СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ТВ-КУХНЯ

Ведущие программы «Футбольная ночь» НТВ Георгий Черданцев и Таш Саркисян обратились к посетителям своих блогов в Интернете за помощью: «Что должно быть в этой программе, на чем должны быть в ней сделаны акценты?». В итоге ведущие получили массу советов, а Георгий Черданцев эти советы «Советскому спорту» прокомментировал.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. СОЗДАЙТЕ ФУТБОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ «МАКСИМУМ»!

– У «НТВ» что имеет рейтинг? Криминал, сплетни, откровения, скандалы. Вот и сделайте им что-то типа «Говорят, что…». Может, стоит какие-то light-рубки устраивать типа «Разговора у бровки», провоцировать футбольных людей (приглашая более или менее раскованных).

Комментарий Черданцева:

Расскажу сначала о том, почему я обратился к блоггерам. По большей части это люди, хорошо развитые интеллектуально, я уверен в их адекватности. Это, для сравнения, не те граждане, которые пишут так называемые «камменты» на новости или статьи в Интернете. Советы блоггеров убедили меня в том, что единого мнения о том, какой должна быть программа в нашем формате – 26 минут на федеральном «НТВ» и выход в эфир после каждого тура, – нет. Что касается первого совета, то футбольный аналог программы «Максимум» я лично делать не буду. Ее может делать человек, который не входит в футбольное сообщество, посторонний ему. Я же выступать в своем же футбольном доме провокатором не буду. Кроме того, «НТВ–Плюс» (а программа делается силами сотрудников именно спутникового канала) является генеральным партнером премьер-лиги, что тоже накладывает свой отпечаток. Не думаю, что нам стоит в принципе вытаскивать грязное белье на всеобщее обозрение и им трясти.

СОВЕТ ВТОРОЙ. ГОЛЫ ПОД МУЗЫКУ

– Не особо интересно слушать 15 минут про топ-матч, включая мнение, повторы, разборы... Ибо в топ-матче не обязательно должна присутствовать твоя любимая команда. А значит – становится скучно. Что интересно лично мне? По голам – динамичная подборка в стиле английской премьер-лиги. В 2009-м забивалось в среднем 20 мячей за тур, по 10–15 секунд на гол, итого – 3–5-минутный ролик. Вполне реально. Причем без комментариев, под музыку, клипом.

По анализу. Где-то в середине программы – основные моменты основных матчей. Минут на 10. А в начале, с приглашенным гостем – основная тема, наиболее обсуждаемая на неделе. Каждую неделю обсуждается тем много, выбрать есть из чего.

Комментарий Черданцева:

– Здравое предложение, примерно в этом направлении формат и будет изменен. Мы, видимо, откажемся от «Матча тура». Его в том виде, каким он был раньше, не будет.

СОВЕТ ТРЕТИЙ. СДЕЛАТЬ «НАРЕЗОЧКУ» СМЕШНЫХ МОМЕНТОВ

– Сделать быструю нарезочку по туру в стиле британского «2 Good 2 Bad» (комичные моменты, произошедшие не только на полях, но и на трибунах; про «болел» тоже не стоит забывать).

Комментарий Черданцева:

– Отличное предложение. Но пока неосуществимое из-за времени выхода в эфир программы (вечер воскресенья и минимум времени на монтаж) и штата сотрудников – 6–7 человек. Выходи мы в понедельник и работай на программе человек 50, предложение было бы реально.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ОСТРОЙ

Можно, например, провести анализ – кто в российской лиге больше всех получает и действительно ли он лучше всех играет? Может, кто-то работает за 20 000 долларов в год, но забивает 10 голов за сезон, а кто-то получает столько же, но в месяц, но заколачивает исключительно автоголы? Спортивная журналистика на канале «НТВ» должна быть острой.

Комментарий Черданцева:

– Это предложение, на мой взгляд, больше для программы тематики «Футбольного клуба», который выходит на «НТВ–Плюс».

СОВЕТ ПЯТЫЙ. КУСОЧЕК ПРОГРАММЫ «РОЗЫГРЫШ»

– Перво-наперво тебе, значит, все голы тура показывают с комментарием каждого из участников этих событий (форварда, автора голевого паса, защитника пропустившей команды и ее вратаря). Потом самый умный вопрос с пресс-конференции обоих тренеров и краткий тактический анализ по матчу со стороны приглашенного эксперта (желательно заключить договор с какой-нибудь европейской аналитической конторой и просто делать выжимки из ее отчета о матче). После отдельной строкой – центральный матч тура. Нарезка ключевых моментов встречи с комментарием той же конторы, отвечающих на главный вопрос «Почему один тренер выиграл у другого?». После рекламного блока – разбор трибунных живописей. Кто и что на террасах в прошедшем туре накалякал и почему.

Статистические выкладки по прошедшему туру и аналогичные – по предстоящему. Юбилейные события, букмекерские раскладки и т.п.

В заключительную часть входят:

– обязательная под…бка кого-нибудь из футбольных людей в рамках формата программы «Розыгрыш» (ну помните, как итальянская программа продавала Анчелотти аристократический замок? Вот что-то типа такого. Есть еще варианты с нежданными звонками или факсами в клубный офис из каких-нибудь уефашных комитетов или барселон с реалами по поводу покупки какого-нибудь откровенного пня из первой лиги);

– фишка тура (Шумахер тура, Дровосек тура и т.п.);

– золотое перо тура (лучший пост недели с гостевых книг клубов премьер-лиги. Можно использовать соответствующего селебрити – Ефремов, зачитывающий с полной гаммой эмоций сопли с ВВ – это был бы шоколад).

Ну и в концовке – тугудтубед.

Комментарий Черданцева:

– Комментарий каждого из участников событий? Пока у нас нереально сразу после тура сделать все комментарии и успеть в программу, которая начинается через 2–3 часа после окончания матчей игрового дня. К тому же тема не нова – все такие комментарии есть в программе «Футбол России» у наших конкурентов со «Спорта». Что касается розыгрышей и подколок, то очень хорошая прикольная идея, требующая, впрочем, серьезного редакторского штата. Надо кому-то фильтровать Интернет, кому-то вызванивать Ефремова, кому-то все это монтировать… Производство значительно усложнится и потребует большего количества людей, но это не значит, что мы своими скромными силами не будем работать в этом направлении. В частности, в полный восторг нас привела идея с актером Михаилом Ефремовым, и в целом с «золотым пером» тура. Это не сложно сделать. Мы стремимся к тому, чтобы программа была интересна как можно большему числу зрителей и выглядела как можно более динамичной.