Разводят ли Адвоката на миллион?

БРЮССЕЛЬСКАЯ КАПУСТА

За ними в столицу Бельгии и отправился корреспондент «ССФ».
«ПОЛУЧАЕТСЯ ЦИРК…»
За пару дней до отъезда звоню президенту КФСБ Франсуа де Керсмакеру.
– Вы хотите побеседовать о Дике Адвокате? Исключено! Извините, но пока не уладим с ним все юридические вопросы, комментировать ничего не будем.
Похоже, в футбольной федерации «красных дьяволов» банально устали от прощальной истории с новым тренером нашей сборной. Напомню, Дик дал согласие возглавить сборную России, несмотря на действующий контракт со сборной Бельгии. Бельгийцы обиду проглотили, но потребовали от голландца выплаты неустойки. Адвокат не против. Вот только о ее размере никак не получается договориться.
Зато получается обмениваться колкостями. Сразу после заявления голландца о смене одной сборной на другую на волне эмоций прозвучали оскорбительные фразы, потом последовали угрозы привлечь друг друга к судебному разбирательству, а недавно стороны и вовсе обменялись обвинениями во лжи.
Чтобы понять, к чему это все может привести, звоню другой «шишке» бельгийского футбольного хозяйства – Жан-Мари Филипсу, генеральному секретарю КФСБ. Он-то уже не раз публично пикировался с Адвокатом (об этих стычках см. в заметке «Корни конфликта»), поэтому может быть разговорчивее.
– Вы из российского издания и вас интересует ситуация вокруг Адвоката? Комментировать-то особо нечего. Мы хотели уладить этот вопрос в спокойной рабочей обстановке, а временами получается цирк. Подливать масла в огонь не хотелось бы.
– Но ведь совсем недавно вы заявили, что намерены обратиться в суд. Насколько реален подобный поворот событий?
– Мы действительно рассматриваем такую возможность. На днях будем встречаться с юристами и этот вопрос, естественно, затронем, но лично я надеюсь уладить наши нюансы без судебного вмешательства. Оно не нужно ни нам, ни Адвокату. По собственному опыту знаю, что интеллигентные люди чаще всего приходят к какому-то общему соглашению. У вас еще есть какие-то вопросы?
– Есть!
– Ладно, тогда давайте встретимся. Во вторник к девяти утра подъехать к зданию КФСБ сможете?
КАБИНЕТ ТРЕНЕРА
К зданию КФСБ, построенного в виде своеобразной пирамиды, я подъехал с небольшим опозданием (ах, эти забастовки железнодорожников и автомобильные пробки, не уступающие московским!), поэтому секретарша Филипса попросила подождать десять минут.
Жду. В октябре прошлого года я был в этом офисе, тогда Адвокат официально приступал к должности тренера «красных дьяволов». В тот раз бросился в глаза роскошный «Mercedes SL» Дика в первом ряду стоянки – самой близкой от центрального входа в футбольный дом. Теперь это место занимает более скромная KIA. Впрочем, при всем уважении к новому наставнику сборной Бельгии Джорджу Ликенсу, «воспитавшему» для российского футбола Ломбертса и Маазу, он и тренер поскромнее будет.
Наконец приглашают к Филипсу.
Увидев в моих руках редакционную «мыльницу», Жан-Мари улыбается: «Что же вы не предупредили, что придете с фотоаппаратом. Я бы хоть галстук надел». Но от съемки не отказывается.
– А можно заглянуть в бывший кабинет Адвоката?
Филипс – сама любезность. Идем по коридору. Куча кабинетов, но ни табличек, ничего! Генсек распахивает одну из дверей:
– Джордж, можно мы вас немного потревожим? Приехал журналист из России, хочет сфотографировать ваше рабочее место.
Новый главный тренер сборной Бельгии Джордж Ликенс здоровается и послушно удаляется прочь.
– И часто Адвокат бывал в этом кабинете?
– Раз пять-шесть, точно не помню. Кстати, за тем столом, где факс с телефоном, сидел Адвокат, а вот за этим, напротив, – его помощники.
– За семь месяцев работы в Бельгии Дик лишь шесть раз появлялся в своем кабинете? Знаете, в России сейчас чуть ли не самый главный вопрос, сколько дней в нашей стране будет проводить голландский тренер.
