«Травля Быстрова стоила нам чемпионства!»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА АНАТОЛИЙ ДАВЫДОВ. Он уходил из главных в «Зените» дважды. В 1999-м после выигрыша Кубка страны и осенью 2009-го. После бронзы. В пору бы обидеться, а он принял предложение руководства вновь вернуться в дубль.
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

АНАТОЛИЙ ДАВЫДОВ. Он уходил из главных в «Зените» дважды. В 1999-м после выигрыша Кубка страны и осенью 2009-го. После бронзы. В пору бы обидеться, а он принял предложение руководства вновь вернуться в дубль.

«НЕ ХОТЕЛОСЬ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ…»

– Тяжело далось решение вновь возглавить молодежку, Анатолий Викторович? Все-таки после завоевания бронзы вы вправе были рассчитывать на большее.

– Сразу же после утверждения советом директоров Лучано Спаллетти Александр Валерьевич и Максим Львович (президент «Зенита» Александр Дюков и генеральный директор Максим Митрофанов. – Прим. ред.) предложили мне две позиции: либо остаюсь в главной команде – помощником Спаллетти, либо возвращаюсь в молодежку. Думаю, многие на моем месте выбрали бы первый вариант – все-таки это престижнее. Но я поступил иначе. Хотя не стану скрывать: было бы интересно понаблюдать за работой Лучано, особенно во время подготовительного периода: как он будет готовить команду, выстраивать взаимоотношения с футболистами. Может быть, даже чему-то у него научиться… Кстати, в 99-м, когда после выигрыша Кубка России главным назначили Морозова, мне предлагали остаться помощником Юрия Андреевича. Но я тогда тоже ушел в дубль.

– Существовал еще и третий вариант развития событий: вы могли принять предложение другой команды.

– Верно. И предложения были: от нескольких клубов первого дивизиона и одного – премьер-лиги. Названий, извините, не скажу. Сейчас это уже неважно.

– Почему же остались?

– Не хотелось покидать родной клуб, город: и так достаточно уже поскитался, устал от финансовой нестабильности. В «Зените» же все обязательства выполняются в срок. Но главная причина все-таки в другом: я чувствую перспективы молодежного состава. За последние два года ребята прибавили очень сильно – чемпионами стали… А со следующего сезона будет поставлена очень важная задача по более активному внедрению ребят в главную команду. Мне это интересно. Плюс к тому, я прекрасно понимал, что Спаллетти привезет с собой своих людей, и я останусь не вторым, а третьим или, что вернее, даже четвертым тренером. Не хотелось оставаться в стороне от больших дел. А это рано или поздно все равно бы случилось.

«УСПОКАИВАТЬ БЫСТРОВА БЫЛО БЫ НЕПРАВИЛЬНО»

– Многие восприняли вашу новую-старую должность как почетную ссылку. Уйди вы из «Зенита», это вызвало бы серьезный резонанс.

– Не согласен. Меня ведь никто не гнал из основы, у меня был выбор! Просто я захотел работать самостоятельно. Еще раз подчеркну – решение принимал сам, на меня никто не давил… Послушайте, давайте уже перейдем к подведению итогов сезона? Мы ведь об этом с вами договаривались.

– Хорошо. «Зенит» мог вновь стать чемпионом, а мог и в тройку не попасть.

– Вы правы. Шансы на завоевание чемпионства убили два матча. Вначале домашний поединок с Нальчиком (ничья 2:2. – Прим. ред.). В этом поединке южане показали, наверное, лучшую свою игру в минувшем сезоне. С нашей же стороны, видимо, случился недонастрой. А потом была игра с «Москвой», когда мы пропустили решающий гол на последних минутах.

Наверное, во всем этом, как главный тренер, был виноват я – не смог настроить команду на решающие матчи. А может, причиной тому стала физическая и психологическая усталость – парни ведь не железные… Слава богу, даже поняв, что чемпионство упущено, ребята все же не опустили рук, собрались на оставшиеся игры и вырвали бронзу. По крайней мере, теперь «Зенит» сможет принять участие в Лиге чемпионов. Я, кстати, считаю третье место удачным и достойным результатом. Однозначно!

– Вряд ли кто-то поспорит, что это ваша стопроцентная заслуга. Когда уволили Адвоката, «Зенит» занимал восьмое место и показывал невнятную игру...

– Поменять психологию, вернуть вкус к победам действительно было неимоверно сложно. Тот эмоциональный запас, который команде дали победы в Кубке УЕФА, Суперкубке Европы, закончился. Пришлось провести очень много бесед: общекомандных, индивидуальных. Но мы, к счастью, смогли остаться командой и вместе все же выстояли.

– Интернет-болельщики тем не менее считают, что без Быстрова даже ваш тренерский талант не смог бы привести «Зенит» к третьему месту.

– Володя действительно сделал много для такого результата. Становиться лучшим игроком на протяжении шести матчей подряд под градом оскорблений трибун – дорогого стоит! Но такой жесткий прессинг все же надломил его: в последних играх это был уже совсем не тот Быстров. Я ждал подобного и могу сказать, что именно травля Володи фанатами не позволила «Зениту» до последнего бороться за чемпионский титул. Обидно, досадно, но это так. Свои же болельщики лишили любимую команду шансов на чемпионство! Ведь только, пожалуй, в последнем матче чемпионата – против московского «Спартака», стало понятно, что народ поутих. А до этого такое было… Но Быстров все равно выходил на поле с сумасшедшим настроем, да еще и забивал! Настоящий профессионал!

