РФС. Выборы. Революцию обещали в 18-м!

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ ВЫБОРЫ. 3 февраля в гостинице «Космос» 109 делегатов с решающим голосом и 49 – с совещательным на внеплановой конференции Российского футбольного союза выбрали нового президента – Сергея Фурсенко из «питерской команды» бывшего
news

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ

ВЫБОРЫ. 3 февраля в гостинице «Космос» 109 делегатов с решающим голосом и 49 – с совещательным на внеплановой конференции Российского футбольного союза выбрали нового президента – Сергея Фурсенко из «питерской команды» бывшего президента Виталия Мутко. Избранник из Питера начал с революционных прогнозов.

За выборами наблюдал корреспондент «ССФ».

«ГЛАВНОЕ – НЕЗАВИСИМОСТЬ!»

В этот день кандидат №1 (заявился первым) Сергей Кузьмин – председатель федерации Ульяновска встал пораньше, почистил зубы и начал готовиться к предвыборной речи (именно так и скажет после выборов – «готовился к выступлению»). Затем Кузьмин ответил на SMS-ки родных и пошел избираться – благо идти было недалече: всего-то спуститься на первый этаж гостиницы «Космос». Туда уже ехали на лифтах другие делегаты. Многие пять лет назад выбирали Мутко. Тогда тоже объявилась темная лошадка – Жуков из Ярославля, но он снялся прямо на конференции и попросил зал выбрать Виталия Леонтьевича. А три дня назад Колосков выдал прессе: «Какие выборы! Какие программы! Мутко назначил Фурсенко…»

Сейчас программы трех кандидатов лежали стопками на столе. Самая неприметная, Сергея Фурсенко, как бы говорила всем своим видом: меньше слов – больше дела. Хотя бывший газпромовец за последний месяц наговорил «тонны словесной руды» на встречах с избирателями по всей стране. Сверкала цветами российского флага глянцевая обложка монументальной программы Алишера Аминова. На ней было написано: «Пришло время не говорить, а делать!»

В холле Виталий Мутко, окруженный делегатами, давал напутствия, как классный руководитель на выпускном, отправляя детей в свободное (от него, руководителя) плавание: «Я хочу, чтоб вы поняли: РФС – не частная лавочка, нужно, чтобы вы чувствовали себя в нем хозяевами!» Регионалы кивали. Прощание было сердечным. «Гриша! Свердловск!» – кричал кому-то Виталий Леонтьевич и пожимал ладонь. «Камчатка! Я и туда долетел! Отнимаем у мэра площадку?» – хлопал по плечу человека с Дальнего Востока. Тут же переключался на пресс-атташе РФС Малосолова: «Ну вот создали вам организацию – ВОБ! Все дали! Но передрались! Вот что бывает, когда люди становятся начальниками. Самое главное – независимость! Вот я четыре года был абсолютно независим!»

В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ НА… АВТОПИЛОТЕ

Спартаковец Александр Бубнов держался подальше от этой компании. У него репутация вечного оппозиционера.

– Все ясно? – спросил я его. – Выборы – спектакль?

– Да ничего не ясно! – ответил он неожиданно. – Еще посмотрим!

Завелся – загудел, как заводской гудок, сигнальный звонок.

«Завелся» и Мутко в отчетном докладе. Впрочем, отчет можно было и не произносить – его в типографском исполнении роздали делегатам. Графики наглядно показывали, что футбол в России за последнюю пятилетку не то что поднялся с колен, а подпрыгнул и устремился ввысь. Об этом говорил и Мутко, допуская, впрочем, некоторую «отсебятину». «Почти не спал. Мне как от сердца что-то отрывать… Однако находятся люди, которые любят покритиковать, гвоздя не забив… Один товарищ (выразительный взгляд на Колоскова) сказал: не повезет тому, кто придет после Мутко! Да он может вообще ничего не делать! Просто сидеть и отдыхать, Вячеслав Иванович!.. Да я лет пять еще буду президентом! Морально».

