Главный тренер «Москвы» Миодраг Божович: Сборная России? От таких предложений не отказываются

Вчера в редакции «Советского спорта» и «Комсомольской правды» пресс-конференцию дал Миодраг Божович, главный тренер «Москвы». Напомним, после отказа от финансирования со стороны владельца (компании «Норникель») клуб прекратит существование. Сначала Божов
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА В РЕДАКЦИИ

Вчера в редакции «Советского спорта» и «Комсомольской правды» пресс-конференцию дал Миодраг Божович, главный тренер «Москвы». Напомним, после отказа от финансирования со стороны владельца (компании «Норникель») клуб прекратит существование. Сначала Божович отвечал на вопросы журналистов в конференц-зале, а затем читателей – в студии радио «Комсомольская правда».

«ТЕПЕРЬ РАБОЧИМ ПОДНЯЛИ ЗАРПЛАТУ»

– В среду-четверг я еще буду считаться главным тренером. А в конце недели, думаю, все будет кончено, – первым делом сообщает черногорский тренер.

– Команда тренируется без вас?

– А никого из игроков почти не осталось. Разве что Дакоста да Амельченко

– Вам от других клубов предложения уже поступили?

– Одно очень серьезное есть. Но оно не из России. В российские клубы меня не звали. Это объяснимо – сейчас начало сезона. Серьезные команды кардинальных шагов не делают.

– Как был сделан кардинальный шаг владельцев «Москвы», которые решили ликвидировать клуб?

– Во время нашего сбора на Кипре появились слухи: происходит что-то неладное. Спонсоры долго не говорили, какой бюджет будет в этом сезоне. В итоге они сказали, что не будет не только бюджета, но и, скорее всего, «Москвы». Я не ожидал, что наш второй сбор в Турции состоится. Но были еще разговоры, что, может быть, команду спасут…

– Не спасли.

– Да, на пресс-конференции представители «Норильского никеля» объяснили, что работники предприятия недовольны, мол, руководство дает деньги «Москве». Зато теперь рабочим подняли зарплату.

«ПУСТОЙ ЛИСТ ФУРСЕНКО НЕ СДАЛ БЫ»

– Тем временем вас называют кандидатом на пост главного тренера сборной России: Гус-то уходит.

– Но кандидатом меня называют только журналисты и болельщики. Я горжусь этим. Правда, не думаю, что люди, которые занимаются поиском главного тренера, видят меня на этом посту.

– Сам Хиддинк назвал вас своим преемником.

– Да, он сказал мне это после тренерского семинара в Голландии, где мы виделись в конце прошлого года. Но, мне кажется, Гус все-таки пошутил, – улыбается Миодраг.

– Вы считаете себя представителем голландской тренерской школы? Или сербской?

– Голландской. Мне нравится, как строятся подготовка игроков, тренировки в Голландии. Минимум беговых упражнений, футболисты все время с мячом. Я тоже никогда не любил бегать просто так. Поэтому своим игрокам всегда даю мяч.

– Почему вы еще не расторгли контракт с «Москвой»?

– Я жду, когда мне будет выплачена неустойка за досрочный разрыв контракта. Закончатся все дела – улечу в Черногорию. Не планирую работать в ближайшие месяцы. Но бывают предложения, от которых нельзя отказаться.

– Например, стать главным тренером сборной России.

– Конечно. Считаю, что сейчас никто не откажется возглавить российскую сборную.

– Президент РФС Сергей Фурсенко предложил написать кандидатам резюме: то, как они видят развитие сборной и футбола в стране. Вы еще не писали?

– Нет. Хотя я вижу, вы мне уже положили лист бумаги и ручку, – смеется Миодраг.

– Так что будете писать?

– Ой, я еще не думал. Честно. Но чистый лист точно не сдал бы.

«В РОССИИ ХОРОШО БЫТЬ ФУТБОЛИСТОМ»

– Вам не кажется, что «Москву» сняли с чемпионата специально, чтобы в премьер-лиге играла «Алания»? – Божовича возвращают к злободневной теме.

– Я так не думаю. Не вижу взаимосвязи. Бизнеса у «Норильского никеля» в Северной Осетии вроде нет.

