Безопасность ЧМ-2010. Не рисковать, не высовываться!

ЧМ-2010 Безопасность ИСПЫТАНО НА СЕБЕ. Слов нет – футбол в ЮАР получается классный! Но точно на такой же пронзительной ноте, только минорной, неотступно преследует всех приехавших на турнир еще одна тема – собственная безопасность. Уже неделю прожив в г
news

ЧМ-2010
Безопасность

И хотя службы безопасности в ЮАР всегда начеку, желающих поживиться за счет приезжих столько, что до финального матча 11 июля расслабляться не придется.
 

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ. Слов нет – футбол в ЮАР получается классный! Но точно на такой же пронзительной ноте, только минорной, неотступно преследует всех приехавших на турнир еще одна тема – собственная безопасность. Уже неделю прожив в главном городе чемпионата мира – Йоханнесбурге, корреспондент «ССФ» поймал себя на мысли, что всякий раз, прежде чем выйти из отеля, необходимо четко продумать свой маршрут. Чтобы, не дай Бог, не было никаких отклонений. Иначе обратно в лучшем случае можно вернуться голым.

КАК ПЛОХО БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ ГОЛЛИВУДА

Я прилетел в Йоханнесбург – один из самых криминальных городов планеты за четыре дня до начала чемпионата мира. Уже на следующий день после прилета отправляюсь на прогулку в центр Йоханнесбурга, чтобы понять, так ли все страшно в этом городе, как об этом рассказывают туристические гиды.

Нарочно не слушаю ничьих советов (ведь еду-то ясным днем), чтобы эксперимент получился максимально честным, выхожу из уютного медиа-шаттла на конечной остановке – улице Биккард. Первые шаги – почти как по Анатолию Федоровичу Бышовцу: «Только вышел из дома и сразу попал в дерьмо». Кучи мусора повсюду, лотки с продуктами и всяким тряпичным ширпотребом на тротуарах, неприятные запахи и неприлично много попрошаек… Чувствуешь себя звездой Голливуда: редкий прохожий спокойно проходит мимо и не оборачивается. Во взглядах всех остальных читается плохо скрываемое удивление, недоумение, а у некоторых вообще прямой вопрос: «Парень, что ты здесь забыл?».

Тяжелее всего останавливаться на перекрестках и ждать зеленого света, чувствуя сверлящий взгляд сзади. Вглядываясь в громадины небоскребов, я подсознательно иду в их направлении, рассчитывая на передышку. И интуиция меня не обманывает.

Деловой центр Йоханнесбурга, умостившийся всего в пару кварталов, – это совершенно другой мир. Здесь много ухоженных зданий, хороших машин и людей в дорогих костюмах. Уже хотя бы изредка на пути попадаются белые лица. Но деловой квартал заканчивается гораздо быстрее, чем мне бы хотелось, и я снова окунаюсь в африканскую действительность. Единственно правильным решением в этой ситуации мне кажется обратный шаттл до стадиона, и я отправляюсь назад, в уютный медиа-центр «Соккер Сити Стэдиум».

ЖУРНАЛИСТ – ПРОФЕССИЯ ОПАСНАЯ

Все последующие дни Интернет и рассказы коллег дают мне понять, что моя легкомысленная прогулка по городу могла обернуться куда более серьезными последствиями, чем просто небольшим стрессом. Информационная лента больше похожа на криминальную сводку. В роли жертв – иностранные журналисты.

Для китайских репортеров, ехавших на машине по центру Йоханнесбурга, поездка закончилась потерей всех денег и аппаратуры. Вооруженные бандиты вынудили их остановиться и отдать все ценное, что было в салоне.

В тот же день в одном из торговых центров города было совершено нападение на корейского журналиста. Его подкараулили в туалете, где придушили до потери сознания, после чего отобрали паспорт и полторы тысячи долларов.

Ну а самая дикая история случилась с репортером из португальской газеты «O Jogo» Оскаром Серрано. Проснувшись в пять утра в номере своего отеля, он увидел перед собой дуло пистолета. Трое грабителей в масках обобрали Серрано подчистую. Они вынесли из номера три тысячи долларов, мобильный телефон, ноутбук, багаж, одежду и паспорт, оставив португальцу только аккредитацию на турнир.

В том же отеле и в то же утро ограбили еще и двух испанских журналистов. Они, правда, спали крепким сном, пока бандиты выносили из их номера все, что попалось под руку, даже аккредитации.

Проблема криминала косвенно затронула и российских журналистов. Поехавшая снимать сюжет в самый неблагополучный район города – Соуэто съемочная группа Первого канала разумно решила воспользоваться услугами гида. В итоге сами телевизионщики уехали из Соуэто живыми и здоровыми, а вот их гида пришлось отвезти в госпиталь. В тот момент, когда он немного отстал от группы, на него напали с ножом, порезали руку и отобрали кошелек и мобильный телефон.

