Нападающий «Рубина» Александр Бухаров: Иду на таран, как… «Камаз»!

24-летний Александр Бухаров – один из лучших бомбардиров в России и одновременно с тем один из многострадальных: из-за серьезных травм пропустил около двух лет карьеры. Александр верит, что 2010 год станет для него прорывом – обретет твердое место в осно
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

24-летний Александр Бухаров – один из лучших бомбардиров в России и одновременно с тем один из многострадальных: из-за серьезных травм пропустил около двух лет карьеры. Александр верит, что 2010 год станет для него прорывом – обретет твердое место в основе «Рубина» и закрепится в сборной. Он и начал залихватски, оформив дубль в первом матче российского футбольного сезона «Рубин» – «Хапоэль». Для нового тренера сборной готов «джокер»?..

«ОЛИМПИАДА – ЕЖЕДНЕВНОЕ РАССТРОЙСТВО»

На предложение об интервью он отреагировал встречным предложением: «А давайте завтра». Уже потом выяснилось: Александр наблюдал по телевизору за эстафетой мужчин-биатлонистов на 30 километров. Болел, никак не мог отвлечься.

– До финиша Устюгова я не дотерпел – заснул, – признался мне Александр на следующий день. – Наверное, так было лучше. Наши упустили серебро, и я бы опять расстроился. Когда утром узнаешь о подробностях неудач, все же спокойнее воспринимаешь, чем в «прямом эфире». Эта Олимпиада каждый день расстраивает, все не так…

– По-вашему, в чем причины? Ведь ваше поколение проигрывает.

– Мое… Я сейчас детство вспоминаю, Олимпиады, чемпионаты мира. Болел за наших, и они все время побеждали в гонках. А сейчас явный кризис. Что ни трансляция – шок. Я не считаю, что это – историческая закономерность. Да, в нашем детстве не было идеальных условий в спортивных школах, да и тренерам платили неважно. Но нельзя говорить о том, что в Канаде, Германии и так далее все идеально. Надо спрашивать по сегодняшнему дню: может, не так тренировались? Или просто не везет? Но у меня есть ощущение, что мы стали уступать в настрое, в заряженности на победу.

Обиднее всего за хоккеистов. В сборной играют мои друзья из «Ак Барса» – Морозов, Зарипов… Ночную трансляцию игры с канадцами не смотрел – мы на сборах, режим не нарушаем. Наутро посмотрел в записи первый период и ужаснулся. А канадцы заставили себя уважать. Они с таким настроением вышли на игру, даже с монитора это чувствовалось.

Неудачу хоккеистов как свою переживаю. У нас с ребятами из «Ак Барса» это взаимно. Знаете, Леха Морозов сам не свой был после Словении. Мы с ним вместе трансляцию из Марибора смотрели…

«ХИДДИНК ИМЕЕТ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО НА ЧМ»

– 3 марта состоится матч Венгрия – Россия. Зачем он нам нужен? Чтобы попрощаться с Гусом?

– Полагаю, эта дата изначально была в плане подготовки к чемпионату мира. Товарищеские матчи необходимы, нам надо чаще встречаться. И мне очень хочется как-то проявить себя в предстоящей игре. Правда, с течением сборов все чаще задумываешься о выходном: у «Рубина» серьезные нагрузки, участие в Лиге Европы…

– Хиддинк уходит. Как вы восприняли эту новость?

– Так же, как и все ребята. Хиддинк – хороший тренер, всем было приятно с ним поработать. Я испытываю большое расстройство – скорее не от того, что он уходит, а от того, что не попали на чемпионат мира.

– Что вам навсегда запомнится из общения с Гусом?

– Один наш разговор. Хиддинк призывал меня быть более темпераментным на поле.

– Кто он для вас – учитель, философ?

– Просто один из тренеров, которые были и будут в моей карьере. Я не так долго работал с Хиддинком и провел всего лишь один матч.

– Ваш дебютный матч с Азербайджаном (1:1) еще долго будут поминать недобрым словом. Настроя не ощущалось.

– Надо же, какие разные ощущения. Я чувствовал игру так: накал, все стараются. У Азербайджана был бешеный настрой. Но мы не смогли наиграть на победу. А болельщикам обидно. Если бы пенальти забили, игру восприняли бы совершенно иначе.

