Сезон прозрения

СВОБОДНЫЙ УДАР Строгий сезон. Похожий на норовистого мустанга, выбрасывающего из седла недостаточно тщательного или чуть беспечного ездока. «Рубин» – двукратный чемпион, хотя весной вряд ли кто распознавал в нем фаворита. Сборная России не допущена на «
news

СВОБОДНЫЙ УДАР

Строгий сезон. Похожий на норовистого мустанга, выбрасывающего из седла недостаточно тщательного или чуть беспечного ездока. «Рубин» – двукратный чемпион, хотя весной вряд ли кто распознавал в нем фаворита. Сборная России не допущена на «Ноев ковчег», держащий курс на Южную Африку, хотя летом – в начале осени едва ли виделась кому-то оставленной на берегу.

Сезон жестких истин. Никакого вам больше футбольного романтизма или постмодерна. Хочешь создать команду крепкую, чтобы держалась на уровне год за годом – приучи ее первым делом охранять свои ворота, как сейф, где деньги лежат. Атаку потом постепенно нарастишь, расширяя формат прорывов и раскрывая веер комбинаций. А иначе твою команду ветром сдует – если только она не «Барселона», если только все твои игроки не оснащены по исполнительскому максимуму. Таков глубокий урок, преподанный и «Рубином», и Словенией.

Сезон утраченных иллюзий. Шесть тренеров из дальней заграницы отправлены по ходу чемпионата восвояси. Разномастных и разнотитульных, от Ребера до Адвоката. Не то чтобы у иностранников кишка для наших футбольных тягот разом оказалась тонка. Валерий Карпин, прощаясь с Лаудрупом, пронзительно четко сформулировал первопричину: «Западные тренеры привыкли работать с подготовленным контингентом, знающим основы. А нашим игрокам нужно беспрерывно разжевывать все мелочи».

Удержится ли в России Хиддинк? Точнее, так: решится ли он сам у нас зачем-то еще задержаться – и захочет ли его удержать новый глава РФС? Гус сейчас пребывает в непривычной для себя печали. У него, приходится думать, душевная травма. Он вдруг обнаружил, сколь незначительным может быть его профессиональное воздействие даже на хорошо знакомую ему команду, вроде бы прибившуюся за годы к его рукам. Бедолага Гус… За три с половиной года, проведенных с нами, он так и не уловил нашего главного. Он искренне полагал, что российский футболист есть величина постоянная. А оказалось –очень даже переменная, вплоть до утраты профессиональной функции и потери игрового сознания.

«Больше времени надо в России находиться», – не замедлили попрекнуть Хиддинка сермяжные наши патриоты. Но тут, на этом самом интересном месте вспыхнувшей было дискуссии, агент Гуса веско сию претензию обрубил. Оказывается, нашему с вами Хиддинку работодатель не предложил ну никакусеньких дел вне предигровых сборов. Что же ему было делать? По собственной инициативе с головой забираться в наши завалы и наживать на свою седую голову врагов? Блистать инициативой в жанре добровольных субботников?

Очень вовремя этот голос прозвучал. И теперь мы вправе назвать сезон-2009 еще и сезоном предсказуемого будущего. Либо новый президент РФС выстроит систему подготовки мастеров, с которыми не придется ковыряться в азах тактики и которых ни к чему будет то и дело дополнительно надувать «физикой», словно воздушные шарики, – и тогда развитый западный тренерский ум изобретательно употребит эти наши новые возможности. Либо вовсе не стоит и дальше привозить чуждые нам тренерские элементы – а так и будем мучить футбол по-своему, подгоняя его то денежным куском, то плеткой, то лозунгом.

 

Новости. Футбол