Начнем жить по средствам? Обозреватель «Советского спорта» Юрий Севидов – о первостепенных делах, которыми предстоит заниматься новому президенту РФС

С 3 февраля у российского футбола будет новый руководитель. Сергей Фурсенко, главный претендент на эту должность, поставил амбициозную цель – победа на ЧМ-2018. Юрий Севидов предлагает начать готовиться к покорению вершины уже сейчас, и начать с решения
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР

С 3 февраля у российского футбола будет новый руководитель. Сергей Фурсенко, главный претендент на эту должность, поставил амбициозную цель – победа на ЧМ-2018. Юрий Севидов предлагает начать готовиться к покорению вершины уже сейчас, и начать с решения проблем нынешней повестки дня.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ТРЕНЕРОМ СБОРНОЙ

Всякая история имеет свой конец. История Гуса Хиддинка в сборной страны, на мой взгляд, подошла к концу. Мы увидели и яркие игры, и провальные, которые больно ударили по щеке всю страну. Но самое главное, что мы получили от Гуса, – понимание того, что наш футбол не является второсортным продуктом, в России есть хорошие футболисты. От этого понимания, а также памятуя о хороших результатах, которых добивались и наша сборная, и наши клубные команды в советские времена, и надо плясать.

В то же время, пусть Хиддинк и не предоставил отчета за отборочный цикл-2010 (и мне странно узнавать, что, несмотря на отсутствие действующего президента, его все же не потребовали в РФС), многие специалисты сошлись во мнении – причинами поражения от Словении (и прежде всего в Мариборе) стали недостаточная мотивация, невысокие волевые качества. Значит, в этом направлении и предстоит работать. Тренер, которому предстоит работать в отборе к Евро-2012, обязан много бывать в стране, общаться как с тренерами, так и с игроками. Он должен знать футболистов от и до, чтобы в решающие моменты на поле довериться тем, кто готов умереть за право поехать на ЧМ, и причиной такой мотивации станут не деньги, а патриотизм. Вера в свою страну, ответственность перед ее болельщиками.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С «ЗАБОЛЕВШИМИ» КЛУБАМИ

– Судя по материалам прессы и беспокойству болельщиков, огромные финансовые трудности есть у самарских «Крыльев», проблемы испытывает «Москва», где существует неясность с бюджетом на нынешний год. С одной стороны, это, безусловно, дело клубов – как формировать бюджет, с другой – когда в Самаре на 25-градусном морозе на митинг выходит тысяча людей, требуя перемен в клубе, а в перспективе мы видим возможность неполучения лицензии этим клубом…

Помочь сейчас клубам, подобным «Крыльям», – это самый легкий путь. Сделать так, чтобы через механизмы лицензирования такого не повторилось в будущем, куда сложнее. Ведь 82 миллиона долларов долга самарского клуба, о чем писала местная пресса, образовались не за один год. Кто же подписывал документы, проводил процедуру лицензирования в предыдущие годы?

Поддержка государством профессиональных клубов – скользкий путь. Помогли одному клубу, сейчас, есть вероятность, другому… Ходоков станет больше, и бюджет, выделяемый на профессиональный футбол, будет сопоставим с бюджетом, на медицину или сельское хозяйство. Это неправильно.

Следовательно, стоит пойти по пути прозрачности. Если клуб хочет получить помощь, он должен достичь максимальной прозрачности в долгах, бюджетах за последние годы.

Именно прозрачность – то, без чего нельзя идти дальше. Только при помощи этой прозрачности бюджетов мы сможем объяснить болельщикам, почему, к примеру, ЦСКА может себе позволить купить футболистов за 8 миллионов евро, а «Крылья» из года в год начинают сезон с долгов.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С РЕФОРМАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФУТБОЛЕ

– Реформ, которые предлагаются клубами и которые может поддержать (или не поддержать) федерация, по большому счету не так уж и много. Переход на систему «осень–весна», отказ от лимита на легионеров или его смягчение, реформа Кубка России.

Не поддерживаю сторонников отказа от лимита. Да, сейчас цены на игроков с российским паспортом высоки, и часто приходится переплачивать. Но ведь в конкурентной борьбе за все приходится переплачивать. Однако это не повод для отмены лимита, а повод для улучшения качества работы со своими юными футболистами.

«Осень–весна» – это перспективная модель календаря. И потому, что позволяет синхронизировать наш и европейский календарь, и потому, что ставит амбициозные задачи по инфраструктуре. Ходил вот недавно на Кубок Содружества в «Олимпийский» – чудесные впечатления: тепло, уютно, обзор великолепный. Если удастся настроить таких манежей по всей стране, это даст отличный толчок развитию футбола.

Реформа Кубка России давно назрела. Он постепенно превращается по своему статусу в Кубок Содружества, в котором лучшие команды предпочитают не играть основными составами. Коль не можем обеспечить призовой фонд, стоит подумать над названием. Хочется посмотреть на команду, которая рискнет сыграть дублирующим составом в турнире, который будет называться, скажем, Кубок Президента…

РЕФОРМЫ В ДЕТСКОМ ФУТБОЛЕ И СОЗДАНИЕ ИНТЕРНАТОВ

– В ЧМ-2018 костяк нашей команды будут составлять футболисты, которым сейчас по 14–20 лет. Это предъявляет самые серьезные требования к формированию детских, юношеских и молодежных команд, работе их тренеров.

На мой взгляд, самый перспективный путь совершенствования молодых талантов в нынешней России – это работа в специнтернатах. В деревнях и небольших городах у мальчишек нет конкуренции. В мегаполисах заниматься футболом и параллельно всерьез учиться невозможно. По опыту своего внука знаю – мы с ним 5 часов проводим по пути на тренировку в пробках, и лишь полтора часа он тренируется. График явно неподходящий.

Что делать? Создавать и совершенствовать интернаты, где юноши и тренируются, и учатся. Причем учебе надо уделять самое пристальное внимание, даже большее, чем тренировкам. Футбол ведь игра для тех, кто быстро думает, а не для тех, кто быстро бегает.

Эту реформу необходимо начинать срочно – чем быстрее, тем лучше. То, что недодали детям в самом юном возрасте, потом «донести» будет уже очень сложно и дорого.

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ

– У нас достаточно детей, любящих футбол и готовых тренироваться. Значит, ключевое значение приобретает «фактор тренера». Если речь идет о том, что из 11 тысяч российских тренеров только 10–15% имеют современное образование, то это – серьезный повод для ревизии. Почему так получилось, что стандарты советского футбольного образования (а по его методическим разработкам, как говорят сейчас иностранные специалисты, учились в Европе) оказались невостребованными? Есть ли у нас западные методики, применимы ли они? Проводятся ли семинары для детских тренеров, для тренеров профессиональных команд? Какими новинками может похвастаться наше тренерское образование? Вот на эти вопросы и предстоит ответить.

Новости. Футбол