– Как вы считаете, Хиддинк имеет моральное право возглавить сборную Кот-д’Ивуара? Получается, он поедет на чемпионат мира, а мы – нет.

– С профессиональной точки зрения это будет абсолютно правильное решение – поехать в ЮАР. Я пойму его выбор. Как можно пропускать такой праздник? Все футбольные люди мечтают на нем оказаться. Но у болельщиков может быть другое мнение.

– Будь вы спортивным функционером, какой путь избрали бы – продолжение голландской сказки, но уже с Адвокатом, или возвращение к проверенному Газзаеву?

– Мне кажется, правильность выбора не зависит от национальности человека и школы. Главное, чтобы последователь смог так влиться в сборную России, как это удалось Хиддинку.

«СЕМАК ИДЕАЛЕН В ЖИЗНИ И НА ПОЛЕ»

– Сформулирую вопрос проще некуда: ведь не просто так Бердыев терпел 15-градусный мороз в летнем пиджаке?

– Вы про домашний матч с «Хапоэлем»? Конечно, все не просто так. Приметы на удачу... Мы спокойно к этому относимся. Это не повод для удивления, шуток и так далее. Скажу больше – мы на турецких сборах уже который год в одном и том же отеле размещаемся.

– Его название – «Адора». Как правило, в нем селятся молодежные команды, первый дивизион… Скромные условия для чемпиона России!

– «Рубин» может себе позволить и более дорогостоящие варианты с пятью звездочками, но у тренера своя точка зрения. Я тоже думаю: изыски в нашем деле не играют никакой роли. Первостепенное значение имеет качество полей.

– Ваш первый гол «Хапоэлю» после паса из глубины Семака – наигранная комбинация?

– Именно так. В данном случае не Семак должен был отдавать пас, а кто-то из других полузащитников. Но Сергей такой: весьма чуток к открываниям партнерам, пасует своевременно. У нас с Семаком появилась сыгранность, неплохо чувствуем друг друга. Кстати, на сборах живем в одном номере.

– У Семака множество положительных качеств, и, должно быть, он благотворно влияет на ваше воспитание.

– Однозначно! Он для меня как учитель. Не хотелось бы превозносить товарища, но ведь он действительно идеален: ведет себя по-мужски, сдержан, умен, воспитан. Не постесняюсь сказать, что многому учусь у него. И в футболе равных ему по отдаче найти трудно. Допустим, у меня что-то не получается, и я иной раз расстраиваюсь, останавливаюсь. А он никогда не расслабится! Бегает, работает. Даже если матч со Словенией вспомнить. Сергей в трудный момент вышел, и команда даже в меньшинстве преобразилась. Но что теперь – все равно остались без путевки на чемпионат мира.

– Удивила история: Хиддинк неожиданно передал капитанскую повязку от Семака Аршавину. Не обсуждали в команде, какие были для того основания?

– Когда я приехал в сборную, капитаном был Аршавин. О передаче повязки никто не говорил и не привлек моего внимания.

«КАМАЗ» БУДЕТ ПОМОЩНЕЕ МЕНЯ»

– Какое у вас прозвище в команде?

– Сокращенное от фамилии. Бухар.

– Редкий для «Рубина» случай: вы – местный.

– Да, из Набережных Челнов. Родился и вырос в Татарстане, пригодился здесь. Гордость берет, чего уж там…

– Языком татарским владеете?

– Понимаю кое-что, но говорю плохо. Быструю речь не понимаю. Мой отец – русский, мать – татарка. С нашей фамилией вообще связаны забавные воспоминания. Узбеки, которые учились с отцом в институте, тянулись к нему, думали, что соотечественник. Фамилия им нравилась – родственная от города Бухара.

– Кухню какую предпочитаете – татарскую?

– Мама хорошо готовит. И меня научила. Мое любимое блюдо – манты, я его сам готовлю. Угощаю гостей пельменями собственноручного приготовления.

– На «КамАЗе», которые в Челнах собирают, когда-нибудь катались?

– И не раз. Это редкость, чтобы житель Челнов не катался на «КамАЗе». Правда, за руль не садился.

– Что же так?

– Перед переключением скорости надо перегазовать два раза. Я не смог в этой схеме разобраться, непривычно как-то.

