежал к лайнсмену с вопросом: «Что случилось?». Но боковой упустил из виду первопричину конфликта, сосредоточившись на толчке Аршавина.

— Но провокации в футболе никто не отменял! Надо быть готовым, что тебя попытаются вывести из себя. Иначе ты можешь быть удален с поля.

— Я ни на секунду не сомневался, что красной карточки не будет. Потому что словенцы выпрашивали у лайнсмена желтую. И в итоге он согласился, рекомендовав Бо Ларсену вынести Аршавину предупреждение.

— Показалось, что разочарованный своей игрой Андрей в какой-то момент попросил у вас замену. Это так?

— Нет, потому что сам Андрей прекрасно знает, насколько важен для команды. Хотя матч ему и вправду не удался. Почему я не заменил его сам? Потому что такие футболисты, как Аршавин, даже когда играют не на все сто процентов своих возможностей, способны приносить пользу. Так случилось и в субботу – одно классное касание в его исполнении обернулось вторым голом Билялетдинова. В матче со Словенией у Аршавина не получалось зацепиться за мяч, протащить его – то, что он умеет классно. Но все равно, для Андрея достаточно полумомента, чтобы превратить его в голевой. То же самое у меня было в ПСВ с легендарным бразильцем Ромарио. Стоишь у бровки, смотришь, как у него что-то не получается, и думаешь: «Эй, может, у этого парня сегодня не лучший день? Может, пора его и заменить уже?». Но только ты так подумал, как вдруг — раз! – и Ромарио уже соорудил для твоей команды гол.

— Перед стартовым свистком не очень верилось в то, что вы выпустите Билялетдинова в основе. Когда вы приняли это решение?

— Еще даже до начала нашего сбора! Если быть совсем точным – после матча в Баку. Несмотря на то, что Билл провел тот матч на непривычной позиции левого защитника, он мужественно стерпел все неприятности, связанные с выступлением на новом месте, проявил характер. Это подкупило. А своим отношением к делу на тренировках уже по ходу этого сбора только укрепил меня в правильности сделанного выбора.

— Просто любопытно – не пожалели в первые минуты матча со словенцами, что сделали выбор в пользу Динияра – через него ведь прошло несколько опасных выпадов соперника?

— Ни на секунду! Опять же приходится вернуться к матчу в Баку, где за исключением первых 10 минут он сыграл в обороне просто блестяще! А эти мелкие помарки в начале субботней игры не имели большого значения. Единственно, когда мне пришлось вмешаться в его игру – в перерыве я поменял их с Аршавиным местами. Смещение в центр с левого фланга позволило Билялетдинову чаще участвовать в игре, больше проникать в штрафную соперника через середину, что в начале второго тайма и привело к голу. Билл с того момента, как перебрался в «Эвертон», здорово прибавил в физическом плане – теперь он может наравне с остальными участниками английской премьер-лиги выдерживать высокий темп игры. Он стал там своим и теперь готов стать лидером сборной.

— Участие в матче Жиркова тоже вызывало сомнения – этой осенью из-за проблем с коленями он либо не попадал в заявку, как в Кардиффе, либо был лишь собственной тенью, как с Германией. Вы рисковали, выпуская Жиркова?

— Совсем нет. Тут ровно та же ситуация, что и с Билялетдиновым, – с первого дня сбора Юра показал себя с лучшей стороны на тренировках, а врачи сделали все, чтобы у нас не возникло сомнений в его способности выйти на поле, – перед матчем он не жаловался на колени, не испытывал болей. Поэтому я ничем не рисковал.

— Уже после матча в отеле обратила на себя внимание походка Жиркова – он как будто хромал. Юра случаем не на уколах играл?

— Насколько я знаю, нет. В последние пару дней перед матчем он даже ни разу не был у наших докторов.

