«Ноттс Каунти». «Сороки», «сороки» кашу заварили…

ЕВРОФУТБОЛ «НОТТС КАУНТИ». Пожалуй, самый интересный и амбициозный английский футбольный проект последнего времени всего за полгода прошел путь от грандиозных планов до полного краха. Группа британских бизнесменов сомнительной репутации, сумев привлечь п
news

ЕВРОФУТБОЛ

«НОТТС КАУНТИ». Пожалуй, самый интересный и амбициозный английский футбольный проект последнего времени всего за полгода прошел путь от грандиозных планов до полного краха. Группа британских бизнесменов сомнительной репутации, сумев привлечь под свои знамена Свена-Йорана Эрикссона, Сола Кэмпбелла и сына Петера Шмейхеля, летом обещала вывести старейший профессиональный клуб мира «Ноттс Каунти» (футболисты команды носят прозвище «сороки») из четвертого дивизиона в элиту, а зимой едва не привела его к банкротству.

«ССФ» восстанавливает хронологию событий и грустит по цинично разрушенной мечте.

КРАСИВАЯ ИДЕЯ

Участием иностранного капитала в английских футбольных делах и широкой географией инвестиций на Островах давно уже никого не удивишь. Больше половины клубов премьер-лиги оказались в руках зарубежных владельцев, а «Манчестер Сити» не первый год строит вполне правдоподобные планы европейского господства. Казалось, в этих условиях придумать что-либо необычное не представляется возможным, но появившейся летом прошлого года буквально из ниоткуда компании Munto Finance удалось невероятное – поразить искушенную английскую публику.

Munto Finance купила на ладан дышавший клуб четвертого (последнего перед любителями) английского дивизиона «Ноттс Каунти», который считается старейшим из ныне существующих профессиональных футбольных клубов мира. Основан он был в 1862 году, но больше «сорокам» (прозвище команды, которое она делит с более знаменитым «Ньюкаслом») особенно похвастать нечем – за всю свою почти полуторавековую историю они выиграли один Кубок Англии, да и тот больше ста лет назад. И вот этот самый «Ноттс Каунти», влачивший в новом веке особенно жалкое существование на грани банкротства и ликвидации, новые владельцы решили сделать оазисом благополучия и цветущим примером того, как скромный клуб из глубин английских лиг можно за короткий срок (пять лет) вывести в элиту.

За Munto Finance, зарегистрированной на Виргинских островах, стоял консорциум QADBAK, который, в свою очередь, базировался в Швейцарии и якобы опирался на безграничные капиталы бизнесменов со Среднего Востока. Так, по крайней мере, утверждали Рассел Кинг и Натан Уиллетт, представлявшие эту организацию. Президентом «Ноттс Каунти» стал давний друг Уиллетта Питер Тремблинг, который до того некоторое время работал коммерческим директором в «Эвертоне». К их масштабным планам, вполне вероятно, не отнеслись бы всерьез, но уже в июле 2009-го бизнесменам удалось привлечь для участия в управлении клубом Свена-Йорана Эрикссона, бывшего тренера сборной Англии и одного из наиболее авторитетных людей в мировом футболе.

Швед был назначен спортивным директором «сорок» и сыграл исключительно важную роль в продвижении проекта. Под имя Эрикссона в Ноттингем переехали голкипер Каспер Шмейхель, сын легендарного вратаря «Манчестер Юнайтед» Петера Шмейхеля, и сам Сол Кэмпбелл, бывший игрок «Тоттенхэма», «Арсенала», «Портсмута» и сборной Англии. 34-летний центральный защитник ради этого (точнее, конечно, ради пятилетнего контракта с зарплатой 40 тысяч фунтов в месяц) даже отверг предложения нескольких клубов премьер-лиги и пожертвовал возможностью побороться за место в национальной сборной на чемпионате мира в ЮАР.