– Вы лично с Володей разговаривали?

– Было дело – после первых двух игр. А потом понял, что он и сам в состоянии себя настроить, подготовить к матчу. Успокаивать Быстрова, как маленького ребенка, точно было бы неправильно.

– А как сама команда реагировала на эту безобразную травлю?

– Была и словесная поддержка в раздевалке, и предложения ко мне, чтобы я обратился к болельщикам с просьбой оставить Володю в покое. Я это сделал. Кто захотел – тот ко мне прислушался.

– После поражения от «Москвы» один из футболистов «Зенита» сказал мне: «Не попадем мы в тройку, не заслужили». Что ответите?

– Вполне вероятно, что кто-то мог так думать. Хотя по командному духу каких-либо упаднических настроений лично я не чувствовал.

«НУЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ ЗАСВЕЧЕННЫМ»

– Кстати, а почему, на ваш взгляд, в «Зените» не смог раскрыться Домингес? Игрок-то высочайшего уровня: не зря его «Валенсия» к себе позвала.

– Не ко мне вопрос. Хотя предположение имеется: по всей видимости, прежний тренер не смог найти с ним личностного контакта.

– С Кежманом тоже личностного контакта не получилось?

– Тут другое дело. Была надежда, что человек покажет себя, продемонстрирует самые лучшие свои качества. Не буду спорить, Матея – игрок очень трудолюбивый, старался, переживал... Однако, по нынешнему потенциалу Кежмана, скажем так, не виделось, что он сможет помочь «Зениту». Поэтому с ним было решено расстаться.

– А что скажете об Алессандро Розине? По мнению известного телекомментатора Геннадия Орлова, итальянец «Зенит» усилил. Как, к слову, и Кежман.

– Могу сказать, что в некоторых матчах Розина сыграл ярко. Хотя, когда в соперниках у «Зенита» были команды более высокого класса, чем тот же Нальчик, у итальянца возникали проблемы.

– И все-таки уверен, обида на руководство за то, что вас не оставили главным тренером и на следующий год, есть. Только вы все равно об этом не скажете.

– Обидно, не обидно – я не понимаю таких слов… Мы, тренеры, зависимы. Когда я еще был исполняющим обязанности главного тренера, то, к вашему сведению, знал, что ведутся поиски нового наставника, понимал, что меня все равно поменяют. Так или иначе, хочу поблагодарить руководство клуба за то, что предоставило мне возможность полноценной работы, не влезая в мои дела. Это большое дело: я мог работать спокойно… И еще момент – поймите одну простую вещь: для работы на столь высоком уровне одних только знаний недостаточно. Нужно быть гораздо более засвеченным, чем я.

«СОСТАВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР, А НЕ ИГРОК!»

– Сейчас в Питере можно услышать: вот провалится очередной европейский миллионер (в данном случае – Спаллетти), и снова будем смотреть на Давыдова как на спасителя.

– Что ж, это моя работа… На самом деле, становится тревожно, когда несколько месяцев сидишь без контракта – я ведь мужчина: должен кормить семью. Плюс к тому, должен прогрессировать в своем опыте и знаниях.

– Есть что-то общее между вашей тогдашней отставкой и нынешней?

– Тут нельзя сравнивать. Тогда, после выигрыша Кубка страны, мне дали возможность самостоятельно поработать на следующий год. Однако команда после нескольких туров шла то ли пятой, то ли седьмой – уже не помню. Так или иначе, руководство было не очень-то довольно таким результатом, и меня решили поменять. В этот же раз было куда сложнее: команда шла вниз не только по результатам, но и по эмоциям.

– Телекомментатор Василий Уткин предвидел именно такой вариант развития событий: вас вернуть в дубль, а главным тренером основной команды назначить тренера с мировым именем. Ведь если бы у вас не пошло, питерцы могли потерять тренера Давыдова. А так вы в любой момент в запасе и можете прийти на помощь родному клубу.

– В какой-то степени Василий прав. Думаю, такие мысли приходили в голову не ему одному. Действительно, если не получилось у иностранца, свой, домашний, специалист всегда может прийти на помощь.

– Ближе к концу сезона в кулуарах начались разговоры, что стартовый состав в «Зените» определяет вовсе не главный тренер, а лидеры команды – Александр Анюков и Игорь Денисов.

– Глупость полнейшая! – Давыдов смеется. – Как игроки могут определять состав? Вот советоваться с лидерами, интересоваться: «а как, на твой взгляд, выглядит тот или иной футболист, стоит ли его ставить в состав?» – это совсем другое дело. Ребята ведь знают положение дел внутри команды, а потому ничего зазорного в этом я не вижу. Так поступали и Садырин, и Морозов. Они, кстати, практиковали такую вещь: каждый игрок писал свой вариант состава (анонимно, правда), а главный делал свой выбор… В общем, такого, чтобы игрок определял состав, говорил: «С этим я буду играть, а с этим не буду!», в футболе быть не может. Все решает главный тренер.

– А как же ситуация в матче против «Москвы», когда Денисов подбежал к тренерской скамейке и стал кричать вам: «Вы что, ничего не видите? Текке ведь не играет! Меняйте его!».

– Я видел, как Игорь жестикулировал, что-то говорил. Но что конкретно – я так и не услышал. Да вы поймите: таких моментов в ходе каждой игры возникает много. После матча в раздевалке мы пообщались с Денисовым и все выяснили. Недосказанности не осталось.

Санкт-Петербург