«Нашей заявкой занимается дрим тим!». Гендиректор РФС рассказал о том, как Россия борется за право получить Чемпионат мира

Самое главное событие со знаком минус в 2009 году – это, безусловно, провал сборной России на стадии отборочного цикла и непопадание команды на ЧМ в ЮАР. Отчасти компенсирует негатив надежда на то, что чемпионат мира сам придет в Россию – пусть и через д
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ТЕМА НОМЕРА – ЗАЯВКА РОССИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЧМ-2018

Самое главное событие со знаком минус в 2009 году – это, безусловно, провал сборной России на стадии отборочного цикла и непопадание команды на ЧМ в ЮАР. Отчасти компенсирует негатив надежда на то, что чемпионат мира сам придет в Россию – пусть и через девять лет. «Советский спорт» поговорил с гендиректором РФС Алексеем Сорокиным и его заместителем в Заявочном комитете «Россия-2018» Александром Джорджадзе, отвечающим за стратегическое планирование заявки. Беседа дала массу поводов для оптимизма.

НАХОДКА С КАФЕ

Какие последние новости по нашей заявке, все ли нормально?

Сорокин: — Все хорошо. Мы принимаем участие во всех важнейших мероприятиях и встречах. Совсем недавно в ЮАР участвовали сразу в двух значимых мероприятиях: международном футбольном форуме «SoccerEx» и так называемой ЭКСПО заявок-2018/2022, организованных ФИФА в Кейптауне.

— По моим сведениям, в Йоханнесбурге творческий подход российской делегации поразил конкурентов, утвердив за Россией статус серьезного соперника.

— Судить вам. На выставке «SoccerEx» в Йоханнесбурге придумали смелый ход и в качестве своего стенда использовали кафе в центре выставочного комплекса, которое мы полностью выкупили. Кафе на первом этаже продолжало работать, но мы полностью декорировали его под свой фирменный стиль. Таким образом, каждый, кто приходил туда перекусить, так или иначе знакомился с нашей страной, заявкой. А на втором этаже сделали командный пункт, где вели предметные разговоры со всеми, кто проявил большую заинтересованность.

Больше никто до такого оригинального способа не додумался?

— Нет, — улыбается Сорокин. — Кафе-то одно!

— Находка подействовала?

— Да. В Йоханнесбурге мы раздали массу интервью, причем в основном английским журналистам. Они на всевозможных заявочных кампаниях собаку съели и главных конкурентов видят за версту. Что приятно, они причисляют к таковым Россию. К нам в кафе заглянули и члены исполкома ФИФА – президент Зепп Блаттер, Франц Беккенбауэр, Амос Адаму из Нигерии.

— Что было в Кейптауне?

— Пресс-брифинг и демонстрация роликов всех заявок. Как я уже говорил, в неофициальном рейтинге роликов наш, по всеобщему признанию, занял почетное место в тройке лучших — наряду с катарским и австралийским. При этом два других ролика по бюджету значительно превосходили российский.

Наш ролик действительно уникален. Посмотрев его, можно увидеть футболистов сборной России, говорящих по-английски. Как вам удалось заставить это сделать Романа Павлюченко?

— Нам не пришлось никого заставлять. Ребята ответственно и с пониманием отнеслись к просьбе и хорошо справились с заданием. Все съемки проходили в Санкт-Петербурге перед матчем с Лихтенштейном и заняли от силы полтора часа. Больше всех поразил Семак, у которого вроде бы не было повода учить английский – Сергей ведь никогда не играл в англоговорящих командах. Но при этом артикуляция и произношение Семака оказались на самом высоком уровне – как будто он на английском каждый день изъясняется. Все потом у нас спрашивали: «А что, правда, у Сергея такой хороший язык?». Мы с гордостью отвечали, что да.

Джорджадзе: — В одной из статей о российской заявке англичане потом писали: «Обратите внимание на серьезные лица российских звезд в их проморолике – они не шутят и настроены на дело».

— Конкуренты наперебой хвалятся своими послами: у англичан – Бекхэм и Энди Коул, у голландцев с бельгийцами – Гуллит и Кройф. У Катара – Роналд де Бур. В нашей команде послов только Дасаев и Смертин?

Сорокин: — Нет. Все те, кого можно было видеть в ролике – Аршавин, Жирков, Павлюченко и Семак, – тоже являются послами российской заявки. Просто дни, когда состоялись выставки в ЮАР, наложились на матчи европейских чемпионатов и кубков, и ребята не смогли приехать. Но мы их еще обязательно задействуем! И потом не забывайте, что наш главный посол и лоббист – Виталий Мутко, который входит в исполком ФИФА и имеет право голоса при определении страны — хозяйки чемпионата мира. Кроме того, Виталий Леонтьевич никогда лишний раз не упустит момента сагитировать и своих коллег по исполкому за Россию.

«ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ВЫБОРА ФИФА – ЭЛЕМЕНТ ДОВЕРИЯ »

— К слову о членах исполкома. Надо понимать, что борьба за их голоса уже началась. Например, голландцы договариваются с Гусом Хиддинком, чтобы расположить к себе корейца Чунг Монг Джуна, который имеет право голоса при принятии решения. Как ведут себя другие члены исполкома, чьей благосклонности ждать нам?

Если говорить об агитаторах, то активно продвигает заявку своей страны испанец Виллар Ллона, также член исполкома ФИФА. Но говорить о том, что, например, все испано- и португалоговорящие представители исполкома будут голосовать за Испанию и Португалию (а таковых там пятеро. – Прим. ред.), со стопроцентной уверенностью нельзя. Во-первых, голосование будет тайным. В зал не допустят даже официальных переводчиков, чтобы исключить любую возможность утечки информации. Во-вторых, могу сказать, что делить голоса членов исполкома сейчас – дело неблагодарное. Члены исполкома – живые люди, у них есть эмоции и есть взгляды на то, как лучше будет футболу, какое решение пойдет игре на пользу. Поэтому заявка должна быть с человеческим лицом – люди должны понимать, кому и в какие руки они отдают право организовать чемпионат мира. Они должны доверять нам и поэтому голосовать за нас. А наша задача на ближайший год – создать элемент доверия к себе.

— У российской заявки есть друзья?

— Уверен, что есть. И уверен, что нет врагов – а это порой куда важнее. Сейчас, на мой взгляд, важнее всего сделать качественную заявочную книгу, подготовить все госгарантии, проекты стадионов и комплекс договоров. А уже в мае, на втором этапе, когда наша заявочная книга со всей документацией будет передана в ФИФА, мы займемся тем, что постараемся убедить всех членов исполкома в том, что чемпионат мира должен пройти именно в России.

— Когда планируете закончить все работы по подготовке заявочной книги?

— В апреле должны сдать ее в печать.

— В какую сумму обойдутся подготовка и издание книги?

— Несколько миллионов долларов. В ней будет 20 глав на более чем 1200 страницах. Включая отдельное большое приложение, касающееся стадионов, – оно содержит не только чертежи всех арен, но и планы всей временной инфраструктуры (вещательные центры, зоны гостеприимства, пресс-центры и прочее). Могу сказать, что составляет нашу заявочную книгу американская компания «Helios», имеющая богатый опыт по подготовке подобных книг, которые потом выигрывали заявочную гонку. Последняя их работа – заявочная книга к олимпийскому Сочи-2014.

— Не получится так, как с заявкой на Евро-2008, когда, по словам Вячеслава Колоскова, заявочная книга у России была лучше всех, но при детальном рассмотрении комиссия ФИФА не обнаружила на местах должной инфраструктуры?

— Наш главный критерий при работе с заявочной книгой – максимальное соответствие реальных возможностей с обещанными перспективами. Конечно, не бывает заявочных книг, где реальность хоть чуть-чуть да не приукрашена. Но постараемся предоставить ФИФА все необходимые письменные гарантии реализации наших планов. ФИФА не требует наличия всей инфраструктуры сию минуту – мы должны достроить основные объекты к 2017 году, когда в стране — хозяйке чемпионата пройдет Кубок конфедераций. Но самая главная гарантия – слова председателя российского правительства Владимира Путина, который сказал, что все запланированные стадионы будут построены вне зависимости от того, дадут нам чемпионат мира или нет.

«В ПЯТИ ГОРОДАХ УЖЕ СТРОЯТ СТАДИОНЫ»

— Кто занимается проектированием будущих стадионов к чемпионату мира?

— Интернациональная группа архитекторов с мировым именем. Например, немец Тим Хуппе был одним из авторов мюнхенской «Альянц-Арены», южноафриканец Рубен Реди проектировал стадионы, построенные к чемпионату мира в ЮАР, а наш Дмитрий Буш известен болельщикам авторством реконструкции стадиона «Локомотив» и Ледового дворца «Мегаспорт» на Ходынке. Всем, что касается временной инфраструктуры, как то вещательные центры, зоны гостеприимства, будет заниматься швейцарская компания «Nussli», являющаяся мировым лидером в этом направлении. Многие из перечисленных мной персоналий сами ранее консультировали инспекционные органы ФИФА по вопросам стадионов. Общую координацию архитектурной части также осуществляет компания-лидер швейцарского строительного рынка. Так что в нашей команде, как видите, настоящая архитекторская дрим тим!

— Конкуренты могут похвастать чем-то подобным?

— Во-первых, мы в дела конкурентов не лезем. А во-вторых, нам и незачем – знаем, что самые лучшие силы собраны у России. Приятно отметить, что во многих регионах страны, которые мы задействуем в заявке, будущие стадионы уже находятся в стадии проектирования, а кое-где строительство началось.

О каких городах идет речь?

— Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Екатеринбург, Сочи и Саранск. Там уже есть конкретные архитектурные планы стадионов и прилегающих к ним территорий.

Джорджадзе: — Что касается стадионов, не без удовольствия могу отметить, что строя арены с нуля, мы получаем даже некоторое преимущество по отношению к нашим конкурентам. В приватных беседах наши английские коллеги, к примеру, сетуют на новые требования ФИФА к стадионам в этом заявочном цикле. Согласно этим требованиям, территория вокруг арен должна быть существенно увеличена (до 24–30 гектаров), чтобы было где размещать всю озвученную выше временную инфраструктуру. Но, например, легендарные «Олд Траффорд» или «Энфилд» сейчас этим требованиям не соответствуют. И для того, чтобы подогнать эти стадионы под новые стандарты, необходимо будет многое перестроить, а переделывать в их случае даже сложнее, чем построить заново.

— Вы говорили об инспектировании регионов, включенных в заявку. Какие города уже успели посмотреть?

Джорджадзе: — Легче сказать, где мы еще не были. Мы еще не успели посетить Волгоград, Краснодар, Ростов – вылетаем туда 28 декабря. После праздников посетим Екатеринбург и Ярославль. С Сочи все более или менее понятно – особых поводов нам его инспектировать нет – наши архитекторы Буш и Реди являются соавторами Олимпийского стадиона в Сочи. Хотя и с теми городами, в которых мы побывали, проблем не возникло. Везде комиссию встретили с энтузиазмом и на очень высоком уровне. В Калининграде, например, вместе с городскими властями наши архитекторы, входящие в инспекционную группу, нашли для строительства стадиона очень живописное место – прямо в центре города на небольшом острове, окруженном водными каналами. Подобные же решения были найдены в Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске.

— Не очень понятно, почему в число выбранных для участия в заявке городов включен Саранск, который к крупным городам не отнесешь?

— Объясню. Одна из основополагающих идей ФИФА – посредством футбола дать толчок к развитию регионов. Мы эту идею разделяем и считаем, что нечестно было бы сконцентрировать свое внимание только лишь на крупных промышленных центрах. Небольшие города тоже должны иметь шанс получить импульс со стороны. Мордовия очень много делает для развития спорта. И пусть Саранск сам по себе небольшой город, но там есть и аэропорт, и инфраструктура. И главное, есть огромное желание со стороны властей получить чемпионат мира. Недавно там открыли шикарный тренировочный комплекс с пятью полями. Построить небольшой стадион при таком содействии властей – не проблема! Другое дело – и мы это всем регионам проговариваем – что есть наш план по проведению турнира, а есть видение ФИФА. Если Россия выиграет право принять у себя чемпионат мира, мы предоставим на суд ФИФА 14 городов, из которых она уже выберет 10—12.

«ИМЕТЬ В СОЮЗНИКАХ КОЛОСКОВА – ЭТО ПРЕИМУЩЕСТВО»

– Во время нашего последнего разговора о российской заявке вы отмечали, что нашей фишкой станут скоростные поезда. Планы согласованы с министерством транспорта?

Сорокин: – Мы в постоянном контакте с министерством, там знают о наших планах. Вообще мы регулярно проводим соответствующие организационные совещания с экспертами всех профильных министерств и с представителями всех задействованных в заявке регионов. Курирует процесс первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов, который, к слову, возглавит оргкомитет нашей заявки.

– Пользуетесь консультациями Вячеслава Колоскова, который несколько десятилетий был членом Исполкомов ФИФА и УЕФА?

– Безусловно, надеемся привлечь его к этой работе. Вячеслав Иванович имеет серьезный вес и уважение в международных футбольных кругах, к его мнению прислушиваются. Иметь в своих союзниках Колоскова было бы большим нашим преимуществом.

КТО ПРЕТЕНДУЕТ НА ЧМ-2018 И ЧМ-2022?

У заявки России – шесть конкурентов на проведение ЧМ-2018 и девять – на проведение ЧМ-2022. Австралия, Бельгия и Голландия, Англия, Япония, Испания и Португалия, США подали заявки на проведение обоих турниров. Индонезия, Южная Корея и Катар претендуют на проведение только ЧМ-2022.

ФИФА ОБЪЯВИТ РЕШЕНИЕ ЧЕРЕЗ ГОД

До 14 мая 2010 года участвующим в тендере федерациям необходимо представить в ФИФА заявочную книгу – конкретный план по организации чемпионата мира. В книге должно быть подробно изложено, в каких городах и на каких стадионах пройдут матчи чемпионата мира, а также о транспортном сообщении между городами.

Оценочная комиссия ФИФА, получив заявочные книги, отправится в страны-претенденты. Визиты будут проходить в течение 2010 года. В декабре на основании доклада оценочной комиссии Исполком ФИФА вынесет решение о том, где будут проходить чемпионаты мира-2018 и 2022.

Новости. Футбол