Помимо глобальных спортивных перспектив, новые владельцы обещали всячески развивать клубную инфраструктуру, вложиться в академию и поставили перед Эрикссоном необычную задачу – довести ее воспитанника до сборной Англии в тот же пятилетний срок. Мышление пятилетками кое-где рождало не вполне уместные ассоциации, но британская футбольная общественность была заинтригована и приготовилась с интересом следить за развитием событий.

ПЕРВЫЕ СОМНЕНИЯ

События начали развиваться как нельзя лучше. В стартовом матче сезона на родном «Мидоу Лейн» «Ноттс Каунти» разгромил «Брэдфорд» со счетом 5:0, собрав почти 10 тысяч зрителей. Через четыре дня была одержана еще одна крупная победа (4:0) и эйфория достигла пика. В трех следующих турах Лиги 2 (так в Англии зовется четвертый дивизион) команда потерпела два поражения, но тревогу публики вызвало несколько иное обстоятельство.

Сол Кэмпбелл 19 сентября дебютировал в составе «сорок» в гостевом матче с «Моркамом», после чего незамедлительно решил, что с него хватит. Звездный защитник посетил еще одну тренировку, а затем разорвал контракт и покинул базу «Ноттс Каунти» навсегда. Кэмпбелл счел себя обманутым, и у него были на то некоторые основания. Обещания владельцев, что стадион и футбольные поля команды быстро приведут в порядок, выполнены не были, других известных игроков клуб не приобрел – выступать в таких условиях Сол счел не достойным своего статуса.

Мечты Кэмпбелла разбились быстрее всего. Перебираясь в такую глушь, защитник планировал не только заработать, но и со временем начать здесь тренерскую деятельность, а заодно помочь партнерам в движении наверх. На деле же он столкнулся с обшарпанными раздевалками, кочковатыми полями, руководством тренера Иана Макпарленда, который в футбольных делах для забивавшего в финале Лиги чемпионов Сола не мог быть авторитетом, и не слишком почтительным отношением одноклубников, многие из которых зарабатывали почти в тысячу раз меньше, чем он. Кроме того, Кэмпбелл наверняка почувствовал в себе силы еще поиграть на более пристойном уровне. Так или иначе, решение покинуть «Ноттс Каунти», в отличие от решения подписать контракт с заштатным клубом, оказалось на редкость мудрым.

НЕСТЫКОВИ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ С ПАКИСТАНОМ

Оставался еще Свен-Йоран Эрикссон, который выражал такую безмятежность, что эпизод с Солом Кэмпбеллом казался простым недоразумением. К середине осени, однако, сомнения появились и у Эрикссона.

Поводом для оных послужила его совместная с Кингом и Уиллеттом поездка в Северную Корею. Там интернациональная делегация встретилась с футбольными функционерами и тренерами местной сборной и пообещала им помочь с экипировкой, проведением сборов в Европе, а также договорилась о долгосрочном сотрудничестве. Каково же было удивление Эрикссона, когда, вернувшись домой, он не получил от своих работодателей ни контактов корейской стороны, ни указаний выполнять данные ими обязательства. Все, что нужно было Кингу с Уиллеттом в Пхеньяне, – переговоры с местными руководителями, с которыми, по словам Эрикссона, они провернули некие многомиллионные сделки.

Делегацию «Ноттс Каунти» в Северной Корее сопровождал пакистанский бизнесмен из семьи Хийят, который был представлен Эрикссону как один из тех, кто стоит за приобретением клуба. Вопрос об истинных владельцах «сорок», впрочем, интересовал не только шведа – им той же осенью всерьез озаботилась и футбольная ассоциация Англии. Тогда-то впервые и были озвучены имена таинственных арабов, инвестирующих капиталы в QADBAK. На официальном сайте «Ноттс Каунти» появилось заявление о том, что значительную долю в консорциуме имеют семьи Шафи и Хийят, подтвержденное прямой речью Анвара Шафи.