– В этом плане у нас никаких вопросов к Адвокату не было. До совмещения постов, когда помимо нашей сборной он стал работать в голландском «Алкмаре», в Бельгии он бывал не реже, чем дома.
СОБЛАЗНЕНИЕ КОШЕЛЬКОМ
– Господин Филипс, – обращаюсь к генеральному секретарю уже в его кабинете, который, к слову, выглядит гораздо презентабельнее тренерского. – Разъясните нашим читателям ситуацию с суммой неустойки. Вы заявляете о 250 тысячах, которые вашему союзу якобы предложил Адвокат, наш тренер намекает о трех миллионах евро, которые вы хотите получить от него, а в прессе пишут о миллионе. Где правда?
– Начнем с того, что о конкретных суммах речи пока не велось. Переписка наших юристов с юристами Адвоката проходит довольно медленно.
– А откуда взялась сумма 250 тысяч евро? Официальной бумаги от представителей Адвоката вы, выходит, не получали, где бы говорилось об этих цифрах?
– Нет. Но в один день мне позвонили сразу несколько журналистов, и, по их утверждению, Адвокат намеревался предложить нам именно эту сумму, серьезной которую для нынешней ситуации не назовешь. Мы решили сыграть на опережение, дав понять, что о таких деньгах не может быть и речи.
– А что скажете о словах Адвоката о трех миллионах?
– Не знаю. Вполне полагаю, что его кто-то неверно проинформировал. Но мы о трех миллионах даже не думали. Опираясь на бельгийское законодательство, рассчитываем получить от господина Адвоката около одного миллиона евро.
– В России пишут, что Адвокат после ухода из «Зенита» знал, что рано или поздно вернется в Россию, чтобы возглавить сборную, так как было очевидно, что его хороший друг и работодатель по питерскому клубу Сергей Фурсенко станет президентом РФС.
– Не верю. Иначе Адвокат настаивал бы на пункте, который бы позволял ему свободно уйти, получив более выгодное предложение. Так, например, сделал его бывший помощник Марк Вильмотс.
– Почему при подписании соглашения с Адвокатом вы не прописали пункт о досрочном разрыве официальных отношений? Это бы помогло избежать возможных судебных разбирательств.
– В Бельгии подобное невозможно. Не позволяет наш закон. Да и потом, ни мы, ни, уверен, Адвокат не думали, что наше сотрудничество завершится столь скоро. Я ведь ездил в Санкт-Петербург на переговоры. Было видно, что человек хочет трудиться именно в нашей стране.
Знаете, что самое обидное в этой ситуации, – жалко потраченного впустую времени. Мы потеряли семь месяцев. До первого официального матча – рукой подать, а КФСБ в срочном порядке должен был искать варианты.
Сколько бы Адвокат ни обвинял федерацию в любительском уровне организации, мы создавали ему все условия для творчества и работы. Любые его требования и пожелания воплощались в жизнь. И обидно, что после подобного отношения он поступил таким образом. С другой стороны, действие Адвоката объяснимо. Когда перед твоими глазами вертят толстым кошельком, устоять перед соблазном непросто. Но нам от этого не легче.
– Понимаю.
– Зато вы можете спать спокойно. Даже если в контракте нет пункта о неустойке за досрочный разрыв, вряд ли кто-то сможет перехватить Адвоката у РФС. В финансовом плане это по силам только шейхам из Катара или Саудовской Аравии.
КОРНИ КОНФЛИКТА
Филипс, который до прихода в руководство футбольной федерации 15 лет занимал должность одного из ведущих юристов страны, еще до того, как Маленький генерал дал свою первую пресс-конференцию в качестве тренера «красных дьяволов», публично подколол голландца за его требование проводить тренировочные сборы на море.
Дело в том, что КФСБ выделил немало средств на строительство современной футбольной базы, предназначенной для главной команды страны, однако Адвокат категорически отказался там работать. «Грех не заниматься на песке и свежем воздухе, когда под рукой есть море», – пытался убедить бельгийцев Дик, дорабатывая свои последние дни в «Зените». На что Филипс в одном из интервью оперировал следующими доводами: «Мы отстроили классный футбольный центр – и, спрашивается, для чего? Не могу понять стремление Адвоката тренироваться на море. Может, голландец любит возиться в песочнице? Но ведь мы не для этого подписывали с ним контракт».
