Спортивный директор «Динамо» Константин Сарсания: Паспорт тренера сборной не важен

13 февраля Гус Хиддинк объявил об уходе из сборной России, а уже 17-го числа подписал двухлетний контракт с турецкой федерацией футбола. Как это отразится на нашей национальной команде, какой работы ждать от голландца до конца июня, пока не истечет согла
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
СБОРНАЯ РОССИИ

13 февраля Гус Хиддинк объявил об уходе из сборной России, а уже 17-го числа подписал двухлетний контракт с турецкой федерацией футбола. Как это отразится на нашей национальной команде, какой работы ждать от голландца до конца июня, пока не истечет соглашение с нашей федерацией, и кому его, Хиддинка, у штурвала менять – в интервью «Советскому спорту» рассуждает спортивный директор «Динамо» и советник президента РФС по спортивным вопросам Константин Сарсания.

«СБОРНАЯ РОССИИ ДЛЯ ГУСА – УЖЕ ПРОЙДЕННЫЙ ЭТАП»

– Результат работы Хиддинка известен – в первом отборочном цикле сборная прошла отборочный турнир, а на Евро вышла в полуфинал, но затем команда не попала на ЧМ. Каково ваше видение работы Хиддинка в сборной, какое наследие Гус оставляет после себя? Чем пахнет сборная после четырех лет работы голландца?

Уверенностью в своих силах. Футболисты поняли, что такое европейский менталитет, когда эту уверенность приносят в команду не постоянным контролем и давлением, а, наоборот, доверием и профессионализмом. Команда раскрепостилась и поверила в себя. Это отражалось и на поле – даже в матчах с Германией и Англией команда выходила на поле с мыслью только о победе. Еще совсем недавно об этом и подумать было нельзя. С другой стороны, уверенность в стыковых играх со Словенией переросла в самоуверенность. И это очень серьезный урок на будущее. Нашу команду по-прежнему может обыграть любой соперник. Прежде всего за счет того, что больше нас хочет добиться победы. Что и произошло в Мариборе.

– Владимир Абрамов, известный спортивный агент, рубит период работы Хиддинка на два «полена» – двухлетний срок первого контракта, когда Гус работал ответственно, и такой же срок второго контракта, когда голландец, на его взгляд, откровенно халтурил. Ваше мнение?

– Очень упрощенный подход, полагающийся только на достигнутый результат. В принципе результат-то в двух отборочных циклах вполне мог быть и одинаков, не приложи хорваты максимум усилий в игре с Англией. А то, что Гус в первые два года был более сконцентрирован, естественно: все новое интересно, надо как можно быстрее найти какие-то постоянные величины, от которых впоследствии можно отталкиваться.

– Понятно, чего может за последние пять месяцев требовать Гус, – денег по контракту. Непонятно только, чего от него может требовать федерация.

– А что можно требовать, когда человек уже со всем определился? Контракт с другой сборной подписан, и все мысли в таких ситуациях уже о будущем. Сборная России для Хиддинка – пройденный этап.

– Что в практическом смысле для сборной России и РФС означает подписание Хиддинком контракта с турками?

– Могу только предположить, что в ближайшее время контракт может быть и вовсе разорван – причем самим Гусом.

– 25 февраля пройдет Исполком РФС. Это, на мой взгляд, последний шанс для того, чтобы услышать от Гуса отчет о его работе в России. Позовем ли, придет ли?

– Не знаю, стоит ли звать на исполком и есть ли шанс, что придет. Но отчеты тренеров перед федерацией после завершения отборочных циклов либо крупных турниров – обычная практика в Европе. Точно знаю, что в Германии и Франции такие отчеты обязательны. В России контракт был составлен очень односторонне, в результате чего федерация не могла, по сути, ничего требовать с главного тренера сборной.

– Что должно быть в этих отчетах?

– Видение тренером причин того или иного результата и его пожелания – что было упущено в прошедшем отборочном цикле и что необходимо исправить в другом. Такие отчеты были обычной практикой во времена СССР. На мой взгляд, отчеты главного тренера сборной о проделанной работе перед членами федерации должны стать обязательными.

– Исходя из логики событий есть большая вероятность того, что в конце мая Гус разорвет контракт с РФС и возглавит одну из сборных, которые поедут на ЧМ. Допускаете такой вариант?

– Конечно, допускаю. Понятно, что тренер обладает должным профессионализмом и с уважением относится к сборной России. Но, на мой взгляд, как только он принял решение об уходе, а затем и подписал контракт с другой федерацией, именно она и выходит для тренера на первое место.

«КАНДИДАТУРА ГЕРЕТСА? МИМО!»

– Неделю назад «Советский спорт» опубликовал фамилии трех кандидатов на пост тренера сборной – Дик Адвокат, Валерий Газзаев и Эрик Геретс. Ваше мнение о шансах претендентов?

Выскажу свое личное мнение – Геретса не стоит рассматривать. Потому что у него нет опыта работы со сборной, серьезных достижений на клубном уровне. Адвокат и Газзаев такие достижения имеют.

– В принципе из того, что вы сказали, понятно – и Божович тоже мимо.

