КУБОК СОДРУЖЕСТВА. Без божества, без вдохновенья…

КУБОК СОДРУЖЕСТВА ПОБЕДИЛА ДРУЖБА. Турнир прошел в Москве, в традиционные сроки и – увы! – уже с традиционным снижением планки. Лучшие команды прислали вторые составы, некоторые вообще отказались от участия, а армянский «Пюник» соригинальничал – сделал
news

КУБОК СОДРУЖЕСТВА

ПОБЕДИЛА ДРУЖБА. Турнир прошел в Москве, в традиционные сроки и – увы! – уже с традиционным снижением планки. Лучшие команды прислали вторые составы, некоторые вообще отказались от участия, а армянский «Пюник» соригинальничал – сделал из Кубка массовый просмотр новичков…

Корреспондент «ССФ» отправился знакомиться с неизбалованными участниками.

ОХРАНЯЮТ, ОДНАКО!

– Мне туда, – только и промямлил я, готовый махать аккредитацией перед носом охранника Петровского парка в ответ на его алчный взгляд… Однако услышал безразличное «проезжай!». Два грустных гаишника (их оторвали от лихоимства на дорогах) погнали с «главной дороги» на второстепенную: там на обочине в сугробах стояло несколько машин – прибыли, очевидно, тоже в манеж «Динамо» на Кубок Содружества. Маловато будет, подумал я.

От былого уважения к Кубку (все-таки будем писать его с большой буквы) у Москвы ничегошеньки не осталось. Хоть бы плакат нарисовали! Впрочем, вход был, как полагается – через металлоискатель. Охраняют, однако! Откуда-то доносились крики игроков и шлепки мяча, без всяких посторонних звуков: «трибуны» молчали – поскольку трибун не было. Казахи («Актобе») обыгрывали таджиков («Вахш») – 1:0. За лицевой вдоль кирпичной стены разминались туркмены (МТТУ). Кто-то делал пробежки по коридору (я прижался к стене)… «Краской воняет!» – на ходу отметил бегун.

Эта зарисовка – отнюдь не кирпич в огород РФС. Более того, мне здорово по душе показалась демократичность Кубка, доступность игроков и тренеров – до любого можно дотронуться, никто не гонит, не орет… Впрочем, гнать некого – кажется, из журналистов только я один и есть.

Переезжаю на «Олимпийский». От стадиона с криками («Бакы!»), пританцовывая и размахивая флагом, идут полтора десятка азербайджанцев. Только что «Бакы» сгонял сухую (0:0) с финнами (ХИК)…

Книжный развал изгнали на время Кубка с «Олимпийского», и он стал пустой бетонной коробкой. На поле киевляне прессуют Таллин, трещат кости, но эти звуки никак не могут потревожить покой такой громады. Как символ умиротворения: два кота под трибуной (на иждивении у уборщицы) тупо смотрят в миску с «вискасом»…

«ПЮНИК»… БЕЗ АРМЯН

«Космос» по традиции – штаб-квартира Кубка. Здесь столуются почти все команды. В холле вечером – настоящий интернационал. Сидят, слоняются: бледнолицые прибалты, смуглые братские народы Востока, чернокожие африканцы, шоколадные южноамериканцы… А вот, кажется, те, кто мне нужен: два мужичка, похожие на Шарля Азнавура.

– Вы, случаем, не из «Пюника»?

– Точно.

Армянский «Пюник» прилетел в Москву без…. армян. Команда – сплошь афро-американская (плюс несколько россиян). Куда подевались армяне? – вопрос «стучал в сердце, как пепел Клааса». Оказывается, тренируются в Армении. «А здесь те, кого привезли на просмотр. Возьмем лучших, а остальные подойдут, может быть, другим командам. Так что мы тут просмотр делаем не только для себя, но и для всего армянского футбола!» – делится со мной один из них, сотрудник клуба. Вот это подход!

К нам приближается небольшой иностранец с огромной головой, щетиной и серебряным крестом на груди – жмет всем руки.

– Этот – тоже легионер? – спрашиваю шепотом.

– Нет. Это агент.

– С семьей приехал? Это его дети? – я указываю на двух пацанов, со смехом бегающих вокруг иностранца и тыкающих его пальцами в бок (один большеголовый – почти копия агента).

– Да нет! Это его футболисты – из Чили. Сесару Валенсуэло 17 лет (на прошлом турнире Гранаткина стал лучшим игроком), Джерсону Азаведо – 21 год.

– Спросите, как ему турнир! – шепчу переводчице Наташе.

