Операция «Выбери преемника»

Сергей Фурсенко своевременно сказал все то, что нам важно было услышать. Поиск нового тренера для сборной будет активным. Нет принципиальной разницы, российский специалист или иностранный. Критерий выбора – тренер должен быть калибра Хиддинка. И важно со
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
СБОРНАЯ РОССИИ

Сергей Фурсенко своевременно сказал все то, что нам важно было услышать. Поиск нового тренера для сборной будет активным. Нет принципиальной разницы, российский специалист или иностранный. Критерий выбора – тренер должен быть калибра Хиддинка. И важно создать преемственность на пересменке.

Решусь разве что самую малость дополнить президента РФС. Стоит поглубже покопаться в профессиональных и личных качествах кандидатов, не поддаваясь магии имен (именно это и станет активным выбором). И обратить особое внимание на способность управлять футбольным разумом команды и ее волей. У нас, увы, была по этой части хроническая недостача и при Хиддинке, и до него.

В АДВОКАТЕ НЕ НУЖДАЕМСЯ

Одним словом, это должен быть глубокий выбор. Калибр в тренерском деле, живом и хрупком, – величина переменчивая. Да и много ли в мире репутаций, равноценных хиддинковской, – особенно если не брать в расчет, как ее на наших качелях раскачало-расшатало? На пальцах руки можно сосчитать подобных мастеров универсального профиля. И все они сейчас при деле более надежном и менее хлопотном, чем лечить нашу головную боль. И получается, что придется делать сложный выбор. Собственно, выбор из категории простых, по-моему, существует один-единственный. Его зовут Дик Адвокат.

Говорим «Фурсенко» – подразумеваем «Сарсания». Говорим «Фурсенко и Сарсания» (а Константин Сергеевич уже у президента РФС в советниках) – подразумеваем «Адвокат». В «Зените» этому тройственному союзу пусть не сразу, но удалось, можно считать, все задуманное.

И тоже голландец. И игра «Зенита» народу определенно нравилась. Я к тому напоминаю об общеизвестном, что кандидатура Адвоката органично подверстывается к тезисам, оглашенным Фурсенко. Калибр. Преемственность. А активность, по этой логике, предполагает работу по изъятию Дика из сборной Бельгии.

И даже рабочие российские векторы у Гуса и Дика совпадают. Оба довели свою гуманитарную помощь до нашего изощренного ума где-то на середине отмеренной им дистанции. Их совокупные успехи уложились в осень-2007 – лето-2008-го. До и после было не совсем то – или совсем не то.

Про Гуса уже неактуально. Давайте вспомним характерное для Дика. Он качественный постановщик игры, это без вопросов, – знает, чего хочет. Даже более тщательный и упорный постановщик, чем Гус. Но это его качество дало всходы в клубе, на ниве непрерывных каждодневных репетиций. Зато вот способность Дика управлять волей команды так и оставила после его торжественного прощания с Питером ворох недоуменных вопросов. «Зенит» проявил себя хватким молодцем в контексте чемпионского рывка длиной без малого в круг – и еще в захватывающей кампании по овладению Кубком УЕФА. Но в остальном «Зенит», на удивительном разительном контрасте, зарекомендовал себя командой-транжирой, не умеющей побеспокоиться о результате.

В режиме кратковременных рабочих контактов с игроками преимущества Адвоката скорее всего подтают, а его недостатки укрупнятся. Учтем также характерную склонность Дика подстилать себе соломку, то и дело жалуясь на нехватку подходящих игроков. А в сборную других не купишь на стороне, как любит приговаривать Виталий Мутко, «других игроков у нас нет». Начнет наш центр обороны воплощать политику «открытых дверей», как «Зенит» времен Хагена, – и что с этим делать Дику, не охочему подтягивать молодых-сыроватых и разворачивающему команду преимущественно на атаку? Только и будет оправдываться-сетовать.

Впрочем! Я сниму все свои сомнения в том случае, если Фурсенко лучше, чем все мы, знает, как получить от Адвоката нужный результативный эффект. Вообще говоря, очень хочется, чтобы президент в РФС знал больше обо всех своих кандидатах и копал глубже, чем это делаем мы.

НАСЛЕДНИК ГУСА ПО ПРЯМОЙ

Если по существу тренерской профессии, по духу и философии, то органичный наследник Хиддинка и самый что ни на есть его преемник – Миодраг Божович. Но сразу вопрос про калибр, верно?

А что калибр? Нам ведь сейчас важно не то, что было когда-то, а то, что свежо. Свежо же следующее: работая в России полтора сезона на параллельных курсах с Адвокатом, черногорец силами и «Амкара», и «Москвы» обгонял «Зенит» голландца. И сравнение клубных ресурсов-возможностей доводит счет в пользу Божовича до крупного.

Преимущества Миодрага прямо бросаются в глаза. Он самый быстрый тренер из всех иностранцев, каких мы узнали на своих оселках. Во всяком случае он придавал игре своих команд четкий контур и вносил в нее нужный нерв за кратчайшее время. Он по-мужски достойно ведет себя в разного рода переплетах и по-славянски, нам по-родственному, остроумен. В качестве сильнейшего аргумента: игра команд Божовича, как сказал однажды Юрий Александрович, да будет ему земля пухом, настолько правильно выстроена, что ни прибавить, ни убавить.

И вот что еще очень существенно: работа со сборной России предоставляет Миодрагу грандиозный шанс, она содержит отличный люфт для того, чтобы заявить о себе громко. Вряд ли где-то еще, кроме, возможно, родных балканских краев, Божовича отметили-оценили в той же мере, как у нас, никто в Европе особо к «Амкару» и «Москве» не присматривался.

Но этот выбор – сложный. Во-первых, сам Божович как-то бросил, что работа со сборной, работа фрагментарного практического характера, – не для него пока. Во-вторых, размышляя о черногорском тренере для сборной России, нам придется сильно постараться смирить гордыню. Одно дело голландец, посланец знатной футбольной страны…

Но если придется все-таки обратиться к иностранцу, о Божовиче надо обязательно подумать. Потому что ни одному спецу из разряда «западных» не удалось до сих пор быстро и ловко взять нашего норовистого быка за рога. А отбор к Евро не допустит промедления. Один матч прохлопаем, другой – и лови воздух.

РОССИЙСКИЙ ВЫБОР – В ТУМАНЕ

Какова диспозиция среди наших, незаемных? Слуцкий и Кобелев – это пока, образно говоря, бутоны. И для обоих нынешний сезон станет определяющим, а то и решающим в формировании репутации. Совсем не время их беспокоить.

Газзаев? Ну да, он всегда актуален. Но Валерий Георгиевич как-то уж больно нехорошо оставил сборную в 2003-м, в самую сложную отборочную пору. И многовато у него трений с игроками. И напряженка с работой под давлением – а давление на сборную будет только нарастать.

Вероятно, не стоит совсем пренебрегать, взвешивая выбор, кандидатами старой закалки. У Гаджиева и Непомнящего уж точно не отнимешь ментальной устойчивости и выдержки, равно как и основательных знаний. За игровой разум команды с одним из них можно будет не беспокоиться. Но в какой мере эти приятные люди окажутся способны управлять командной волей – большой вопрос…