Английские фанаты. Море пива при «сухом» счете

ЧМ-2010

АНГЛИЙСКИЕ ФАНАТЫ. Двадцать пинт пива и медовый месяц на чемпионате мира, хоровое пение как первая мини-победа над вувузелами, энергичная разминка и удручающая игра – в репортаже корреспондента «ССФ» из Кейптауна, где он провел целый день в компании английских фанатов на безголевом матче Англия – Алжир.
Пластиковый стаканчик с пивом летит прямо мне в голову. Янтарные брызги красиво расплескиваются в воздухе и падают на волосы окружающим. Всего за одну секунду, пока шальной снаряд мелькает в глазах, я успеваю подумать о главном – где мне сейчас быстро купить новый фотоаппарат, куда идти за чистой одеждой, можно ли где-то поблизости принять душ…
Но мне везет. Стаканчик приземляется в метре от меня, обрызгивая с ног до головы алжирского фаната и оставляя всего несколько капель на моих джинсах. Из шумной толпы доносится радостный гул. Разминка английских фанатов перед матчем со сборной Алжира идет полным ходом.
Медовый месяц в ЮАР
В ФИФА совершенно не думают о здоровье болельщиков. Назначать матчи с участием английской сборной на полдевятого вечера – чистой воды преступление. Британцам весь день приходится «разогреваться» в городе в предвкушении вечернего матча, и дойти до стадиона многим уже физически невероятно сложно.
Около полудня я прихожу в Waterfront – самый веселый район Кейптауна, напичканный барами и ресторанами. Передвижение по узким улочкам напоминает час пик в московском метро. Во многие бары не попасть. Здоровенные охранники с трудом сдерживают натиск толпы, чтобы не допустить давки внутри.
Стены всех зданий, заборы и фонарные столбы обвешаны английскими флагами. Типично британская «фишка»: собираясь на выезд, болельщик сборной Англии с легким сердцем забудет дома шарф и футболку, но обязательно возьмет флаг. Причем каждый флаг уникальный. Чаще всего на него наносится название родного города или памятная дата. На одном из попавшихся мне на глаза стягов, например, написано: «Серена и Дэйв, только поженились – и сразу на Кубок мира. Июнь 2010. Медовый месяц в ЮАР».
Футбольный день для английских болельщиков начинается с коллективного просмотра матча Германия – Сербия. Облепив ступеньки вокруг большого экрана на одной из площадей, британцы отчаянно болеют за сербов. Точнее, против немцев. Дважды – когда Йованович забивает гол в первом тайме, а Стойкович во втором отражает пенальти – толпа взрывается так, будто играет сборная Англии. Финальный свисток глохнет в дружном гуле и аплодисментах. Расходясь по пабам за очередной пинтой, довольные поражением исторического врага англичане напевают веселую песенку про «пять немецких какашек в воздухе».
ПИВНЫЕ НОРМЫ
– Ну как, тебе весело с нами? – кричит мне в ухо Дэйв из Шеффилда, когда мы протискиваемся в один из пабов. – Это только начало! Пойдем, закажем по пинте!
– Какая это уже будет для тебя?
– Пока седьмая. К вечеру, думаю, будет пинт пятнадцать-двадцать.
– Не боишься, что не дойдешь до стадиона?
– Так это норма для меня! Вот уже после двадцати пяти тяжело бывает. Но сегодня не буду так напиваться. Хочется посмотреть футбол, чемпионат мира все-таки.
Тактика передвижения из одного паба в другой в поисках ярких впечатлений кажется мне все более опрометчивой. Каждый мой новый знакомый предлагает пропустить с ним по пинте. Пока еще трезво оценивая свои силы, я выбираюсь наружу прогуляться и подышать свежим воздухом.
Получасовой моцион по Waterfront дарит массу неожиданных встреч. Английская королева, мистер Бин, Фабио Капелло и Уэйн Руни, очевидно, тоже устав от пабского однообразия, решили прошвырнуться по окрестностям. Маски-шоу – новая забава английских болельщиков, пока еще остающаяся их эксклюзивным развлечением.