– Отлично! – переводит Наташа. – У нас в Чили обычно турниры по возрастам. А здесь играют и опытные, и совсем молодые. Это очень полезно для моих ребят… Я работаю на Ивана Саморано, на его фирму. Он имеет дело с самыми талантливыми.

– Надеетесь, что «Пюник» заключит с ними контракт?

– Необязательно «Пюник». Для нас турнир – это такая… сцена. Надеемся, и какой-то клуб российский обратит на них внимание. Для нас – южноамериканцев – Россия – очень привлекательный рынок.

– Не боитесь, что на синтетике ребята могут травмироваться.

– Нет! У нас в Чили практически все тренировки проходят на синтетике.

Знакомлюсь и с сенегальцем из «Пюника» – Дам Диоп, 17 лет, №10. «Все хорошо, – говорит он, – но уж больно холодно… Поэтому постоянно торчу в гостинице. Но нескучно – смотрю футбол по ТВ – ведь сейчас проходит чемпионат Африки…».

Надо спросить и тренера «Пюника»: как за несколько дней можно создать команду?

– Сложно! – говорит Рафаэль Назарян. – Чему научишь за неделю! Некоторые прилетели буквально за два дня до турнира… Раньше мы играли на Кубке основным составом. А теперь решили сделать такой просмотр. Почему бы и нет! Если другие выставляют второй состав.

«УСТАЛИ ИГРАТЬ С АЗИАТАМИ!»

Бродит по гостинице и троица из «Дачии», а точнее из молдавской «Академии» – все питомцы Игоря Добровольского, привезла их в Москву «Дачия», чтобы просмотреть в Кубке. Сейчас команда знакомится с новым президентом, этим же по статусу не положено.

– Как вам гостиница? В Молдавии, на выезде ночуете в таких же дорогих?

– Не ночуем, – говорит Евгений Горчак. – Выезжаем в день игры и сразу возвращаемся. Страна-то маленькая – меньше Москвы по жителям в два раза.

Ну а заработки игроков вообще не сопоставимы! «Один раз выйдешь в кафе – и зарплата кончилась», – ухмыляется Петр Леука. «А в Москве даже и на чай не хватит!» – поддакивает Денис Илиеску, поигравший, кстати, в «Сатурне» два года назад. «Болельщиков у нас на стадионах тоже негусто, почти как здесь, на Кубке! – говорит Евгений Горчак. – Хотя, когда с «Шерифом» играем, тысяча набирается».

Сидит в холле тренер «Вахша» из туркменского Курган-Тюбе Мубин Эргашев.

– Кубок этот – не слишком ли дорогое удовольствие?

– Дорогое. Номер в сутки – 200 долларов. Матрешка – восемь тысяч рублей! Раньше приходили в ГУМ, ЦУМ – там было полно народу! Сейчас почти никого – такие цены!

– С кем-то из игроков поговорить можно?

– А почему нет! Поговорите с Нумоном Хакимовым – он у нас лучший спортсмен страны, лучший футболист, бомбардир!

«Наилучший» оказался весьма скромным парнем. Сидим у него в номере.

– Как играется на синтетике?

– Не привыкли к таким полям. У нас только травяные, свежий воздух – высокогорье. А здесь в манеже просто задыхаемся – дышать нечем! И жесткое поле. В первой же игре колено повредил, выхожу теперь с повязкой.

– Не кажется вам, что Кубок загибается?

– Жалко, если умрет. Тогда придется ездить на турниры в Бангладеш, Индию, Малайзию… Но мы уже устали с ними играть! А тут хоть с Европой поиграем, поучимся… Да и судят тут нормально. В Азии-то все деньги решают, а нет денег – так и душат, душат и душат нас судьи. Да еще узбеки душат…

– В каком смысле?

– Скупают лучших игроков, дают им паспорта узбекские…

– Как вам Москва?

– Я в первый раз был здесь в 97-м. Тогда люди ходили нормально, а сейчас куда-то все бегут! Суета! Да и, кажется, не до футбола всем. А мои соотечественники пришли на футбол, купили билеты, а их в манеж не пустили! Наверное – слишком мал, не приспособлен для зрителей… А у нас на «Вахше» двенадцать тысяч всегда набирается!

– А зарплаты какие у игроков?

– Подъемные – 5-20 тысяч долларов. Зарплата – 300-1000. Премиальные – смотря с кем играем. Против «Регара» (главные конкуренты. – Прим. ред.) – 2-3 тысячи. В год можно заработать 30 000… На турнире премиальные были первые две игры – по 2000, а против «ХИКа» будут в два раза больше…

– Но вы – лучший спортсмен, лучший футболист… Наверное, были возможности уехать в богатые страны.

