«Мы со Львом мечтали с ним породниться…»

ВАЛЕНТИН БУБУКИН. Валентина Тимофеевна Яшина позвонила сама: «Я написала заметку про Валю Бубукина. Пусть и нет никакой особой даты, просто очень хочу сказать добрые слова о нем. Хотя 23 апреля ему было бы 77… Его так ценил Лев Иванович. Жаль, что полтор
news

ПАМЯТЬ

ВАЛЕНТИН БУБУКИН. Валентина Тимофеевна Яшина позвонила сама: «Я написала заметку про Валю Бубукина. Пусть и нет никакой особой даты, просто очень хочу сказать добрые слова о нем. Хотя 23 апреля ему было бы 77… Его так ценил Лев Иванович. Жаль, что полтора года назад Валентина Борисовича не стало. Может быть, кое-что из того, что я написала о нем, будет новым для болельщиков…»

Сборная СССР, как пишет Валентина Тимофеевна: "молоденькие, красивые, с буквами СССР во всю грудь". Четвертый справа стоит Валентин Бубукин, пятый - Лев Яшин
 

ЗНАКОМСТВО НАЧАЛОСЬ С ФОТОГРАФИИ

Как-то, разглядывая семейный альбом, наша четырехлетняя Иришка воскликнула: «Мама, смотри, тут рядом с папой и наш дедуля!». Она рассматривала фотографию футбольной сборной Союза, готовившейся к чемпионату мира 1958 года. Очень красивая фотография. Аккуратным рядком сидят и стоят наши футболисты. Все молоденькие, красивые, с белыми буквами СССР во всю грудь. Очень торжественно и впечатляюще. Сейчас же, если заранее не знаешь, не сразу определишь, что за команды играют – одни бренды спонсирующих компаний на майках, да и фамилии на спине по-латыни. За Россию обидно.

Так вот пальчик малышки остановился на Валентине Бубукине. Левин отец тоже облысел в 20 лет, а в ту пору ему еще и пятидесяти не было, но выглядел он молодцевато, не трудно было ей их спутать.

Мое первое с Бубукиным знакомство было по этой фотографии. А ребята за два долгих месяца сборов так сдружились, что по приезде в Москву, хотя и рассыпались по своим командам, быстро соскучились. Начались звонки, все приглашали друг друга в гости, каждому хотелось познакомить со своим домом.

Кстати сказать, даже теперь, спустя десятилетия, когда ветераны собираются на какую-то встречу, основной костяк составляют ребята той сборной. Может, поэтому в 1950—1960-х годах не было такой грубости и тяжелых травм, как сейчас. Были, конечно, травмы – как без них, но неумышленные. Были спортивная борьба, игра в корпус, но незлобная. Ведь все они с большой симпатией, уважением и осторожностью относились друг к другу. А разве можно покалечить друга, независимо от того, из какой он команды?

Вскоре после приезда со сборов первый раз мы были в гостях у Бубукиных, когда они жили еще на Войковской в двухэтажном деревянном доме. Рядом лес, канал, под окнами – огороды, яблони. Его теща – Анастасия Дмитриевна и Зоечка, с высокой бабеттой на голове, угощали нас вином из своих яблок. С тех пор мы подружились на долгие годы. А могли бы и породниться. У них двое ребят, у нас девчонки, и все ровесники. Валентин часто при встрече пошучивал: «Подрастут, вот и поженим». Я отвечала в тон ему: «Старших заберешь к себе, нам – младших». Не случилось. У молодых свои предпочтения и вкусы.

БУБУКИН – ВРАГ ТИШИНЫ!

Узбекские друзья подарили Валинтину на 75-летие национальный халат. Он тут же пошел по рукам, точнее по плечам. Дошла очередь и до Валентины Яшиной. Еле отняли!
 

Он был доброжелательным, умным, с веселым характером, юмором и самоиронией. С ним не соскучишься.

