Премьер-лига. Межсезонье. На кастинг* становись!

ПРЕМЬЕР-ЛИГА Межсезонье «СПАРТАК-НАЛЬЧИК»:.Пальцем в небо ПРОСМОТР. «Спартак-Нальчик» и «Анжи» – чемпионы межсезонья. Правда, пока только по количеству игроков, которые приезжали в эти клубы на просмотр. А это почти сто человек на двоих! «Не от хорошей
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Межсезонье

«СПАРТАК-НАЛЬЧИК»:.Пальцем в небо

ПРОСМОТР. «Спартак-Нальчик» и «Анжи» – чемпионы межсезонья. Правда, пока только по количеству игроков, которые приезжали в эти клубы на просмотр. А это почти сто человек на двоих! «Не от хорошей жизни такие рекорды ставим», – разводят руками главные тренеры команд.

Корреспондент «ССФ» побывал в расположении клубов в Турции, где пообщался с Юрием Красножаном и Омари Тетрадзе.

«МЫ НЕ ЖАЛУЕМСЯ»

В «Спартаке-Нальчике» ставят рекорды не только по количеству игроков, которых клуб приглашает на просмотр, но и по числу тренировок. Две – для игроков, с которыми контракты уже заключены, и две – для тех, кто соглашения только может подписать. Только на первом сборе в расположении «Спартака-Нальчика» побывали 53 человека!

– Это ведь не от хорошей жизни, – говорит главный тренер клуба из Кабардино-Балкарии Юрий Красножан. – Но мы не жалуемся. Таковы реалии. С одной стороны, познаем рынок, с другой – испытываем определенные трудности. Получается, что нам, тренерам, надо проводить по четыре тренировки в день.

– Двойная нагрузка, Юрий Анатольевич…

– Не это сложно. Трудно говорить с игроками по итогам сбора, объяснять, по какой причине не берешь футболиста в команду.

– Вы что, с каждым общаетесь?

– Обязательно. Со многими мы не в первый раз встречаемся. Кому-то отказали в прошлом году. Сейчас снова.

– А игроки из дальних стран? Их агенты привозят?

– Да. Тут уже пальцем в небо: вдруг что-то промелькнет. Естественно, селекционная работа должна организовываться другим образом. Мы на данный момент этого не смогли сделать.

«И ПО 80 ЧЕЛОВЕК ПРИЕЗЖАЛИ!»

– 53 человека на первом сборе в этом году – это рекорд?

– Нет. В 2008-м около 80 человек на сборах побывали. Но, поверьте, за такими рекордами мы не гонимся. Жизнь заставляет…

– Бывает такое, что человек приезжает к вам, проводит одну тренировку, по итогам которой его можно отправлять обратно?

– Нет. А смысл? Представьте, если игрок из Бразилии или Колумбии добирался. Бывает, что по сорок часов на дорогу затрачивается. Не надо делать скорых выводов. Мы же не приглашаем на просмотр для численности. Браваду устраивать незачем. Футболисту надо пройти цикл хотя бы из двух игр, чтобы мы поняли его уровень.

– А были ли игроки, увидев которых на первой тренировке вы могли сказать на сто процентов: надо брать!

– За все время было только два таких игрока. Это Рикардо Жезус и Амисулашвили.

– В чем вы разбираетесь так же хорошо, как в игроках? В машинах, в картинах, в чем-то еще?

– Я не считаю, что хорошо разбираюсь в игроках, – улыбается Красножан. – А вообще интереснее всего разбираться в людях. Иногда с первого взгляда человек приятен, потом проходит время – и ты утверждаешься в первом впечатлении. Или наоборот.

«КРИЗИС ПОМОГ»

– Вы говорите, что жизнь заставляет устраивать такие масштабные смотры игроков. А сколько клуб получает на жизнь? Какой бюджет у «Спартака-Нальчика» будет в этом году.

– Такой же, как в прошлом.

– А в прошлом какой был?

– Как в позапрошлом, – щурится Красножан.

– Стабильность – это хорошо (по неофициальным данным, бюджет «Спартака-Нальчика» составит от 10 до 12 млн долларов. Ред.).

– Если бы не президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, проект «Спартак-Нальчик» вряд ли бы существовал. Человек вкладывает свои деньги, и в его же адрес звучат упреки: почему так мало?

– Прошлый кризисный год был самым сложным в истории клуба?

– Как ни странно, нет. Он был очень трудным в турнирном плане. А по финансам было даже некоторое облегчение. Мы могли себе позволить жить в гостиницах, мимо которых раньше проезжали. Рынок стал более гибким: скажем, цены на проживание в «Измайлове» иногда были выше, чем в «Мариотте». Так что в этом плане финансовый кризис на нас хорошо подействовал.