– Да. Каждое решение надо логично обосновать. Нельзя просто сказать: вот Божович – классный тренер. Я очень уважаю Миодрага как тренера, считаю его хорошим специалистом, но как обосновать этот выбор применительно к национальной команде? Он работал со сборной? Нет. Завоевывал титулы в России, в Европе? Нет. Миодраг приводил команды со средним подбором игроков к довольно высоким местам в чемпионате России. «Амкар» в 2008-м финишировал четвертым, «Москва» в прошлом сезоне стала шестой. Но, если назначение Божовича состоится, что скажут наши тренеры, имеющие в своем резюме более высокие достижения?

– Что вообще должно быть в резюме тренера, претендующего на пост главного тренера сборной?

– Стабильно высокие результаты. Важна и его совместимость с игроками, которые составляют костяк сборной, его взгляды на футбол. Возраст, наконец, – надо ориентироваться на амбициозную задачу, которую поставил президент РФС Сергей Фурсенко – победа в ЧМ-2018.

– То есть все, все, кто старше 60, в зоне риска? Надо найти тренера, у которого хватит сил через 8 лет поднять Кубок мира над головой?

– (Смеется.) С этим проблем не будет – два года назад испанец Луис Арагонес, которому уже за 70, легко справился с этой задачей на Евро.

– В принципе картина вырисовывается такая – тренер с титулами, с опытом работы в сборной и возрастом чуть за пятьдесят?

– В общем и целом – так. Но это, подчеркну, только мое мнение. А возраст в принципе не критичен – если тренер способен качественно работать и в 60 лет, то почему бы и нет?

– Что скажете о кандидатурах Адвоката и Газзаева?

– Обе кандидатуры, если они будут выдвинуты, вполне логичны. Тренеры, возможности которых хорошо известны, которые имеют титулы, опыт работы со сборной.

– Отдельно, наверное, стоит поговорить о кандидатуре хорошо вам знакомого Адвоката.

– Дик хорошо знает наш футбол, выиграл с российским клубом трофеи, работал со многими игроками, которые вызываются в сборную. Поэтому его кандидатура, если она будет предложена, выглядит понятной и логичной.

– Дискуссия вокруг будущего назначения постепенно может свестись к противопоставлению «иностранец – россиянин». Вы за кого?

– Более логично говорить не о паспорте тренера, а о качестве работы и требованиях к нему. Если тренером сборной будет иностранец более высокого уровня, чем россиянин, то почему бы и нет?

– После того, как стала известна сумма контракта Хиддинка, вряд ли уместно говорить о том, что Россия для иностранцев по-прежнему является медвежьим углом. Уместно ли говорить, что она теперь видится страной дураков?

– Ни то, ни другое. Все, конечно, в курсе подробностей контракта Гуса – такие вещи довольно быстро становятся известны. Но ведь у тренеров есть понимание и того, что контракт Хиддинка оплачивал его друг Роман Абрамович. И сейчас, на мой взгляд, вряд ли кто-то из тренеров может потребовать себе такой контракт.

«КОНТРАКТ ДОЛЖНЫ СОСТАВЛЯТЬ НЕ ТОЛЬКО ЮРИСТЫ, НО И ПРОФЕССИОНАЛЫ»

– Кандидатура Бышовца уже выдвинута. Он во всяком случае считает, что «побольше многих достоин» этой должности? Что скажете?

– Квалификация Бышовца сомнению не подлежит, он выиграл Олимпийские игры, но это было 22 года назад, и Анатолий Федорович уже давно не работает. Это может стать проблемой, если кандидатура Бышовца вообще будет рассматриваться.

– Так ли важно, сколько времени проводит тренер сборной в стране, и надо ли это условие прописывать в контракте?

Безусловно, важно и должно быть прописано в контракте. А сам контракт должны составлять не только юристы, но и профессионалы. Он, контракт, на мой взгляд, должен быть максимально формализован – после предыдущего соглашения, когда у федерации было много обязанностей, но почти не было прав, это очевидно. Не стоит стесняться прописывать в соглашении все, вплоть до участия в мероприятиях, которые популяризируют футбол. Договор должен максимально защищать интересы не только тренера, но и работодателя, то есть федерации.

– Когда, на ваш взгляд, должно состояться назначение?

– С одной стороны, как можно быстрее. С другой – не вижу ничего страшного, если тренер приступит к работе уже после ЧМ, если он поедет туда вместе с командой, в которой работает сейчас. Такая же ситуация была в 2005 году. Тогда на начальном этапе поиска и переговоров Адвокат принял наше предложение, хотя и работал тренером в Южной Корее. Затем выбор пал на Хиддинка, но и он включился в работу после чемпионата мира, куда поехал с Австралией. Главное, о чем хочу сказать, – нам не стоит себя недооценивать. Футбол в России за последние годы шагнул вперед, есть успехи как у клубов, так и у сборной, так что наша страна является для большинства специалистов даже самого высокого уровня очень привлекательным вариантом продолжения карьеры.

– Пальцем помани – и прибегут?

– Очень циничная фраза. Но в принципе в большинстве случаев так и происходит.