 

Больше всего этому обстоятельству удивился… сам Анвар Шафи. В интервью The Guardian он заявил, что никогда ничего подобного не говорил, никаких инвестиций в «Ноттс Каунти» не делал и вообще он скромный пакистанский бизнесмен и владелец небольшой фабрики по производству брусчатки, а не мультимиллионер с бизнес-интересами на Среднем Востоке, в Японии, Казахстане и Пакистане, каким его зачем-то представили. Земля начала быстро уходить из-под ног Munto Finance.

КРАХ

Кого только не подозревали в связях с Munto Finance и «Ноттс Каунти». Поначалу считалось, что финансовое участие в проекте принимает королевская семья Катара Аль-Тани, затем слухи переключились на королевскую семью Бахрейна, якобы обещавшую вложить в благое дело как минимум 5 млн фунтов, потом всплыли наполовину липовые магнаты из Пакистана…

В итоге выяснилось, что никто за Munto Finance не стоит и реальных денег за всей этой аферой, очевидно, никогда не было. Это стало ясно к началу зимы, когда «сороки» влезли в долги (Эрикссон, например, к тому времени зарплату так ни разу и не получил), не заплатили налоги и в связи с этим оказались под угрозой банкротства. Налоговые органы Великобритании, у которых в этом сезоне оказалось неожиданно много футбольных клиентов, обратились в суд с требованием ввести в «Ноттс Каунти» внешнее управление.

Munto Finance, почуяв неладное, выставила клуб на продажу и скрылась. Новым владельцем вынужден был стать президент Питер Тремблинг, еще недавно считавшийся одним из фронтменов Munto Finance, а теперь жестоко обманутый ею. Он и Эрикссон во всей этой истории пострадали больше всех – им пришлось разруливать ситуацию, срочно искать новых инвесторов и отвечать за случившееся перед прессой и болельщиками.

Тремблинг в итоге вложил в «Ноттс Каунти» значительную часть своих денег, которые теперь попытается вернуть через суд. По уверениям бизнесмена, Уиллетт, который был его другом на протяжении десяти лет, словно исчез с лица земли, не выполнив ни одного из обязательств и просто подставив их с Эрикссоном. Сам швед так и не получил обещанные ему 10% акций клуба, и его мечты о спокойной старости пошли прахом. Равно как и мечты многострадальных болельщиков «Ноттс Каунти».

ПОСЛЕ КРАХА

Фанатам, видимо, страдать придется еще долго, а мучения Свена-Йорана Эрикссона и Питера Тремблинга закончились в феврале. Попавший в беду «Ноттс Каунти» по номинальной цене в один фунт приобрел Рей Трю, бывший президент не менее скромного «Линкольн Сити», унаследовавший от прежних владельцев около 4 млн фунтов долгов. Самый невероятный период в жизни «сорок» подошел к концу.

Единственный, кто сумел красиво выйти из этой некрасивой истории, – Эрикссон. Отказавшись от причитавшихся ему отступных в размере 2,4 млн фунтов, швед спас клуб от банкротства.

Всю правду о своем полугодовом пребывании на «Мидоу Лейн» Свен-Йоран рассказал в интервью The Guardian. Он, по сути, ни в чем не виноват, но свою долю ответственности за происшедшее все равно чувствует. «Иногда дела в футболе идут не так, – признается знаменитый тренер. – Случаются поражения, автоголы, ты можешь потратить деньги не на тех игроков. Но ты делаешь это честно и в духе игры. Ничего подобного не было в «Ноттс Каунти». Если ты не стараешься обмануть людей, не представляет труда выйти и рассказать, почему все пошло не так. Людям это не понравится, но они тебя поймут. Когда же владельцы пропадают таким образом, это очень плохо с этической точки зрения. Я чувствую персональную ответственность. Я знаю, что некоторые игроки не оказались бы здесь без меня. Прошу прощения у них и у болельщиков».