– Про турнирное положение вы не зря заговорили: в прошлом году первая лига была совсем близко…

– И все равно о ней мыслей не было. Мы хотели остаться в премьер-лиге. Точка.

«МНЕ НАДО БЫЛО ОСТАТЬСЯ»

– В итоге клуб остался в премьер-лиге. Но вот вы вполне могли его покинуть.

– Да. Было такое.

– Но…

– Когда-то люди сделали нам добро. Мы становимся ответственными за принятие решений. И перед этими людьми тоже. Когда мне говорят, что надо остаться, я так и делаю. Имею в виду просьбу президента.

– Можно сказать, что этот год точно последний для вас в «Спартаке-Нальчике»: потом будет новый проект?

– Ой, – смеется Красножан. – Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах.

– О чем мечтаете, Юрий Анатольевич?

– О том, чтобы родные и близкие были здоровы. О достойной жизни в нашей стране. О мире.

– И только потом о чемпионстве?

– Зачем оно, если будет война или чума… Конечно, в профессиональном плане мечтается о титулах. И российских, и на международной арене.

– Иногда вашу фамилию называют среди претендентов на пост главного тренера сборной России. Как реагируете?

– Я знаю свои слабые и сильные стороны. Возглавить сборную России? Таких предложений мне не поступало. Если будут, рассмотрим.

– Что скажете о проколе сборной, не попавшей на чемпионат мира?

– Это объективная оценка состояния нашего футбола. К сожалению. Эмоциональные достижения 2008 года сослужили и плохую службу. Казалось, что у нас все хорошо. А на самом деле нет. То был разовый успех тех ребят и тренеров, которые работали на чемпионате Европы. Но вспомните, как мы пришли к тому успеху – с помощью хорватов.

– А в этот раз надо было самим постараться.

– Понимаете, у нас не выстроена система. А значит, к таким успехам, как на Евро, мы можем приходить лишь случайно.

«Анжи»:. Мы не перевалочная база!

«У ВСЕХ ЛИШНИЙ ВЕС»

От места дислокации «Спартака-Нальчика» до отеля «Анжи» – час езды. Слушая Омари Тетрадзе, понимаешь, что проблемы почти те же, что и у Красножана…

Этой зимой Тетрадзе съездил со своими детьми в Великий Устюг, к Деду Морозу. В теплой Турции главный тренер «Анжи» вспоминает русский север.

– Детям очень понравилось. Они, кстати, до этого в Лапландии у Санта Клауса побывали. И везде эмоций было много. Мне же больше запомнился Устюг. Я в те дни тоже был, как ребенок, – как и они, загадал желание. Как и дети, не скажу, какое, – секретничает Тетрадзе.

Вполне возможно, что желание у него было совсем недетское: что-то вроде «хочу, чтобы в это межсезонье мы нашли левого хава и забивного форварда». Ищут в «Анжи», как и в «Спартаке-Нальчике», среди многих.

– У нас, правда, чуть меньше, чем полсотни, игроков на первом сборе было. Человек тридцать, наверное. Но мы никого так и не подписали, – сообщает рулевой «Анжи».

– Что так?

– Смысла нет. Футболисты приезжают неподготовленными. После отпуска, в котором форму не поддерживали. А у нас времени на то, чтобы готовить и их, и игроков, с которыми подписаны контракты, нет. Так что будем вести точечную селекцию. Если получится, конечно.

– А в «Спартаке» из Нальчика тренеры и для основы тренировки проводят, и для тех, кто на просмотре.

– У них, видимо, есть такая возможность – тренерский штаб большой. У нас такого пока нет. У меня всего три помощника, один из них – тренер вратарей.

– Почему отправили всех, кто был на просмотре, восвояси?

– Главная проблема – лишний вес. Мы игрокам объяснили, что они приехали неподготовленными. Профессионал должен приезжать на сбор готовым хотя бы на 70 процентов.

«ГЕОГРАФИЯ – ЭТО ПОМЕХА»

– Какой бюджет будет у клуба в этом году?

– Не знаю. Хотя, по идее, должен. Чтобы понимать, на что рассчитывать (по неофициальным данным, в прошлом году бюджет «Анжи» составлял 15 млн долларов. – Ред.).

– То есть ориентируетесь вслепую?

– Моя задача – сказать, какого игрока я хочу. А там уже президент клуба решит, возможна ли покупка.

– Даже если деньги находятся, проблемой становится место прописки клуба.