БЕЗОПАСНЕЕ ВСЕГО В СОБСТВЕННОМ ВАГОНЕ

Собираясь в один из дней в гости к сборной Словакии в соседнюю Преторию, я наивно рассчитывал добраться туда на поезде. Но вечером накануне поездки, когда я подхожу на ресепшен уточнить оптимальный способ передвижения, выясняется, что все не так просто. Узнав о моих планах поехать на поезде, работники отеля смотрят на меня как на сумасшедшего:

– Вы что, сэр! Это очень небезопасно. Может, до Претории и доедете, но без денег и аппаратуры.

Единственный безопасный вариант для иностранца передвигаться в ЮАР по железной дороге – заказать частный вагон. Но когда я прикидываю, во сколько мне это обойдется, то делаю выбор в пользу обычного такси.

На обратном пути моим водителем оказывается белый пенсионер из Претории. Его супруга, сидящая на пассажирском сиденье, спрашивает меня, какой из двух городов мне понравился больше. Услышав «Претория», она понимающе кивает головой:

– Я сама родилась в Йоханнесбурге, но мы с мужем уже давно переехали в Преторию. Здесь гораздо безопаснее и спокойнее. Многие люди, работающие в Йоханнесбурге, все равно покупают себе дома в Претории и каждое утро ездят 40 километров на работу туда и обратно.

Дорога по загруженному хайвэю занимает чуть больше часа, и почти половину пути мне рассказывают страшилки про Йоханнесбург:

– Иностранцам там опасно находиться даже в светлое время суток. Чаще всего грабители выслеживают потенциальных жертв, когда те выходят из такси. Потом они направляются за ними и, улучив удобный момент, раздевают их прямо на улице до трусов.

К нам в прошлом году приезжали друзья из Европы. В последний день перед отлетом они решили съездить на шопинг. Но вместо новых покупок вернулись домой даже без старой одежды. На них напали прямо в торговом центре и отобрали все, включая паспорта. Пришлось переносить обратный вылет на три дня.

ШУТИТЬ НЕ ПО-ДЕТСКИ

Район Соуэто. Даже не каждый южноафриканец рискнет сунуться в эти трущобы. Разве что под видом заядлого фаната.
 

Венцом моих приключений должна была стать поездка в Соуэто. Сидя на заднем сиденье старенького «рено» моего проводника Джеффа, я во время многочисленных остановок из-за пробок то и дело ловлю на себе косые взгляды сквозь закрытые окна автомобиля. Джефф, живущий здесь с рождения, успокаивает меня:

– Пока ты со мной, никто к тебе не пристанет. А вот один ты бы здесь далеко не ушел.

Заезжая по дороге в один из магазинчиков, я как будто попадаю в сельпо какой-нибудь забытой богом российской глубинки. Желтые стены с отваливающейся штукатуркой, пол из дешевой плитки, залежалый товар и полупустые полки. Важная деталь, указывающая на то, что в нашей глубинке жить все-таки лучше, чем в Соуэто, – решетка с толстыми железными прутьями, отделяющая прилавки от посетителей.

Когда я достаю фотоаппарат, зашедшие в магазин школьники улыбаются в объектив и показывают большие пальцы. Но на выходе один из них подходит ко мне и говорит:

– Иди еще поснимай нас с приятелями за углом, там тоже хорошие кадры получатся!

За угол я, конечно, не иду, а сажусь в машину. Проезжая мимо их компании, пьющей на улице пиво и курящей марихуану, я уже вижу себе вслед не большие, а средние пальцы.

– Когда мы получили свободу, хуже всего это сказалось на молодежи, – рассказывает Джефф. – Раньше все футбольные поля и пустыри в районе были забиты пацанами, мяч гоняли с утра до ночи. А теперь в футбол почти никто не играет. У нынешних школьников другие интересы: алкоголь, наркотики, многие занимаются разбоем и воровством.

Обратно возвращаемся уже затемно после просмотра в местной фан-зоне на большом экране матча ЮАР–Мексика (репортаж об этом на стр. 8). Джефф подвозит меня чуть не к ресепшену гостиницы, которая находится в относительно спокойном районе (тем не менее это не исключает трех здоровенных охранников при входе), и напутствует напоследок:

– Будь осторожнее, один лучше никуда не высовывайся, за пределы отеля после наступления темноты без машины не выходи.

Облегченно вздыхаю и иду в свой номер. А в голове совершенно патриотическая мысль: если теперь мне кто-то скажет, что чемпионат мира-2018 нельзя проводить в России по соображениям безопасности, то я просто рассмеюсь этому человеку в лицо.

Эти парни охотно позировали кор- респонденту «ССФ» в магазине, а потом пытались заманить его для съемки за угол
 

Йоханнесбург