Йоханнесбург – город контрастов. В ЮАР гордятся современными аренами и не стесняются своих задних дворов – кварталов бедняков

СОБЫТИЕ ДНЯ
ЧМ-2010
ФОТОВЗГЛЯД КОНСТАНТИНА ИВАНОВА («СОВЕТСКИЙ СПОРТ»), АП И РЕЙТЕР
Нужен ли чемпионат мира таким странам, как ЮАР? Этим вопросом чаще всего задаются журналисты, приехавшие в эти дни в Йоханнесбург.
Стадион «Соккер Сити», на котором состоялся матч открытия чемпионата мира, словно разделяет два южноафриканских мира. Арена стоит на территории, разделяющей благополучный развивающийся Йоханнесбург и Соуэто – поселения, где во время апартеида находилось место принудительного проживания южноафриканского населения.
Некоторые люди до сих пор живут здесь в лачугах и сараях. Когда бригада «Советского спорта» ездила туда на могилу Лекхето, честно говоря, порой было не по себе – нищета беспросветная… С другой стороны, очевидно, что на время ЧМ никаких резерваций для «неблагонадежных граждан» в ЮАР не предусмотрено, никого за 101-й километр не отправляют.
Организационный комитет чемпионата мира утверждает, что турнир принесет экономике ЮАР около 5,5 миллиарда долларов. Но южноамериканские СМИ очень сомневаются в том, что эта цифра реальна – ее практически невозможно проверить. Более того, журналисты ЮАР и вовсе сомневаются, что государство сможет вернуть те средства, которые были затрачены на подготовку к турниру. Ведь все финансовые сливки с чемпионата мира соберет ФИФА. Почти все расходы (на строительство стадионов, усовершенствование транспортной системы и т.д.) несет на себе страна-организатор. ФИФА же получает основные статьи дохода – от спонсоров, телевидения и продаж атрибутики.
И все же изменения к лучшему видны уже сейчас. Местные жители говорят, что в Соуэто специально к чемпионату мира отремонтировали дороги, ввели несколько автобусных линий. Уровень преступности, что отмечают южноафриканские СМИ, здесь понизился, поскольку полиции на дорогах стало больше. На улицах дети играют в футбол и дуют в вувузелы.
В общем, если спросить жителей Соуэто, нравится ли им, что чемпионат мира проходит в ЮАР, почти все скажут «да».
«Я живу с мамой, у нас нет денег на завтраки и на школу, но зато мы посмотрим по телевизору чемпионат мира. А еще я хочу увидеть своими глазами Кака и Лионеля Месси, – рассказал корреспонденту газеты «Guardian» 17-летний Мандла Камбуле, один из тех, кто проводит весь день на пустыре, где играют в футбол. – Я хочу сыграть за сборную ЮАР и стать министром финансов».
Футбол здесь – это не только досуг. Для многих это смысл жизни.





