Алессандро Розина. Приключения итальянца в «Зените»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА Легионеры АЛЕССАНДРО РОЗИНА. След Апеннинского сапога – главная примета, по которой можно узнать размашистую поступь «Зенита»-2010. Из всех национальных диаспор космополитичного питерского клуба итальянская – самая большая. Четверо на трене
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Легионеры

АЛЕССАНДРО РОЗИНА. След Апеннинского сапога – главная примета, по которой можно узнать размашистую поступь «Зенита»-2010. Из всех национальных диаспор космополитичного питерского клуба итальянская – самая большая. Четверо на тренерской скамейке, один на поле и один в селекционном отделе – за всю историю чемпионата России в нем не было столько итальянцев, сколько сейчас в одном «Зените». Отдуваться за всех «ССФ» предложил полузащитнику Алессандро Розине – как первопроходцу и единственному из всего секстета, кто провел в России уже целый год.

Розина выпрыгивает из своего оранжевого Land Rover возле Петропавловской крепости и жмурит глаза от солнца, которое в три часа дня повисло над Петербургом почти в зените.

– Сегодня прохладнее, последние дни вообще ужас был, – знойное российское лето-2010 тяжело дается даже тем, кто родился на юге Италии.

Прогулявшись возле Петропавловки, спроектированной итальянским архитектором Доменико Трезине, мы переезжаем через Неву и паркуемся на Итальянской улице. Розина берет под руку свою подругу Анну и признается в любви сначала подруге, а потом Питеру.

– Потрясающий город! Я здесь даже по Италии не скучаю, только по родителям и друзьям. Особенно стал ценить Питер, когда полетал с командой по России. Уже много городов посмотрел, и в некоторые, если честно, больше не хочется приезжать. Самое мрачное впечатление оставил Владикавказ: разбитые дороги, пустынные улицы, покосившиеся дома с облупленной краской – как будто там только вчера война закончилась.

С Итальянской улицы мы сворачиваем на Садовую и оттуда идем на Невский. За время двадцатиминутной прогулки по одному из самых оживленных мест города Розину ни разу не останавливают.

– И мне это очень нравится, – говорит Розина. – У вас в России люди уважают понятие «частная жизнь». Максимум иногда могут подойти и попросить автограф или сфотографироваться. А в Турине, как только я выходил на улицу, меня сразу окружала толпа болельщиков. Все лезли с вопросами, совали мне к уху свои мобильники, просили поговорить по телефону с их родственниками, друзьями, соседями… Хотя Мейра рассказывал, что бывает хуже. Когда он играл за «Галатасарай», попробовал как-то раз выйти с семьей за покупками, так там такое началось, что больше они в магазин сами не ходили – все заказывали на дом.

Прогулка по главным итальянским местам Петербурга заканчивается возле Казанского собора, построенного по образцу римского собора святого Петра.

– Очин красыво! – роскошная колоннада вдохновляет Розину на два русских слова, после чего он снова переходит на английский. – Мы с Анной здесь часто гуляем.

Отпрыски солнечных Апеннин внесли большой вклад в развитие Северной столицы России. И продолжают этим заниматься. В ХХI веке итальянцы решили взяться за петербургский футбол. Что из этого выйдет, говорить сейчас рано, но промежуточные результаты впечатляют. Пока что Спаллетти и компания полностью оправдывают высокие ожидания. Единственный, кому это не совсем удается, – как раз Розина, которого «Зенит» купил прошлым летом у «Торино» за 8 млн евро. С прошлого лета, когда он переехал в Петербург, Алессандро выходил на поле в матчах премьер-лиги восемнадцать раз и забил всего два гола. В этом сезоне 26-летний итальянец чаще всего смотрит игру своих партнеров со скамейки запасных, появляясь на поле ближе к концу матча, а то и вообще покидая скамейку только после финального свистка.

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА

– Я сам не понимаю, почему так мало играю, – признается Розина, когда мы уже сидим за столиком уютной траттории на Петроградке, где регулярно столуются все зенитовские итальянцы. – Я полностью выкладываюсь на каждой тренировке, у меня отличные отношения со всеми ребятами в команде. Когда меня недавно выпустили в стартовом составе в кубковом матче с питерским «Динамо», я забил два гола. Очень надеялся, что после этого дубля мне дадут больше, чем обычно, игрового времени в следующей игре чемпионата. Но с «Сибирью» я даже не вышел на поле. О’кей, значит, буду ждать следующего шанса и постараюсь максимально его использовать.

– Как долго вы готовы ждать?

– Вопрос так не стоит. Я приехал в «Зенит», чтобы стать одним из его ведущих игроков и выиграть здесь много трофеев. И я не собираюсь сейчас опускать руки и уезжать обратно. Поверьте, российские болельщики еще не увидели и половины того, на что способен Алессандро Розина.

"Поверьте, российские болельщики еще не увидели и половины того, на что способен Алессандро Рохзина!"
 