Помню, Михаил Иосифович Якушин говорил: «Когда мне надо было отобрать инсайда в сборную, я, не задумываясь, вызывал Бубукина, даже если другой претендент был повыше классом. Он умеет в нужный момент снять психологическое напряжение в команде». После изнурительных занятий, тренировок или игры, когда уже у всех силы на пределе, он мог быстро встряхнуться сам, чтобы развеселить или приободрить ребят, одним словом, экстрасенс по поднятию настроения.

Рассказать какие-то веселые истории из своей жизни в быту или на футбольных сборах, приколы, анекдоты – одна из черт его характера. А анекдотчик он был отменный. Как-то мы ездили в круиз по Средиземному морю. Каждый вечер в кают-компании нашего корабля устраивались концерты артистов Мосэстрады. Один из вечеров был посвящен устному творчеству Бубукина. Он рассказывал… анекдоты. В футбольных (и не только) кругах его знают как собирателя анекдотов, соревновавшегося с самим Юрием Никулиным. А так рассказать, как он, не каждому дано – в лицах, с тонко подмеченными интонациями и жестами, правильно расставленными акцентами. Многие его видели лишь на футбольном поле в майке, трусах, бутсах и с мячом, а здесь он вышел на эстраду в смокинге, бабочке, лакированных туфлях, с блокнотом в руках. Держался как профессиональный артист. Никакой пошлости или двусмысленности, тонкий юмор, непрекращающийся смех в зале, громкие аплодисменты.

Ах, как я жалела, что Бубукин играл в сборной только до 1962 года! После чилийского чемпионата Яшина сделали козлом отпущения за проигрыш нашей сборной. Думаю, об этом наслышаны многие. После Чили на московских стадионах при объявлении его имени в составе команды «Динамо» на трибунах поднимался свист, хотя 1963 год был для него рекордным – в 27 матчах он пропустил лишь шесть голов.

В сборную (под руководством Бескова она приступила к подготовке ко второму чемпионату Европы) Льва хотя и взяли, но на тренировки не звали. Он позвонил мне, попросил приехать. Встречал у ворот базы «Озеры» удрученным.

– Ты на машине?

– Нет, на электричке.

– Хочу уехать, я тут не нужен. Тренер говорит: «Лева, отдыхай, отдыхай», ребята обходят, как прокаженного, опускают глаза.

– И Бубукин?

– Нет, его вообще не вызвали.

Хотя в 1960 году на первом чемпионате Европы Бубукин был одним из лучших. Про него в газете писали в том духе, что Иванова и Нетто мы знали, а теперь еще увидели в середине поля у русских конструктивного «рано облысевшего» футболиста.

«Нежно написали!» – смеялся потом Валентин.

Мы долго ходили по аллеям «Озер». Как могла, я уговаривала Льва не делать резких движений. «Ну не сыграешь в сборной, не конец же света! В «Динамо» играешь». Мысленно я призывала Бубукина помочь. Он бы смог хорошей шуткой встряхнуть, приободрить его. Да если бы он был здесь, мне кажется, и обстановка на сборе не была бы такой гнетущей. Кругом тишина – ни громких разговоров, ни смеха. Ребята проходили мимо, молча кивая мне.

У Константина Ивановича, и это всем известно, с чувством юмора были большие проблемы, футболисты боялись смеяться даже в своем кругу. Какой смех? Они, по мнению Бескова, должны быть каждую минуту нацелены на предстоящие поединки. А Бубукин не мог совсем не шутить, поэтому, по его словам, он и не вписался в «команду Бесковской мечты».

ОХРАННИК С СОБАКОЙ

Яшин верхом на Бубукине на тренировке: самолет хорошо, пароход хорошо, а Бубукин лучше!
 

Когда не стало Льва, Валентин взял надо мной шефство, приглашал на различные ветеранские турниры и вечера. Однажды позвонил и сказал, что в турецкой Анталье проводится футбольный турнир авиадиспетчеров и его пригласили как почетного гостя. Но он не может поехать – его кладут в госпиталь, поэтому предложил пригласить меня. Помог написать приветствие участникам в программку турнира с моей фотографией. Я даже вручала призы победителям и до сих пор хожу гордая от такой чести.