– Были. Но папа-мама не пускали. Говорили: хоть бесплатно, но будешь дома играть! Да, наверное, я и не смог бы играть в других странах. Вот был в Самарканде – убежал через 18 дней, слишком много нагрузок. Нет, пусть я маменькин сыночек, но дома лучше (смеется)… Хотя для многих Кубок – возможность показать себя. Вот мы сыграли с «Бакы», и азербайджанцы вроде одного нашего парня пригласили… У нас чем хорош футбол – тренеры не требуют каких-то миллионов откупных, говорят игрокам: езжайте, покажите себя, подзаработайте!

– Хотите пива? – неожиданно предлагает Нумон и достает полтора литра. – Разливное, живое…

Хотя почему неожиданно? Я ведь, какой-никакой, а гость, а гостя по законам востока надо угощать. Нет плова, нет чая, есть пиво.

– А как тренер на это смотрит?

– Нормально – сегодня день отдыха. Но мы не любим ни пива, ни водки. Мы мусульмане – только молимся… Вот мой приятель глотнул (кивает на баклажку) – и голова закружилась…

СБЫЛАСЬ ГОЛУБАЯ МЕЧТА

– Ну, с богом! – кто-то крикнул с трибуны.

«Бунедкор» побежал на поле, последний же – №7 – решил пообщаться с богом наедине: опустился на колени, закрыл глаза и попросил у аллаха победу. Победу требовали – неустанно и громко дюжина ташкентских фанатов. Барабан, как пулемет очередями, расстреливал гулкую тишину «Олимпийского».

– За родину, за Сталина! – орал тамада. – Бахатыр, Россия с нами!

Бахатыр Насимов, по слухам, сосватанный Казанью, наколотил в турнире уже пять голов и теперь таранил оборону туркменского МТТУ во всех направлениях, явно напрашиваясь на грубость (желательно в штрафной). Судья охотно откликался на падения «двадцатки». А солист фанатов кричал сфолившему: «Ты что – специально!? Я с тобой поговорю в гостинице!». Вполне допускаю, что акустика позволяла нарушителю хорошо слышать угрозы.

Наконец, Бахатыр упал в штрафной, но выяснилось, что споткнулся (о туркменcкую ногу) – до линии. Зато судья выгнал хозяина ноги с поля. Узбеки прибавили, запахло голом. Что и подтвердили фанаты кричалкой: «Пахнет – гооол! Свежий – гооол!». Накаркали… Гол забил МТТУ. Капитан Берды Шамурадов (№7) после слалома упал в штрафной, и сам же с одиннадцати метров чуть не порвал сетку.

Во время перерыва я пошел знакомиться с барабанщиком. Оказалось, старый знакомый (виделись в Ташкенте), Абдурахман Фазилов – предводитель болельщиков. Всего их (болельщиков) в Москву прилетело с десяток – на свои кровные (500 баксов – самолет, 500 – проживание), кроме барабанов, привезли дудки, но их «раздали на первых матчах местным узбекам, а те сегодня не пришли – рабочий день».

– Как тебе Москва?

– Приехал – сбылась голубая мечта! Хороший город, только у нас в Ташкенте, если в метро заходит пожилой, все тут же встают – уступают место. А здесь стоят в метро старики, старухи… Хороший город, только плова не хватает… Но в первый день я так наелся селедки! Божественная! Во второй день наелся, в третий наелся, в четвертый уже не могу… Как играют наши дублеры! («Бунедкор» прилетел вторым составом. – Прим. ред.). Вот увидите – мы забьем два гола!

Но забили только один, а в серии пенальти та же туркменская семерка с точки и поставила… точку. А затем побежала с криком к пустой трибуне – туда, где должны были бы сидеть соотечественники…

В следующей одной четвертой литовский «Экранас», забив на последней минуте, неожиданно переиграл киевлян. Хотя почему неожиданно? Дали детям щелбан по носу. Киев прислал в Москву дубль, поэтому капитан литовцев – 37-летний Деймантас Бичка – годился в папаши любому динамовцу.

СЫГРАЕМ ВМЕСТЕ, ЕСЛИ ПРИГЛАСЯТ… В СБОРНУЮ МИРА

Направляя меня на Кубок, в редакции напутствовали: «Сделай что-нибудь из «дружбы народов», посади двух – скажем, прибалта и туркмена – друг напротив друга, пусть поговорят, пожмут друг другу руки…».

