Главный тренер «Локомотива» Юрий Семин: Сколько можно учиться вслепую?

Наставник «Локомотива» Юрий Семин – о новичках команды, возможной тактике игры в новом сезоне и проблемах всего российского футбола.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Наставник «Локомотива» Юрий Семин – о новичках команды, возможной тактике игры в новом сезоне и проблемах всего российского футбола.

Вечер. Очередной рабочий день на сборе подходит к концу. Мы с Юрием Семиным сидим в номере главного тренера «Локомотива». Тема беседы – настоящее и будущее команды. За давностью знакомства мы на «ты».

– Прежде чем оценить настоящее и взглянуть в будущее, надо оглянуться на прошлое, – говорит Семин. – В прошлом году я не с самого начала работал с командой. И хотя многое мне знакомо, нужно было со всем разобраться. Прежде всего с составом. Много сильных игроков – это, конечно, хорошо. Но как всех сделать счастливыми? Одиннадцать человек играют, остальные сидят на лавке и копят раздражение. Это плохо. Нужно было понять, кто нужен, а без кого можно обойтись. Те же Иванов, Дюрица, Кочиш, которые ушли, вполне могли бы помочь «Локомотиву» при определенных обстоятельствах. Но состав не резиновый. Значит, людей нужно отпускать, оставляя ту обойму, которая вынесет на своих плечах тяготы сезона…

– Отпустили вы многих. А вот приобрели пока не всех, кого хотели.

– Верно. С моего возвращения в «Локомотив» ушли человек двенадцать. Это нормально. Но несколько человек, сильнее ушедших, нам сейчас крайне необходимы. Даже о конкуренции в некоторых линиях говорить не приходится: Сычев травмирован, Одемвингие уехал на Кубок Африки – и мы остались с одним Траоре! Нужен еще один нападающий.

– Павлюченко?

– Почему нет? Павлюченко по российским меркам всегда много забивал. Голевое чутье – это природное качество. Его так просто не воспитать. У Романа оно есть. В то же время я понимаю: физическое состояние его не лучшее, когда редко выходишь на поле, навыки теряются. В этом плане, если Павлюченко к нам перейдет, работать предстоит много.

– Почему весь последний месяц звучали одни и те же фамилии: Алиев, Измайлов, Павлюченко?

– Меньше риска купить любого из них, чем какого-нибудь малоизвестного бразильца. Мы ребят знаем, ниже определенного уровня они не сыграют. Да, дороговаты. Да, их не хотят отпускать. Поэтому на пути желаемого укрепления возникли проблемы. Но все равно продолжаем работать в этом направлении. По сравнению с другими командами мы на трансферном рынке пока уступаем (беседа проходила еще до того, как было официально объявлено о трансфере Алиева. – Прим. ред.). За месяц, оставшийся до марта, должны наверстать это виртуальное отставание. Потому что потом наверстывать придется уже в реальности – в турнирной таблице.

«МОЖЕМ СЫГРАТЬ В ПОЛТОРА ФОРВАРДА»

– И Алиев, и Измайлов – игроки созидательного плана, способные в нужный момент потянуть одеяло на себя. Смогут ли они одновременно выходить на поле?

– Одеяло они пусть лучше на команду тащат. У нас, тренеров, есть свое видение игры – и игроки должны это видение, эту установку реализовывать. Импровизация возможна, но в рамках тактической схемы. Если оба появятся в «Локомотиве», я не вижу проблемы. Мое кредо таково: серьезные футболисты с хорошим пониманием футбола всегда найдут общий язык.

– У многих вызывает удивление: Измайлова «Локо» хочет купить за большие деньги, чем продавал…

– Это же рынок. В «Локомотив» пришел тренер, которого Измайлов не устраивал. Его продали. Теперь он – лидер «Спортинга», участвует в Лиге чемпионов, вырос как в физическом плане, так и в психологическом. Мы в нем заинтересованы, но должны при этом учитывать требования португальцев.

– Когда все форварды – Сычев, Одемвингие, Траоре, возможно, Павлюченко – соберутся под твоим началом, будет возможность варьировать тактические схемы. Прикидываешь варианты?