На одном из вечеров Бубукин раздавал собравшимся выпущенную им книгу «Вечнозеленое поле жизни». Как только я вернулась домой, сразу же раскрыла книгу и так увлеклась, что захлопнула ее только к утру. Читала и живо представляла его в разных жизненных ситуациях. А с какой симпатией и доброжелательностью вспоминал он о своих друзьях! Вся книга пронизана его, Бубукинским, юмором. Часа в три ночи я захохотала уже на всю квартиру. Соседи за стенкой говорили потом, что собирались вызывать «психушку». Если кто-то не читал или не слышал, коротко перескажу один из смешных эпизодов.

В «Локомотиве» Бубукин-тренер с начальником команды Евгением Горянским выбили для футболистов дополнительные ставки – 80 рублей (сравните их с сегодняшними ставками), получали их в дорпрофсоюзе. Основной состав оформили проводниками на рейсы Москва—Красноярск, Москва—Новосибирск. Они все время в пути, поймать их никто не сможет. А еще столько же получали официально в бухгалтерии. О себе Валентин с Женей ничего не сказали. Узнав об этом, начальники решили исправить упущенное и оформили их охранниками спецпоезда, вышло по 60 рублей. Стало обидно – раз уж платите, то хотя бы столько же, сколько футболистам. Тогда их обоих повысили в «звании» до должности «охранника с собакой». За собаку доплачивали 10 рублей. Но из-за этих 10 рублей как-то хитро все пересчитали, стали брать какой-то налог, и в итоге на руки ребята получили лишь по пятьдесят рублей.

Валентин и говорит: «Женя, иди попроси, чтобы убрали эту псину, скажи, по ночам воет, сторожить нам мешает».

Тут-то меня и прорвало. И сейчас, когда вспомню да представлю, как Валентин отпихивает от себя эту собаку, не могу удержаться от смеха. А если на горизонте появится какая-нибудь бездомная дворняга, а рядом со мной кто-нибудь идет, обязательно скажу: «Смотри, вон бубукинская безработная бежит!».

В последние годы президент Союза ветеранов футбола Александр Мирзоян часто по случаю праздников, юбилейных дат и турниров собирает старейших ветеранов (правда, год от года ряды их редеют). Не забывает и про нас, вдов. За праздничным столом неизменно тамадил Валентин Борисович Бубукин, сразу вызывая улыбки и смех собравшихся. В первом же тосте он желал всем прежде всего здоровья и долголетия. «Пусть каждый живет столько, сколько показывает его верхнее давление», – обязательно добавлял он.

Очень печально, что у него самого оно упало слишком рано.

ДОСЛОВНО

Валентина ЯШИНА:

– У Бескова с чувством юмора были большие проблемы, футболисты боялись смеяться даже в своем кругу. Поэтому Бубукин и не вписался в «команду Бесковской мечты».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Валентин БУБУКИН

23 апреля 1933 года – 30 октября 2008 года.

Амплуа: нападающий.

Карьера: воспитанник заводской команды «Крылья Советов». Выступал за московские ВВС (1952–1953), «Локомотив» (1953–1960, 1962–1965) и ЦСКА (1961–1962). В чемпионатах СССР сыграл 254 матча, забил 68 мячей.

Достижения: серебряный призер чемпионата СССР (1959), обладатель Кубка СССР (1957). Обладатель Кубка Европы (1960).

Сборная: за сборную СССР сыграл 11 матчей, забил 4 мяча.

Тренерская карьера: главный тренер московского «Локомотива» (1966–1968), симферопольской «Таврии» (1970–1972), львовских «Карпат» (1972–1974), вьетнамского ЦСКА (1978).

Достижения как тренера: чемпион Вьетнама (1978). n

ДОСЛОВНО

Михаил ЯКУШИН:

– Когда мне надо было отобрать инсайда в сборную, я, не задумываясь, вызывал Бубукина, даже если другой претендент был повыше классом. Он умеет в нужный момент снять психологическое напряжение в команде».

Новости. Футбол