– После произошедшего не пропало желание смотреть чемпионат России?

– Нет. Буду смотреть за игроками «Москвы». Бывшими… Больше всего их в «Динамо» (Самедов, Чеснаускис, Епуряну, Ребко.Прим. ред.). Но болеть буду все-таки за «Амкар», который возглавлял до «Москвы».

– Можете сравнить свою работу в Перми и в Москве?

– В «Амкаре», когда мы почувствовали, что можем попасть в Кубок УЕФА, выиграли четыре из пяти игр на финише чемпионата. Игроков даже настраивать не надо было. Они показали характер. У нас с «Москвой» был отличный шанс взять медали, попасть в Лигу чемпионов. Но после победы над «Зенитом» мы дважды проиграли и упустили все… Не показали того характера, который показал бы «Амкар».

– О чем это говорит?

– О том, что в Москве хорошая жизнь. Красивая. Это к вопросу, зачем российским игрокам уезжать за рубеж, если они и здесь получают хорошие деньги. Очень хорошие. В России хорошо быть футболистом.

– Почему?

– Для тебя бегают налево и направо. Меня удивило, что футболистов надо утром будить, напоминать про тренировку, обед, ужин, массаж. Когда я играл в Европе, то ставил будильник в таких случаях, чтоб не забыть. В России игроку можно думать только о футболе.

– А тренером в России хорошо быть?

– В любой стране хорошо быть тренером, если даешь результат. Я не знаю, каково в России тренеру, если все плохо. Думаю, не очень…

– Вы на тренировки «Москвы» опаздывали?

– Нет. Ни разу! А вот Окоронкво – постоянно. Мы уже с этим смирились. А если б опоздал я, штрафовать себя бы не стал. Что мне, самому себе назначать штраф? – Божович разводит руками.

– Почему российские игроки не играют, как испанцы, итальянцы, немцы, которым тоже много платят?

– Уровень профессионализма в России ниже. Когда я играл в Голландии, мы никогда не заезжали на базу, самостоятельно добирались на игру. Тут же, как я уже говорил, игрокам все надо объяснять. Они расслаблены. Надо менять такой подход еще с детской школы.

«ЗДЕСЬ НЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ СОСТАВ ВМЕСТО МЕНЯ»

– Где вы хотите работать дальше?

– В Испании, где играют в лучший футбол в мире. Но это будет трудно.

– Что вам понравилось во время работы в России?

– То, что в мою работу не вмешивались. Никто на меня не давил, не определял состав вместо меня, не учил, как работать.

– А что не понравилось?

– Судейство.

– Предвзятость? Низкий уровень?

– Думаю, судьи и так будут обижены за то, что я сказал. Так что не буду уточнять.

– Вы сделали командное фото «Москвы» на последней тренировке?

– Да. Вот примерно такое, – Божович смотрит на кадр в «Советском спорте», где игроки и персонал сборной России выстроились вокруг Хиддинка, попросившего команду о прощальном кадре. – В московской квартире у меня сейчас висит прошлогоднее фото «Москвы». А в Черногории уже повешу последнее…

– Можно ли сказать, что «Москву» просто убили?

– Да. Мы были крепким середняком чемпионата, который всегда мог сделать сюрприз. После исчезновения нашей команды разрыв между сильными и слабыми еще увеличится.

– Тем не менее вы никогда не теряли чувства юмора. Футболисты рассказывали, что вы часто шутили на тему футбола и секса. Где вы одержали больше побед – на футбольном поле или в любовных делах?

– В России? (Смех в зале).

– Не только. Вообще.

– На футбольном поле. Но на нем труднее побеждать.

«РУБАШКА ЗА 22 ТЫСЯЧИ»

– Скоро вы станете безработным. На что будете жить?

– Не особо беспокоюсь. До конца марта мне хватит, – Божович в своем репертуаре: выдерживает паузу и смеется.

– У вас есть какой-то бизнес в Черногории?

– Нет. Может, когда уже не буду работать в футболе, открою таверну на берегу моря.

– Вы хорошо готовите?