Отговорив сорок минут и получив орден РФС, Виталий Мутко ушел по неотложным делам, по ходу раздавая рукопожатия.

ГДЕ УРА? ГДЕ АПЛОДИСМЕНТЫ?

Кандидат Алишер Аминов, отдав должное повышению материально-технической базы, сразу перешел в атаку на недостатки: футбольная наука уничтожена, футбольных учебников нет, лабораторий и тем более какого-то единого плана научно-методической работы – тоже…

Однако первые удары пришлись в «молоко» – регионалам явно все было до лампочки. А при известии о закрытом офисе ФИФА в Москве аудитория только повеселела. Не испортили общего настроения и коррупционеры, погромщики на трибунах и «полуголые пьяные парни, скандирующие полуматерные расистские речевки»… Ничего не дрогнуло в лицах регионалов, даже когда Аминов посягнул на самое святое – искусственные поля, настеленные по всей стране, назвав их «времянками с гарантией на восемь лет». Но атака продолжалась. «Не может страна, по уровню жизни находящаяся на 65-м месте в мире, быть чемпионом мира по зарплатам тренеров и игроков сборной!» А вот и козырной удар: вместо «времянок» кандидат предлагает строить по всей стране «фундаментальные футбольные центры» и передавать их в ведение регионов… Но и тут не грянули аплодисменты.

– Есть ли желающие задать вопросы Алишеру Анатольевичу?

Тишина. Полная.

СВОЮ МИССИЮ ВЫПОЛНИЛ

Слово предоставляется Сергею Сергеевичу Кузьмину. Вот он, «свой парень», из Ульяновска, как никто из кандидатов, близок к народу. Загремел марш, на экране возник футбольный мяч… Давай, Сережа, руби правду-матку про зажравшуюся Москву!

«О проблемах говорить не буду – они хорошо известны… Единая программа развития уже есть, все необходимые нормативные документы приняты…» Летят слова. В одно ухо влетают, в другое вылетают… Народ зевает, переговаривается, посматривает на часы… Ноль реакции, даже когда докладчик вознамерился к 2015 году весь футбол на ТВ упрятать в платные каналы…

На двадцатой минуте ведущий поинтересовался:

– Заканчиваете?

А вот и конец – как обухом по голове: «…так что свою миссию я выполнил и снимаю свою кандидатуру!»

Проснулись! Смех, аплодисменты…

КАК КОМИССАР

Сергей Фурсенко начал свою речь за здравие: «Снимать свою кандидатуру не буду. Обещаю!» Но затем тоже погрузил народ в дрему. Хотя использовал самые боевые слова из лексикона комиссаров Второй мировой: «сила духа», «требовательность к делу», «вера в победу», «духовность» (за счет оной русский футболист всегда сильнее иностранного)…

– Сейчас о новой общности – советском народе заговорит, – громко сказал соседу какой-то делегат.

«Патриотизм, праздник на стадионе, – продолжал гнуть свое Фурсенко, и снова: – Сила духа! За счет нее мы победим на чемпионате мира в восемнадцатом году. Запомните эти слова!»

– Есть ли вопросы к Сергею Санычу?

– Вы это всерьез о победе на ЧМ-2018? – вопрос от Анзора Кавазашвили (был кандидатом на прошлых выборах, набрал… один голос).

– Абсолютно!

ПОДНЕВОЛЬНЫЕ

Переходим к голосованию! Кто не участвует – пока свободны! Одна половина зала потянулась к урне, другая – к выходу…

– По выступлениям-то Аминов переигрывает, – говорю Бубнову.

– Явно! Но посмотрим, как проголосуют.

– Ну как вам будущий президент? – спрашиваю Кавазашвили.

– Программа – какой-то философский трактат: вера, надежда, любовь… Это ж предвыборная агитация: нужно убеждать, по полочкам разложить, показать пути решения проблем. Ничего не сказал!