– Родственники заняты на производстве?

– Друг один. И очень много знакомых.

– «КамАЗ» – благородная машина, участвует в ралли «Париж – Дакар». Какие качества с этим грузовиком у вас схожи?

– Ну, может, мы оба таранного типа. «КамАЗ», конечно, помощнее будет. Ну, а я уменьшенная копия, ха-ха.

– Ваш бич – травмы. Два года в «Рубине» из-за них потеряли. И даже легендарный матч в Барселоне из-за них пропустили.

– В самом деле примерно два года. И это много. Сколько всего без меня прошло. Было тяжело возвращаться на прежний уровень. По себе знаю, как это тяжело – месяцы напролет заниматься восстановлением. Поэтому спешу адресовать слова поддержки Роме Шаронову (защитник «Рубина» из-за травмы колена выбыл на длительный срок.Прим. ред.). Пожелаю ему не повторить моих ошибок. Рецидив, который я в 2007-м получил, моя вина. Несерьезно отнесся к периоду восстановления. Надеюсь, у Ромы все будет в порядке, в тренажерке с утра до вечера трудится. Несмотря на длительный срок лечения, он не потеряет связи с командой.

«ПОРА УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ»

– О Шаронове рассказали. А как компенсируется потеря Домингеса, перешедшего в «Валенсию»?

– Потеря ощутимая. Но и без Домингеса мы можем показывать хороший футбол. Секрет «Рубина», его козырь – дисциплина, коллектив. Если хоть один из нас расслабится на поле, то и Месси не поможет.

– Со стороны кажется, что «Рубин» всегда прикладывает усилий ровно столько, сколько нужно для победы.

– Это стереотип, что мы прагматики. Все эти годы в «Рубине» я вижу труд, нервы, пот, кровь. Еще большое внимание уделяется тактическим занятиям. У нас всегда самая обширная информация о сопернике.

– Слышал, ваш детский тренер из Набережных Челнов по сей день строго спрашивает с вас…

– Его зовут Наиль Саидов. Он записывает в блокноте мои технико-тактические действия, высчитывает КПД. Всегда прислушиваюсь: он объективно говорит о моих ошибках, отмечает удачные действия. Я очень многим обязан этому человеку: он воспитал меня, вкладывал в меня свое терпение, душу. Поэтому мы теперь даже в одном городе живем. При подписании контракта с «Рубином» были учтены интересы моего тренера. Некая сумма была перечислена ему на покупку квартиры в Казани. Понятно, что самая важная для меня оценка – Бердыева.

– Специалисты подмечают: ваши прыжковые навыки и игра головой явно оттачивались в раннем возрасте.

– Вы считаете, хорошо получается? И правда, этим элементам я уделял в детстве немало времени. И природе спасибо.

– А решительность, смелость? Запомнилось ваше столкновение в прошлом году с Малафеевым. Думалось, он вас убил…

– Такая у нас, нападающих, работа. Мы должны идти до конца, жертвовать своим здоровьем. Это аксиомы. Тот момент с Малафеевым, конечно, надолго запомнится. Никак не думал, что Слава так откровенно ногой на меня пойдет.

– Кто еще из соперников доставлял проблемы?

– Самые неудобные для меня защитники – армейские. Игнашевич вообще не дает принимать мяч, постоянно прессингует. Братья Березуцкие такие же. Сравниться с ними может Николас Ломбертс. Играл с ним уже после того, как тот восстановился после травмы. Цепкий, очень умный.

– Вы не задумывались о продолжении карьеры в зарубежном чемпионате?

– Не сказал бы, что это мечта, но в планах на будущее европейский чемпионат значится. Дочка Наиля Саидова английским владеет в совершенстве. Может, с ее помощью научусь. Но пока из «Рубина» уходить совершенно не хочется.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр БУХАРОВ

Нападающий.

Родился 12 марта 1985 г. в Набережных Челнах.

Рост 191 см, вес 83 кг.

Карьера: «Краснодар-2000» (2002), «Черноморец» (2003). В «Рубине» с 2004 г.

В чемпионатах России провел 59 матчей, забил 29 мячей. В сборной России – 1 матч.

Достижения: чемпион России (2008, 2009).

Семейное положение: холост.

Новости. Футбол