ДЕРЗКИЕ АЛЖИРЦЫ
Болельщики сборной Алжира, заметно уступая англичанам в численности, берут дерзостью. Группа из десяти алжирцев останавливается возле самого популярного у англичан паба, где под открытым небом, сидя друг на друге, они распивают свои уже бесчисленные пинты. Вытащив из рюкзаков флаги и шарфы, арабы подбегают к низкому плетеному забору и начинают размахивать ими прямо перед столиками британцев. В этот самый момент я едва не становлюсь случайной мишенью для пластикового стаканчика, вылетевшего из толпы в сторону дерзких алжирцев.
«Алжир – маленький, вонючий город в Египте!» – скандирует толпа, пока я решаю, отойти мне подальше или все-таки остаться под обстрелом, зато в центре событий.
В это время из паба вылетает второй снаряд – уже не стаканчик, а жестяная пивная банка. Она попадает точно в голову алжирцу. Товарищи тут же подхватывают пострадавшего под руки и уносят подальше. Помахав еще немного своими флагами, алжирцы ретируются. Ликующая толпа в пабе провожает их протяжным улюлюканьем.
– Эти ребята очень неправы, для них все могло закончиться гораздо хуже, – говорит мне пожилой мужчина из Манчестера с совершенно невероятным татуажем на спине – абрисом «Олд Траффорд» и тремя завоеванными «МЮ» трофеями.
Впрочем, в этот момент я вообще в первый раз вспоминаю о том, в какой компании нахожусь. За несколько часов пребывания в обществе англичан я не нахожу ни единого подтверждения их репутации самых отъявленных хулиганов в мире, которую они давно и прочно за собой застолбили. Хотелось бы еще понимать – это билеты до ЮАР такие дорогие или меняются нравы?
Что по-настоящему выводит этих людей из себя помимо нарывистых алжирцев – это, конечно, вувузелы. Когда кто-то из аборигенов, проходя мимо, дует в вувузелу, толпа в пабе моментально скандирует: «Засуньте свои вувузелы себе подальше!».
К вечеру в Waterfront уже почти столько же фотографов и телевизионных бригад, сколько самих англичан. Сообразив, что можно пропустить самое интересное, журналисты отправляются в город. Для разгоряченных британцев камеры и фотообъективы становятся хорошим стимулом. Они лезут на столбы, вскарабкиваются на деревья, танцуют на мусорных баках – в общем, ищут любые места, где было бы их лучше видно.
НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА
В первые минуты матча на «Грин Пойнт Стэдиум» происходит историческое событие.
Впервые на этом турнире человеческие глотки на какое-то время заглушают вувузелы. Около сорока тысяч англичан, разбросанных по всей арене, сразу после стартового свистка встают со своих мест и отчаянно скандируют: «England! England!». Но надолго их не хватает. Как иногда выражаются футболисты после важных матчей, «перегорели на разминке».
В перерыве перемещаюсь из скучной ложи прессы на трибуну к английским болельщикам. Мои новые соседи – студенты из Лидса Брайан и Грэм – нервно кусают ногти и теребят волосы на голове. Где-то минуты с шестидесятой я начинаю понимать, что на самом деле очень плохо знаю английский язык. По крайней мере, разделу «ненормативная лексика» мои преподаватели могли бы уделить больше внимания. Мне становится очень трудно поддерживать разговор, потому что примерно половины слов, которые произносят Брайан и Грэм, в обычных словарях нет.
…В лифт, опускающий меня после матча с верхотуры арены к выходу, заходит седовласый джентльмен в дорогом пиджаке и шляпе. Не постеснявшись нескольких женщин и детей, он подводит, пожалуй, самый точный и лаконичный итог игре: «Ужасный матч! Отборное дерьмо! Простите».
Ночью в Кейптауне уже не так весело, но почти так же шумно, как днем. У меня заканчиваются силы это все просто созерцать, а англичане продолжают пить, петь и убеждать пристающих к ним телевизионщиков с камерами в том, что это был худший матч в их жизни, но они все равно надеются и верят в плей-офф.
…Все-таки эти ребята определенно заслужили команду получше, чем нынешняя сборная Англии.

Кейптаун
кстати
ФАНАТ ВЫСКАЗАЛСЯ В РАЗДЕВАЛКЕ
Не все английские болельщики после матча с Алжиром ограничились только проклятиями и свистом в адрес своих игроков. 32-летний Павлос Джозеф смог прорваться в раздевалку сборной. Столкнувшись там с Дэвидом Бекхэмом, который не играет в ЮАР из-за травмы, но все равно находится рядом с партнерами, болельщик высказал ему все, что он думает об игре команды. Подоспевшая охрана вывела фаната из раздевалки, а ФИФА после этого инцидента пообещала усилить меры безопасности на стадионах.
ДОСЛОВНО
Аарон Коллинс, офицер кейптаунской полиции:
– Мы очень долго готовились к этому дню. Изучив календарь матчей чемпионата, сразу отметили красным крестиком день 18 июня. Про английских фанатов ходит очень много легенд, но все прошло гораздо спокойнее, чем мы ожидали. Кроме инцидента с проникновением болельщика в раздевалку, больше ничего серьезного не случилось. Англичане после игры были расстроены, но неагрессивны. Эти ребята если и добавили кому-то работы, так только городским коммунальным службам. После них на улицах остались такие горы пивных банок и бутылок, что убирать придется несколько часов.





