Куда девался зритель?

Проблема посещаемости чемпионата мира – одна из главных, обсуждаемых сейчас в мировой прессе. Самое удивительное, что объяснить ее происхождение не могут даже представители Международной федерации футбола. Хотя могли бы догадаться заранее...
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ЧМ-2010. ЗАЦЕПИЛО!

Проблема посещаемости чемпионата мира – одна из главных, обсуждаемых сейчас в мировой прессе. Самое удивительное, что объяснить ее происхождение не могут даже представители Международной федерации футбола. Хотя могли бы догадаться заранее...

После первых пяти матчей чемпионата мира в ЮАР ФИФА обнародовала цифры средней посещаемости турнира – около 54 тысяч зрителей на игре. «Больше на данном этапе было только в 1994 году, на чемпионате мира в США – 69 тысяч зрителей», – бодро гласило официальное коммюнике.

Однако ситуация, естественно, не так радужна. Если отбросить стартовый матч ЮАР – Мексика, то многие игры с трудом набирают 35 тысяч зрителей. Или не набирают, как игры Южная Корея – Греция или Япония – Камерун. Проплешины на трибунах настолько бросаются в глаза, что ФИФА недоумевает, а в самой ЮАР разгорается политический скандал. Дело в том, что многие министерства закупили билеты якобы для своих сотрудников за государственные деньги. Суммы достигают десятков миллионов долларов США. Оппозиция уже заявила, что эти деньги можно считать украденными, и инициировала расследование.

В ФИФА уверены: билеты были проданы, но не использованы. И пытаются понять, почему это произошло. У меня есть одна мысль по этому поводу.

Раньше на крупных турнирах команда-«матка» каждой группы селилась в одном городе, а остальные три сборные приезжали к ней как бы в гости. И фанаты ведущих сборных, матчи которых вызывают повышенный интерес, могли заранее выбрать себе гостиницу или кампус поблизости от этого города. Да и у поклонников остальных сборных было, по сути, всего два места где обживаться: матч с «маткой» в одном городе, два остальных – в другом.

Так было до 1994 года, когда чемпионат мира пришел в США. Но потом были компактные и легко покрываемые за короткое время Франция-1998, Япония с Кореей-2002 и Германия-2006. А в ЮАР, которая по территории больше, чем Франция и Германия, вместе взятые, с общественным транспортом – настоящая беда. Без арендованной машины добраться до стадиона в Рюстенбурге (а точнее – в чистом поле в десятке километров от города), по сути, невозможно. Взятый же напрокат автомобиль увеличивает расходы по пребыванию в ЮАР почти в два раза. Трижды подумаешь, прежде чем решиться на путешествие на другой конец света! Болельщикам, допустим, сборной Англии нужно на групповом турнире посетить матчи в Рюстенбурге (северо-восток страны), Кейптауне (юго-запад) и Порт-Элизабет (юго-восток). Это не только более 2000 километров пути, но и огромные для обычного фаната расходы.

Думала ли об этом ФИФА, когда отдавала чемпионат мира в ЮАР? Если да, то удивительно, почему так мало было сделано в этом направлении. Поезд, который привозит болельщиков в «Соккер Сити» (а это, между прочим, Йоханнесбург!), преподносится, как последнее слово техники. Хотя и его запуск припозднился: случился только день спустя после матча открытия, парализовавшего движение в городе.

Дописываю эту колонку, сидя на матче Новая Зеландия – Словакия. Свободных мест на трибунах – почти половина. Может, в плей-офф будет получше?

Новости. Футбол