Ликвидация. Фанаты «Москвы» легли на пост

CОБЫТИЕ НЕДЕЛИ ЛИКВИДАЦИЯ. Клубный сайт, как тот радист с «Титаника», стучавший SOS, когда корабль шел ко дну, аккуратно продолжал писать хронику последних дней «Москвы». Клуб тонул красиво. Прекрасно отлаженная машина получила команду на самоуничтожени
news

CОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

ЛИКВИДАЦИЯ. Клубный сайт, как тот радист с «Титаника», стучавший SOS, когда корабль шел ко дну, аккуратно продолжал писать хронику последних дней «Москвы». Клуб тонул красиво. Прекрасно отлаженная машина получила команду на самоуничтожение и даже это действие выполняла предельно четко.

«Сотрудники ФК «Москва» получили уведомления об увольнении…» – возникло на сайте 12 февраля. В тот же день десяток отчаянных фанатов объявили голодовку…

ДИПЛОМАТИЯ, ОДНАКО…

Пролистаем последние страницы дневника умирающего.

29 января. Новичок Блатняк сообщает: настроение поднимается не по дням, а по часам. «У нас неплохая команда, самый лучший в России тренер. Так почему бы не показать хороший результат?»

3 февраля. Команда прилетела с Кипра, в аэропорте – толпа с флагами. Прилетевший чуть позже Гус Хиддинк: меня встречают? Нет, «Москву»!

Следующий день принес «толпе» две новости, от которых заклинило мозги. Первая: играем – получили лицензию. Вторая: не играем – «Норильский никель» закрыл финансирование. Брехня, говорили оптимисты. Нельзя одновременно заявляться и топиться. Оказалось, можно.

5 февраля. «Никель» на пресс-конференции устами ответственного за спортивные проекты Леонида Исаковича объявил: «Москвы» в премьер-лиге не будет. «А где будет?» – «А черт его знает!» – «Так вы ликвидируете клуб?» – пытали Исаковича журналисты. «Нет, это не ликвидация, а реорганизация». Так впервые прозвучало таинственное слово «реорганизация».

– Дипломатия! – пояснил мне бывший президент «Москвы» Юрий Белоус. – На самом деле речь идет однозначно о ликвидации. Нельзя ведь взять и закрыть клуб. Тогда футболисты уйдут бесплатно. Нужно какое-то время, чтобы продать игроков. Назвали это реорганизацией, звучит гуманно…

Кроме игроков-то у клуба ничего нет?

– Есть автобус, но его можно и не продавать – пригодится «Норильскому никелю». Базу в Мячково тоже, насколько я знаю, перепрофилируют.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

В тот же день, 5 февраля, игроки «Москвы» ответили «Никелю» открытым письмом (похоже, оно давно лежало под сукном). «Не хотим себя чувствовать «непрофильным активом», от которого в любой момент можно избавиться…»

Тем временем во Владикавказе намечался праздник – «бронзовая» в первой лиге «Алания» автоматически занимала место «Москвы» в «вышке». «Не торопитесь!» – грозил из Москвы президент «Москвы» Игорь Дмитриев и намекал на некоего могучего инвестора. Оказалось, это компания «Конверс Груп», давно уже примерявшая «Москву» на себя. 7 февраля она официально (письмом) заявила: готова купить клуб. Тем же днем повеселевшая «Москва» полетела на второй сбор в Турцию. Однако «Никель» молчит. Наконец 10 февраля огорошивает (через Исаковича): письмо получили, но «обсуждать судьбу клуба мы не намерены, к коммерческому предложению такое письмо никакого отношения не имеет». Как не имеет?! – возопили болельщики «Москвы». Когда же определять цену клуба, как не во время «обсуждения», то есть переговоров! Но в этот день по «Москве» пальнули дуплетом: еще и министр спорта Виталий Мутко заявил, что тонущим «Крыльям» помогут, клуб-де имеет мощную социальную основу, «Москва» же – другое дело…

Сразу же увольняется (по мнению болельщиков, дезертирует) президент «Москвы» Дмитриев – переходит в «Никель», чтобы курировать «реорганизацию». На его место приходит юрист Владислав Плотников. Он-то и приказывает отпечатать увольнительные…

Звонок Дмитриеву:

Еще есть надежда сохранить клуб?

– Без комментариев…

Что такое реорганизация? Все поняли, то это все-таки ликвидация…

– Без комментариев…

Ваша нынешняя задача – тоже без комментариев?

– Без комментариев… Вы хотите, чтобы я диссидентом стал? Посмертно героем (смеется).

Настроение?

– Нормальное… масленица.

НА БЕТОНЕ

Фанатам «Москвы» было не до масленицы с ее блинами. Они объявили… голодовку до победного конца.

– Начинаем бессрочную! – объявил по телефону главный болельщик «Москвы» Василий Петраков. – Сейчас обустраиваем помещение – бетонный пол, надо накидать матрасов. Но в понедельник переезжаем в более цивильное помещение – один клуб в центре Москвы выделяет. Там будут установлены камеры, чтобы все видели – действительно голодаем. Голодовку начинаем в восемь вечера, приезжай! Это рядом с метро «Кожуховская»…

Еду, гадаю, что же это за помещение с бетонным полом – подвал, что ли? Оказывается, квартира – «двушка» на капремонте. Голые стены, голые полы, лампочка на шнуре, из обстановки только столик (на него поставят телевизор для голодающих), зато штабелями – мешки с цементом… Нет, в главной комнате стены не голые: завешаны флагами, баннерами, и в центре «композиции» – огромный Божевич. Да и пол под голодающими голый только наполовину – лежать будут на куске линолеума. Его подметает парень…

В коридоре кто-то в красном «раскрывал глаза» фотокору ИТАР-ТАСС (нас от прессы было двое). ТАССу – до лампочки, но парню в красном надо было выговориться: «Дело пахло политикой. «Москва» стала заложницей ситуации – кто-то наверху решил, что «Алания» должна быть в премьер-лиге. У нас есть информаторы оттуда. Да и Габулов две недели назад сказал (читали?): «Алания» будет в премьер-лиге. Откуда он это узнал? Узнал, потому что осетин… Ведь дают «Никелю» деньги за клуб – не берут!»

НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ

Народу прибавляется. Убегает куда-то Петраков, возвращается с подстилками и тюфяками под голову. Приходит с матрасом хозяин квартиры – Петр Соболев, 15 лет на ЗИЛе холодильники штамповал. «Моя квартира была крайним вариантом, но другого помещения не нашли. Остановил ремонт на два дня, отпустил рабочих. Но отступать дальше некуда, нельзя терять ни дня!»

В ванной Петраков проводил инструктаж: «Вот ведро – туда справлять нужду! Потом ведро выливать в унитаз». Унитаз стоял голый – без сантехники.

Большой-то нужды, наверное, во время голодовки не будет?

– Нет! – говорит авторитетно мужик в красном (видно, не в первый раз голодает). – Первые два дня организм будет освобождаться…

Кто-то читает вслух из «Советского спорта» слова «реорганизатора» о голодовке: « подобное проявление протеста неприемлемо».

– Кто это сказал? – встрепенулся подметающий.

– Исакович.

– Да видел я этого Исаковича! Ему самому поголодать не помешало бы!

Петраков: «Помню, в 1981-м ирландцы голодали. По телевизору рассказывали каждый день. Потом кто-то умер – на сорок восьмой, что ли, день. Я все удивлялся. Не думал, что самому придется…»

С лоджии вместе с дымком сигарет доносился смех. Умирать никто не собирался.

ДОЖИТЬ БЫ ДО ПОСТА…

Торжественная часть: Петраков читает открытое письмо властям с тремя пунктами. Первый – «требуем уважать российских болельщиков», ради которых весь футбол и все чиновники и существуют. Второй – не убивайте «Москву»! Третий – требуем встречи с президентом РФС Сергеем Фурсенко… «Кто-то хочет добавить? Нет? Тогда расписывайтесь!»

Письмо с двенадцатью автографами вручается прессе. Две росписи почти одинаковые, только под одной из них в скобках – «старый». Это отец и сын Швадроновы.

Далее небольшая пресс-конференция – лежа, как и полагается на голодовках протеста.

Сейчас выходной. А как же голодать в рабочие дни?

– Отпросимся!

Вот Василий рассказал: на сорок восьмой день может случиться «выносите тело…»

– Клуба не будет. Для чего тогда жить?!

Были какие-то альтернативы голодовке?

– Да разные! Мы выбрали самый мирный путь.

Тут папа с сыном. А что сказала мама?

– Мама знает, что мы пойдем до конца, – говорит папа, играя желваками.

Мужики, а если все-таки закроют клуб?

– Зачем думать об этом? С такими мыслями лучше на голодовку не идти.

Василий, а ты голодаешь?

– Конечно! Главное – до понедельника дожить, а потом все нормально (общий смех). Ведь пост начнется. Если бы начали в понедельник, то это было бы лукавством, люди сказали бы: полстраны голодает. А сейчас народ блины с икрой ест...

Я уезжаю, вдогонку летит: «Враг не пройдет! Победа будет за нами!» Хотя, по-моему, всем понятно, что и враг пройдет, и победы не будет…

ЗВОНОК В ТУРЦИЮ

А как поживают в условиях «реорганизации» игроки?

«ССФ» позвонил в Турцию вратарю Антону Амельченко.

– Нормально поживаем! Играем, тренируемся. Неизвестно, будет «Москва» играть или нет, но мы-то играть будем – надо поддерживать форму… Хорошо, что у клуба нет долгов перед нами. Но непонятно, как мы будем уходить из команды – за деньги или отпустят как свободных агентов. Нам последний вариант лучше – ведь все команды уже укомплектованы и лишних денег ни у кого нет.

МНЕНИЕ

ЧТО ДУМАЕТ О СИТУАЦИИ ПРОФСОЮЗ ФУТБОЛИСТОВ

Председатель профсоюза Владимир Леонченко:

– Акционеры «Москвы» не нарушили никаких футбольных законов, потому что нигде не прописано, когда можно объявлять о снятии с чемпионата. Получается, в любой момент можно отказаться от финансирования клуба. Никаких обязательств не существует. Подписываются контракты с игроками на длительный срок, но можно их и не выполнить, если объявить себя банкротом или потерять профессиональный статус. Тогда взыскать долги с клуба совершенно невозможно, если у клуба нет никаких материальных активов. Яркий пример – ФК МВД. Игрокам «Москвы» еще повезло, что им практически ничего не должны. Мы еще в 2008 году призывали клубы и РФС совместными усилиями разработать требования к клубам, которые позволили бы избежать подобных ситуаций, как сейчас с «Москвой».

PS

В воскресенье утром на квартиру к голодающим заглянул капитан «Москвы» Юрий Жевнов. Сказал: «Держитесь! Молодцы!» – и поехал в аэропорт, чтобы лететь к команде в Турцию. «Очень поднял настроение ребятам… Однако немножко живот подтягивает», – признался Василий Петраков.