– Готовить могу. Но делаю это редко, потому что самое сложное в этом деле – мытье посуды.

– За время работы в Москве ваши сбережения увеличились?

– Я в плюсе, конечно. Все-таки работал, получал зарплату…

– Просто жизнь в Москве дорогая. Можно было потратиться.

– Был два-три раза в торговом центре «Европейский», еще в ГУМе… Ничего не купил. Размера моего не было. Ну, это и хорошо. А то обычная рубашка с коротким рукавом стоит 22 тысячи рублей! За три-четыре тысячи я еще готов купить, но 22 тысячи — это уже слишком…

– Что сделаете первым делом, когда вернетесь в Черногорию?

– Выйду из самолета.

– И купите рубашку за нормальные деньги?

– Да, возможно скидки будут. Это для меня сейчас актуально.

– Месяц назад вы говорили, что фильм «Москва слезам не верит» не смотрели, но обязательно сделаете это.

– Пока не получилось.

– Тогда вот вам диск. А это афиша: правда, в главных ролях уже не Вера Алентова и Алексей Баталов, а вы с экс-президентом Игорем Дмитриевым.

– О! Это я и мой брат, — показывает на Дмитриева Божович. — Когда нас с Игорем видят вместе, часто думают, что мы братья. Похожи просто, – Божович с улыбкой разглядывает коллаж «Советского спорта». – А слез не будет. Как и «Москвы»…

ПЕРВАЯ ПОДАЧА

КАК БОЖОВИЧ СТАЛ ДЖОКОВИЧЕМ

После эфира на радио Божович (один из дозвонившихся по ошибке назвал его Джоковичем – такая фамилия у известного сербского теннисиста) сыграл партию в настольный теннис: стол установлен в холле по соседству.

– В большом теннисе у меня не очень хорошая подача. А вот в пинг-понг лучше получается, – говорит Миодраг, размахивая ракеткой. – Кстати, Джокович, несмотря на то, что играет за Сербию, тоже черногорец. Это по фамилии ясно. Вот, скажем, Вукич – сербская фамилия, Илич – тоже. Но играет он за Словению.

– А Майдич? – это уже вопрос о словенской лыжнице, которая, несмотря на перелом ребер, завоевала медаль на Олимпиаде.

– Мне кажется, у нее хорватская фамилия.

– Вы за черногорскими спортсменами следили на Олимпиаде?

– Один горнолыжник представлял Черногорию (Боян КосичПрим. ред.). 40-е место занял. Молодец – похвалю его за то, что вообще доехал до финиша. У нас шутят, что черногорцу до финиша сил не хватит добраться, а босниец вообще заблудится. Вот у хорватов с гор хорошо получается спускаться.

После партии в пинг-понг Миодраг заметил: «Я еще неплохо в гандбол играю». Но игровой зал мы в редакции пока не оборудовали…

Что ж, есть уверенность, что Божович рано или поздно все равно вернется в Россию. А гандбольный зал мы где-нибудь сыщем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ

«СПАРТАК» БУДЕТ БОРОТЬСЯ ЗА ЧЕМПИОНСТВО»

На радио «Комсомольская правда» Миодрага Божовича, помимо сборной России, спрашивали о «Спартаке», ситуации в «Крыльях» и пустых трибунах.

О «Спартаке»:

– У Карпина все хорошо получается. В этом году команда будет бороться за чемпионство. Кто еще? Во-первых, «Рубин». А затем ЦСКА, «Зенит», «Динамо», «Локомотив».

О помощи «Крыльям Советов» со стороны государства:

– В Самаре много болельщиков. У меня нет обиды на то, что «Крыльям» помогли, а нам нет. Я наоборот рад, что они остались. А «Москва» – молодой клуб, поэтому народу на матчах было мало. Это плохо. Но мы пытались что-то делать, проводили акции… Сделать так, чтобы болельщиков было сразу много, нельзя. Вот ходит кто-то на стадион, а потом раз – и команды больше нет...

О работе Хиддинка в сборной:

– Он создал отличную атмосферу в команде. А ошибка Хиддинка, думаю, была в том, что в сборной играли те, кто не имел практики в клубе...

Новости. Футбол