Реакцию Адвоката в таких случаях долго ждать не приходится. Голландец через прессу передал привет Филипсу, порекомендовал бывшему юристу не лезть в тренерские заботы, а заниматься своими непосредственными обязанностями, вместо того чтобы «трепаться» с журналистами.
Потом, когда голландец уже вовсю занимался делами бельгийского футбола, между Диком и Филипсом вновь произошел конфликт. После того как Адвокат отказался от товарищеского матча против Северной Ирландии и эта информация мигом появилась в местных СМИ, голландец потребовал отставки Филипса. «В моей команде доносчиков быть не должно», – твердо заявил тогда Маленький генерал, намекая на генерального директора КФСБ, любящего общаться с журналистами.
Местные СМИ и президент футбольной федерации де Керсмакер встали на защиту своего «информатора» и «правой руки», и со временем вопрос был закрыт.
Публичные разборки Филипса с Адвокатом продолжаются по сей день. Например, на днях, со слов генерального директора, в бельгийских газетах была опубликована информация о том, что юристы Дика предложили бельгийцам четверть миллиона, на которые в КФСБ категорически не согласны. Голландский специалист прокомментировал эту информацию следующим образом: «Господин Филипс говорит неправду. В Бельгии хотят получить неустойку, втрое превышающую сумму, о которой пишут газеты». Тренер российской сборной явно намекнул на три миллиона евро, тогда как в изданиях Бенилюкса фигурирует лишь одна цифра – миллион. Филипс последовал примеру Адвоката и обвинил во лжи голландца.
БЕЛЬГИЙСКАЯ СТАТИСТИКА АДВОКАТА
В сборной Бельгии Адвокат проработал чуть менее семи месяцев (с 22 сентября по 15 апреля ). Под его руководством «Красные дьяволы» провели пять матчей, в трех победили (Турция – 2:0, Венгрия – 3:0, Катар – 2:0), а в двух проиграли (Эстония – 0:2, Хорватия – 0:1).
С ежегодной зарплатой 550 тысяч евро (плюс 50 тысяч отпускные) Адвокат стал самым высокооплачиваемым тренером сборной в истории бельгийского футбола. Рене Вандерейкен, работавший в сборной Бельгии до голландца, зарабатывал 400 тысяч. Зарплата нынешнего наставника – Джорджа Ликенса составляет 450 тысяч евро.
МНЕНИЯ
ЧТО ДУМАЮТ О ДИКЕ В БЕЛЬГИИ?
Томас ВЕРМАЛЕН,
капитан сборной Бельгии:
– Я иногда созваниваюсь с Адвокатом. Его решение поддерживаю. Желаю Дику удачи на новом месте работы. Рад, что под конец карьеры ему выпал шанс трудиться с интересной командой и на более выгодных условиях.
Марк ВИЛЬМОТС,
сенатор Донгельберга и бывший помощник Адвоката:
– Большинство моих соотечественников отреагировали как полные лицемеры. Когда федерации увольняют тренеров, это считается нормальным. А когда коллеги по цеху получают возможность поработать с более интересной сборной, это предательство? За время, проведенное в нашей стране, Адвокат многое дал нашей федерации. Он был всегда предельно четок и требователен. Если мы сделаем определенные выводы от сотрудничества с Адвокатом, сделаем шаг вперед. Передавайте Дику огромный привет и пожелайте от меня удачи.
Рауль де ГРОТЕ,
обозреватель еженедельника «Voetbal Magazine»:
– После того как Адвокат ушел работать в российскую сборную, в нашей стране было немало истеричных комментариев на эту тему. В Бельгии к тренерам, да и к футболистам тоже, относятся как к рыцарям, которые должны служить для всех примером. Если этого не происходит, поднимается шумиха. У нас часто забывают, что к нам едут зарабатывать деньги, а не биться насмерть за честь страны. Но Адвокат тоже неправ. Во время переговоров с РФС голландцу не следовало делать публичных заявлений и обещаний руководству КФСБ, что он точно останется работать в нашей стране. Если бы не эти его постоянные обещания, к его уходу в Бельгии отнеслись бы гораздо спокойнее.