— Жирков провел хороший матч…

— И мне так обидно, что он не смог забить гол после того шикарного прохода в начале матча! Увы, вот тут как раз и сказывается отсутствие игровой практики – он ведь пробежал порядка 60 метров, прежде чем пробить. Будь у Жиркова, что называется, «горячие» ноги, он бы ударил чуть выше, и Ханданович уже не смог бы ничего поделать.

— Остается надеяться, что Карло Анчелотти увидел этот момент по телевизору.

— Сегодня я разговаривал с людьми из «Челси», и мне сказали, что в клубе очень довольны выступлением Жиркова в субботу. Надеюсь, черная полоса у Юры уже позади, и он наконец сможет побороться за место в стартовом составе – у Эшли Коула сейчас проблемы со здоровьем.

«В МАРИБОРЕ НАДО ЗАБИВАТЬ»

– Гус, скажите, кто все-таки виноват в пропущенном голе? Не Жирков же, который пытался накрыть уже решающий удар?

Думаю, это целая цепь ошибок, начавшихся в полузащите и повлекших за собой все остальные. Я не хочу говорить об этом более подробно – мы разберем эпизод на нашем внутреннем собрании и постараемся сделать так, чтобы не допустить подобных ошибок в Мариборе.

– В раздевалке после матча был Роман Абрамович. Что он сказал?

– Не только он, но и Сергей Капков, и Виталий Мутко. Говорили не так много. Личный разговор с Абрамовичем у меня состоялся. Но только не надо делать из этого сенсацию! Абрамович очень плотно вовлечен в развитие российского футбола, здорово ему помогает, и мы обсудили с ним игру, ее перипетии. Вот и все!

– С каким настроением теперь вы отправляетесь в Словению?

– Конечно, с хорошим! Перед стартом стыковых матчей мы говорили о том, что они состоят из двух игр, и в этой связи, конечно, сразу после субботнего матча я был немного раздосадован тем, что мы пропустили необязательный гол на последних минутах. Конечно, соперник оказался в ситуации, когда домой он едет в роскошном положении, забив такой важный гол на выезде. Но мы не должны унывать – важно помнить, что мы умеем забивать любой команде и на любом поле, и обязательно постараться забить в Мариборе.

– Но и словенцы, наверное, должны пойти вперед?

– По крайней мере сценарий нашего двухматчевого противостояния диктует именно такую логику! И я не могу себе представить, что команда, которая по сумме двух матчей пока уступает сопернику, будет отсиживаться в обороне.

– В этой связи претерпит ли изменения наша собственная тактика?

– У меня в уме есть несколько вариантов, но я не думаю, что состав сильно изменится. Все здоровы, восстановились и готовы играть!

НОВОСТИ СБОРНОЙ

ПОГРЕБНЯК СДЕЛАЛ ХЕТ-ТРИК НА УТРЕННЕЙ ТРЕНИРОВКЕ В МОСКВЕ

До отлета в Марибор сборная России провела тренировку на стадионе имени Э.Стрельцова. Занятие припозднилось – утренний обильный снегопад заставил работников арены чистить газон.

Те футболисты, которые выходили на поле в игре со Словенией, тренируются по облегченной программе: разминка, игра в квадрат. А вот двусторонний матч игрался уже ребятами, которые 14 ноября остались в запасе. В двухсторонке участвуют 14 человек, в числе которых и тренер сборной Александр Бородюк.

Хиддинк делит подопечных на две команды. Желтые: Габулов, Колодин, Янбаев, Ребко, Торбинский, Бородюк, Кержаков. Черно-белые: Малафеев, А.Березуцкий, Семшов, Быстров, Дзагоев, Сычев, Погребняк.

Главным героем двухсторонки становится Погребняк. Он – лучший бомбардир своей команды. Сычев забил один, Быстров – один, Семшов – два, а Погребняк – целых три. Общий счет – 7:3 в пользу черно-белых. У желтых дважды отличился Кержаков, а еще один раз он ассистировал Бородюку.

Другие новости сборной от наших спецкоров из Марибора – на стр. 5
Новости. Футбол