– Это самый больной вопрос. Россияне уже не первый год отказываются ехать играть в Дагестан. Другое дело – легионеры. Сначала они дают добро, потом собирают информацию в Интернете и идут на попятную.

– Понятно, почему на переход согласился защитник Шукюров – он из соседнего Азербайджана. А как уговорили перспективного чеха Голенду?

– Мы не уговаривали. Просто он рассчитывает через «Анжи» попасть в другой, более сильный, российский клуб.

– Не обидно становиться перевалочной базой?

– Мы не перевалочная база! Прекрасно понимаю футболистов. Все хотят играть в большой футбол. Но ведь не каждый готов пройти проверку в «Анжи».

«ХОРОШО «СПАРТАКУ»

– В это межсезонье Красножан, который в «Спартаке-Нальчике» более десяти лет, мог покинуть команду. Вы же могли уйти из «Анжи» еще два года назад.

– Это было после игры с «Салютом». Я почувствовал, что команде нужен новый тренер, чтобы подбодрить ребят. Но в отставку я не подавал: не имею права делать это без предварительного разговора с президентом клуба.

– В итоге вы по-прежнему в «Анжи»: учитесь в Высшей школе тренеров, просматриваете огромное количество игроков. Наверное, эти масштабные смотрины называете кастингом?

– Кастингом? – усмехается Тетрадзе. – Нет, просто просмотр. Конечно, неправильно приглашать столько игроков на просмотр. Может, устраивать какой-то селекционный сбор в декабре? И потом уже вести лучших с командой. Но не от хорошей жизни мы вынуждены приглашать столько игроков. Хорошо московскому «Спартаку». У них есть костяк, они ведут точечную селекцию. Берут игроков высокого класса. А у нас такой возможности нет.

– Когда будет?

– Мы только предполагаем. А бог располагает.

Сиде – Кадрие

* Кастинг – от англ. Casting, т. е. выбор среди претендентов человека, в наибольшей мере соответствующего творческому замыслу.

КОГО ПОДПИСАЛИ КЛУБЫ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ В ЭТО МЕЖСЕЗОНЬЕ

«РУБИН»: з. Калешин («Москва»), в. Чебану («Висла» К)

«СПАРТАК»: н. Ари («Алкмар»), з. Сухи («Славия» П), п. Дринчич («Амкар»), в. Заболотный («Зенит»).

«ЗЕНИТ»: з. Ламб («Орхус»), н. Кержаков («Динамо» М)

«ЛОКОМОТИВ»: п. Тарасов («Москва»), п. Игнатьев («Крылья Советов»), п. Алиев («Динамо» К)

ЦСКА: в. Чепчугов («Сибирь»), з. Набабкин («Москва»), н. Олисе («Мидтъюлланд»), п. Хонда («Венло»), н. Думбия («Янг Бойз»), п. Дзаламидзе («Байя»).

«МОСКВА»: н. Блатняк («Химки»)

«САТУРН»: п. Кудряшов («Луч-Энергия»), п. Бояринцев («Спартак» М)

«ДИНАМО»: з. Епуряну, п. Самедов, п. Чеснаускис (все – «Москва»), п. Кириллов («Химки»), н. Воронин («Ливерпуль»), п. Семшов («Зенит»)

«ТОМЬ»: п. Ким Нам Иль («Вессел Кобе»), з. Джиоев («Кубань»), н. Шин Йон Рок («Бурсаспор»)

«КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ»:

«СПАРТАК-НАЛЬЧИК»: з. Деяк («Войводина»)

«ТЕРЕК»: з. Ятченко, н. Асильдаров, з. Феррейра (все – «Спартак-Нальчик»), п. Маурисио («Флуминенсе»)

«АМКАР»:

«РОСТОВ»: з. Хагуш («Кубань»), п. Иванов («Крылья Советов»), з. Григалава («Москва»), з. Гионя («Стяуа»), н. Адамов, п. Калачев (оба – «Крылья Советов»), в. Радич («Спартак-Нальчик»), з. Прошин («Алания»), в. Кабанов («СКА-Энергия»).

«АНЖИ»: з. Шукюров («Интер» Б), з. Пекович («Войводина»), п. Догузов («Автодор»), н. Голенда («Спарта» П), п. Стрельцов («Химки»), в. Ревишвили («Рубин»).

«СИБИРЬ»: в. Солосин, з. Климавичюс (оба – «Урал»), з. Васильев («Носта»), п. Чижек («Яблонец»), н. Антипенко («Химки»), п. Нагибин («Чита»), з. Валентич («Алания»), н. Шевченко («Кубань»), з. Колесников («Луч-Энергия»), в. Ковалевски («Ираклис»).