– Естественно. Сможем сыграть и в два форварда, и в три, если понадобится, и даже в полтора. Однако не забывай: Одемвингие играет до мая, а потом уезжает на чемпионат мира. И в каком состоянии он оттуда вернется – вопрос. Чемпионат мира – это пик формы футболиста. Он будет истощен физически и морально. И тем более мы просто обязаны потом дать ему отпуск. Потом Лига Европы, где на групповом этапе, если мы, дай бог, туда попадем, предстоит много сложных матчей, Кубок страны… Что ни говори, а еще один сильный форвард нам, очевидно, нужен.

– Нападающие – это хорошо. Но они люди зависимые. Кто будет снабжать их мячами? Ведь именно на отсутствие креативных полузащитников ты сетовал в прошлом сезоне.

– Я уже говорил: «Локомотив» стремится играть в комбинационный футбол, больше владеть мячом, навязывать сопернику свои условия. В этом смысле очень ко двору пришелся Вагнер – игрок с комбинационным мышлением, способный отдать точную последнюю передачу. Сейчас его нет. Сразу проблема. Здесь снова уместно вспомнить: приход Алиева и Измайлова избавит меня как тренера от головной боли.

«ЧТО ОСТАЛОСЬ В НАСЛЕДСТВО ОТ ХИДДИНКА?»

– Интересна твоя находка: тактические занятия на примере «Барселоны».

– На мой взгляд, тактика лучше усваивается футболистами, когда либо подсказываешь сразу на поле, пока момент еще не заигран, либо на примере игры великих команд. А «Барселона» – это хорошая мерка. Все знают, как здорово «Барса» умеет атаковать, но не многие замечают: в защиту к своим воротам команда бежит с не меньшим удовольствием, чем к чужим. Прессинг каталонцев достоин самого пристального изучения. Я включаю игрокам кассету, останавливаю, спрашиваю: куда, на ваш взгляд, побежит этот игрок? А куда тот отдаст мяч? И так далее. Это скорее войдет в голову, чем показ на бумаге или на фишках.

– Обратил внимание: теперь на твоих тренировках гораздо больше аэробной, восстановительной нагрузки.

– Футбол не стоит на месте. И тренер обязан этому соответствовать. Если работать сейчас по лекалам 30-летней давности, кому ты будешь нужен? Да, раньше давал больше анаэробной нагрузки, при высоком пульсе. Но аэробная дает больше стабильности, она закладывает базу. Скоростно-силовая нагрузка тоже нужна. И мы от нее никуда не уйдем. Но на данном этапе подготовки полезнее аэробная. В этом я согласен с Пинколини, нашим тренером по физподготовке.

– Не странно тебе, кстати, что все тренеры по физподготовке у нас – иностранцы?

– Странно, конечно. «Советский спорт» грамотно поднял тему. Испокон веков советские команды могли уступать соперникам в тактике, возможно, в агрессии, но в «физике» – никогда. Как мы умудрились растерять все наследие советской школы?! Итальянские тренеры учились по советским учебникам, а теперь мы берем их на работу, потому что своих, доморощенных, специалистов нет!

Еще одна проблема. Молодые футболисты, которые приходят из детско-юношеских школ, не обладают должной футбольной ловкостью, координацией. Впору кричать караул! И как минимум пересматривать программу их подготовки. Было время, немцы проиграли все на молодежном и юношеском уровнях. Сели, подумали: «Да, мы мощные, мы здоровые. Но в плане техники отстаем от соперников». Сделали новую программу, стали подбирать в школы более думающих ребят, не обязательно физически одаренных. И очень быстро вернулись на ведущие позиции. Мораль: мысль в футболе остается главным. Умение думать на поле, техника – вот что надо закладывать в детишек до прихода в профессионалы. Набрать «физику» в десятки раз проще.

– Сборная России перед Евро сделала это за три недели.

– Здесь тоже есть о чем задуматься. Пригласили мы Хиддинка. Спору нет – он большой тренер. Такого у нас еще не было. Но, будь при нем комплексная научная группа, которая отслеживала бы подготовку к чемпионату Европы, к отборочным матчам, мы бы сейчас имели ценнейший материал. Это бы стало наследством Хиддинка. Но вот он сейчас уедет. И что у нас останется? Ничего. У «Милана» эти комплексные группы как были, так и остались. У киевского «Динамо» – тоже. А мы пока учимся вслепую. Надо, надо вспоминать, что на дворе уже XXI век…

Новости. Футбол