Пожелание я выполнил буквально: посадил – пожали…

В «космическом» кафе сидели друг напротив друга два капитана, уже упомянутые литовец Деймантас Бичка из «Экранаса» и туркмен из ашхабадского МТТУ Берды Шамурадов. Настроение обоих было отличным, его не испортил даже первый вопрос.

– Что-то на этом турнире мешало показать хороший футбол?

БИЧКА: Непривычен газон в «Олимпийском». У нас в Литве другие покрытия – ближе к динамовскому манежу, мяч быстрее ходит и легче работать. Но в чемпионате игры только на натуральных газонах.

ШАМУРАДОВ: У нас есть один клуб, который принимает на синтетике, но я не сторонник таких полей. Мешает еще отсутствие болельщиков. У нас стадионы всегда полные.

БИЧКА: Я был на турнире еще в 95-м году – когда «Динамо» Киев и «Спартак» в своих золотых составах участвовали. Сколько было зрителей! А сейчас чувствуется: турнир стал какой-то второстепенный.

– А в Литве-то посещаемость тоже не ахти?

БИЧКА: Кризис. Он сказался и на футболе. Уходят спонсоры, уезжают лучшие игроки. Вот уехал в Грецию во вторую лигу наш нападающий Трапез – он в прошлом году стал лучшим игроком и бомбардиром… А болельщик ходит ведь на имена. И зрителей стало меньше. А посещаемость – две-три тысячи на наших играх. Билеты недорогие – 3 евро.

ШАМУРАДОВ: У нас вход бесплатный. На МТТУ ходит тысяч пятнадцать.

БИЧКА (смеется): Бразилия! Может быть, Кубок переместить в теплые края?

ШАМУРАДОВ: Я за то, чтобы Кубок Содружества проходил в разных странах. Народ пойдет! У нас каждый год проходит турнир в феврале – Кубок президента. На финале наш «Олимпийский» – 35 000 мест – переполнен!

БИЧКА: Мы к вам приедем в этом году.

ШАМУРАДОВ: Жалко, меня не будет – в это время у нас в сборной отборочные чемпионата Азии в Шри-Ланке. Но все равно увидимся позже, пожмем друг другу руки, обнимемся. Футбол – вот что объединяет народы. Может быть, и в Литве встретимся. Я там был в 2007-м со сборной. Проиграли – 1:2.

БИЧКА: Дождь был.

ШАМУРАДОВ: Да, дождь. Пенальти мы не забили, только на последней минуте я отыграл один гол.

– Сколько вы всего забили?

ШАМУРАДОВ: В чемпионате больше 200 голов. За сборную – больше 50-ти.

– А Деймантас, чуть было не сказал «дедушка литовского футбола», в последнее время набирает очки все больше по передачам.

ШАМУРАДОВ: Что сделают нападающие без таких распасовщиков! Может быть, когда-нибудь сыграем вместе – если пригласят… в сборную мира (смеется).

– Традиционный вопрос – всех спрашиваю – как зарплаты в вашем футболе?

ШАМУРАДОВ: Извините, не хочу затрагивать этот вопрос. Мы же не спрашиваем, какая у вас зарплата.

БИЧКА: Я тоже не хочу говорить. Небольшие, даже по меркам команд, которые играют в Кубке.

– Значит, многие связывают с Кубком надежды найти клуб побогаче…

ШАМУРАДОВ: Да, Кубок – это базар. И мне каждый год после Кубка поступают предложения. Есть предложение и сейчас из одного российского клуба. Не буду называть.

– Вы оба не раз уже приезжаете на Кубок, были какие-то приключения?

БИЧКА: Да вроде казусов не было. Но раньше настоящие приключения происходили на поле – представляете интригу: «Спартак» или «Динамо» из Киева! А сейчас…

ШАМУРАДОВ: У меня было приключение. В 2006 году приехали с командой на Красную площадь. Мне позвонили, я начал разговаривать, отвернулся, а команда уехала – без капитана! У меня не оказалось ни денег, ничего! И как назло, в телефоне села батарейка. Я три часа добирался до Измайлово – мы там жили! Просил, останавливал машины – пожалуйста, я заплачу! Большинство не соглашались, но доехал на четырех машинах. Приехал, ребята смеются: капитан потерялся!

БИЧКА: Извини, Берды, мне пора.

Ребята еще раз жмут друг другу руки и желают повторить рукопожатие в воскресном финале.

P.S.

Увы, но до финала «Экранас» и МТТУ не дотянули, разгромно проиграв в полуфиналах.

Новости. Футбол