– Зачем? И так все ясно…

– Все ясно. Мутко через министерство посылал людей в регионы, звонил, чтобы голосовали за Фурсенко. Вчера собирал федерации регионов – давал им команду. Все это понятно, но… некрасиво.

– А могут быть сюрпризы? Все-таки тайное голосование…

– Знаете, как в Советском Союзе: дали команду сверху вниз – надо выполнять. Делегаты-то подневольные!

– А что им терять?

– Должность! Оклад!

Грустит в холле делегат из Ярославля Михаил Власичев.

– За кого голосовали?

– За Фурсенко, конечно. Он у нас был 25 января. Так что у нас уже намечено было голосовать за него.

– Чем же он вас подкупил?

– Помощь регионам. Это самое главное… Но мы и с Аминовым встречались вчера вечером в номере. И Бубнов приходил…

– Выбрали бы Аминова – может быть, сборная поделилась бы финансами с регионами… Сколько получаете, если не секрет?

– Шесть тысяч, еще судим, инспектируем – где-то десять накапает… Конечно, на одну зарплату Хиддинка можно было бы прокормить… сколько же регионов?

Алишер Аминов стоит перед телекамерой: «Кто не борется, тот не побеждает. Сделал все что смог… Нужны гласность, черновая работа, а такие высокие задачи – победа на чемпионате мира… Я бы не стал такие ставить…

– Вам, наверное, тоже предлагали снять свою кандидатуру?

– Да что вы! Четыре года разрабатывал эту программу!

КОНСПИРАТОР

А вот и кандидат №1 Сергей Кузьмин!

– Когда решили сняться?

– В пятницу согласовал это с исполкомом в Ульяновске.

Вот дела – пять дней назад! Какая конспирация!

– Почему снялись?

– Когда я приготовил свою программу, мне сказали: вперед, поддерживаем! Но, после того как мы пообщались с другим кандидатом, те же коллеги сказали: Сергей, у нас клас-сная программа, но ты же видишь: объективно человек посильнее, он сможет реализовать все наши идеи…

– В РФС знали о самоотводе?

– Нет. Знали только в Ульяновске. Семье, конечно, тоже сказал. Они мне сегодня позвонили, пожелали успеха.

– В чем?

– Очень важно было выступить на хорошем уровне, чтобы поднять проблемы. Я это выступление рассматривал уже не как свое, а как некий предвыборный наказ от Ульяновской федерации. И еще моей задачей была консолидация всех людей вокруг одной кандидатуры.

– Наверное, угробили много денег на типографию? Федерация-то небогатая.

– Нет, деньги не федерации, а мои. И не так много – 20 тысяч рублей.

ЛЕТЯЩЕЙ ПОХОДКОЙ

Мимо проносят урну, следом спешат контрольная комиссия и «народный контроль» (пятерка журналистов) в отдельный кабинет ресторана. Смотрю за действом из-за стекла. Пятерка, оказывается, тоже статисты – сидят по струнке вдоль противоположной стены. И только особо доверенный, то есть штатный, фотограф РФС щелкает вспышкой над столом с бюллетенями…

Фурсенко победил со счетом 95:11 (три бюллетеня оказались испорченными).

«Летящей походкой» идет на победную пресс-конференцию Фурсенко. Не менее летящей – на свободу, к выходу! – Алишер Аминов. Расставляю руки: пару вопросов!

– Без вариантов, Алишер Анатольевич?

– Что я мог сделать против такого мощного административного ресурса! Не было ни дебатов, ничего. Большинство региональных федераций отказались со мной общаться. Поговорил, может быть, с пятой частью. А Фурсенко встретился со всеми. СМИ сразу определили фаворита, и мало кто писал о моей программе. Но все равно прогресс по сравнению с предыдущими выборами – тогда только один голос был против Мутко.

Новости. Футбол