Наверное, это не те слова, которые все ожидали услышать через полгода после старта столь необычного предприятия, но они лучшее, что можно было сказать после такого краха. Сам Эрикссон без работы наверняка не останется (он уже рассматривает многочисленные предложения о дальнейшем трудоустройстве), а его репутация на туманном Альбионе, случалось, получала удары и побольнее.

Сол Кэмпбелл, первым покинувший еще даже не начавший тонуть корабль, теперь снова забивает в Лиге чемпионов – лондонский «Арсенал» подписал с ним краткосрочное соглашение, тем самым продлив уже казавшуюся законченной карьеру ветерана на топ-уровне.

Питер Тремблинг, призвав на помощь правосудие, собирается искать пропавших «друзей», а Расселл Кинг и семья Уиллеттов постараются ему в этом помешать.

Что до «Ноттс Каунти», то с новым владельцем клуб, поживший было с размахом участника премьер-лиги, быстро возвращается в реальность. За время своего необычного приключения «сороки» успели сменить четырех тренеров. Иан Макпарленд, которого еще летом считали нежильцом на «Мидоу Лейн», покинул команду в октябре. Его преемником стал давний соратник и соотечественник Эрикссона Ханс Бакке, но и он продержался на этом посту всего полтора месяца. Паузу в должности и.о. не в первый раз в карьере заполнил шотландец Дэйв Киван, а 23 февраля уже Реем Трю был назначен Стив Коттерилл, когда-то возглавлявший «Сток Сити» и «Бернли». Летом «сороки» почти наверняка избавятся от самых высокооплачиваемых своих игроков – безумные траты, громкие приобретения и планы скорого выхода в элиту остались в прошлом. На осколках столь красивой и столь бездарно загубленной мечты.

МЕЖДУ ТЕМ

Несмотря на все свои неурядицы за пределами поля, «Ноттс Каунти» вполне достойно выступает в нынешнем сезоне. В чемпионате Лиги 2 команда располагается на нижней границе зоны плей-офф (из Лиги 2 в Лигу 1 попадают команды, занявшие три первых места, и победитель серии плей-офф между следующими четырьмя клубами) и имеет все шансы побороться за повышение в классе. Однако главный успех пришел к «сорокам» в Кубке Англии, где они сумели добраться до 5-го раунда (то есть до 1/8 финала). По ходу дела ноттингемцы выбили из турнира «Уиган», а остановить их в итоге сумел лишь «Фулхэм».

Лучшим снайпером «Ноттс Каунти» в этом сезоне является Ли Хьюз, человек с очень непростой судьбой. В 2003-м он попал в аварию, в результате которой погиб человек. За причинение смерти по неосторожности и за то, что скрылся с места преступления, форвард был осужден на шесть лет. В тюрьме Хьюз принял ислам, покаялся перед дочерью погибшего, встал на пусть исправления и через три года вышел на свободу. После этого бывший нападающий «Вест Бромвича» возобновил футбольную карьеру, подписав контракт с «Олдхэмом».

В прошлом году Ли снова попал в весьма неприятную историю, но на этот раз ничего трагичного не произошло – форвард всего-навсего устроил пьяную драку со своим тренером. Оставаться в команде после этого ему было явно не с руки, и в июле 2009-го он перешел в «Ноттс Каунти».

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

«Ноттс Каунти» знаменит не только тем, что является старейшим профессиональным футбольным клубом мира (основан в 1862 году) – нынешняя форма туринского «Ювентуса» появилась именно благодаря «сорокам». В начале ХХ века итальянцы встали перед необходимостью сменить цвета клубных футболок на более устойчивые к регулярным стиркам. Один из работников клуба имел связи в Ноттингеме, и оттуда ему прислали комплект формы «Ноттс Каунти». С тех пор «Ювентус» играет в майках в ту же черно-белую полоску, что и английский клуб.