– Могу это подтвердить. Когда я готовился к интервью, забил в YouТube «Alessandro Rosina Torino» и шесть минут наслаждался шикарной подборкой голов на любой вкус. А потом написал «Alessandro Rosina Zenit», и все, что выдал поиск, – ваш первый гол за «Зенит» в ворота «Нижнего Новгорода» в кубковом матче.

– Тот итальянский ролик сделал мой друг и подарил на день рождения. Вы же видели, как я могу играть?! В «Зените» сначала было тяжело, потому что я приехал сюда в августе, когда сезон в России был в самом разгаре. А я на тот момент успел только провести десять дней сбора с «Торино» после отпуска и был не в форме. Но зимой я прошел полноценную предсезонную подготовку с командой и сейчас чувствую себя на все сто. Даже не представляете, как хочется играть!

– Когда «Зенит» подписал контракт со Спаллетти, все были уверены, что уж теперь-то Розина точно получит стабильное место в стартовом составе. Признайтесь, вы тоже так думали?

– Нет. А почему я должен был так думать?

– Ну это же вполне естественно, когда тренер оказывает протекцию своему соотечественнику. В «Зените», например, был такой футболист – голландец Фернандо Риксен. Последние полгода в Питере он чаще посещал ночные клубы, чем тренировки. Но все равно каждый месяц Риксен получал в клубе зарплату и лишился ее только тогда, когда из «Зенита» ушел Адвокат.

– Это не стиль Спаллетти. У Мистера нет любимчиков. Могу даже сказать, что за полгода, которые Спаллетти работает в «Зените», мы с ним общались тет-а-тет всего два-три раза. И то это были довольно короткие беседы, исключительно о футболе. Спаллетти старается держать одинаковую дистанцию со всеми игроками.

– Неужели он даже не расспрашивал вас о России, когда получил предложение от «Зенита»?

– Нет. О бытовых вещах я разговаривал только с Доменикини и Бартали (ассистенты Спаллетти. – Прим. ред.). Посоветовал им здесь поменьше общаться с итальянцами, ходить не только в итальянские рестораны, чтобы быстрее адаптироваться к России и понять местную культуру. Но они все равно везде ходят вместе и общаются только друг с другом.

– Вы часто встречаетесь за пределами базы?

– Нет. Я много общался с Доменикини и Бартали, только когда они первое время жили со мной в одном отеле. Сейчас, когда они переехали, мы вообще почти не пересекаемся в городе. У тренеров своя компания, у меня – своя. Мы даже на разных языках говорим!

– В смысле?

– Я родился на самом юге Италии – в провинции Калабрия. А весь наш тренерский штаб, включая Спаллетти, – на Севере, в Тоскане. Когда они общаются друг с другом на своем диалекте, я часто вообще не понимаю, о чем идет речь.

– А по-английский только вы говорите?

– Еще Бартали. Он начал заниматься английским уже в России, чтобы напрямую общаться с игроками, и уже добился большого прогресса. У остальных тренеров не остается времени на уроки. Уверен, Спаллетти тоже хотел бы выучить английский. Для него языковой барьер – главная проблема в России. Представляю, как это утомляет, когда каждый раз, чтобы пообщаться с кем-то из клуба, нужно обращаться к переводчику.

Я, когда приехал в Россию, тоже очень плохо говорил по-английски – только в школе его учил. Но сразу сдружился с другими легионерами – Мейрой, Хусти, Крижанацем, Ломбертсом – и благодаря им очень быстро подтянул свой английский.

Фотоувеличение

– Расскажите, что Спаллетти за человек? Мы ведь его почти совсем не знаем.

– Думаете, я его хорошо знаю? Этот вопрос вам надо задать его ассистентам, которые все время находятся рядом с ним.

– Расскажите тогда про ассистентов.

– Бальдини – классический второй тренер. У него очень много общего со Спаллетти, даже прическа. Хотя лисый (это слово Розина произносит по-русски) в «Зените» только один – это я! Скажу честно, мне очень приятно, что, даже после приезда Спаллетти и Бальдини, болельщики продолжают кричать «лисый!» только мне. Здорово, что у меня есть эксклюзивное прозвище!

Доменикини – самый опытный человек в тренерском штабе. Он очень спокойный по характеру, всегда все подробно объясняет, если что-то непонятно – поясняет еще раз.

Бартали отвечает у нас за физподготовку. Обычно таких людей в команде не любят больше всего. Но Бартали как-то удалось расположить к себе игроков. Наверное, благодаря тому, что он разговаривает по-английски и даже пробует общаться по-русски.

Хотя некоторые занятия с Бартали запомнятся нам на всю жизнь. Помню, как мы приехали на первый предсезонный сбор в Дубай. Когда объявили, что с утра собираемся у бассейна, все обрадовались. Думали, поплаваем, пообщаемся, расслабимся. Но, когда команда зашла в бассейн, выяснилось, что мы должны делать специальные упражнения в воде. И это было адски тяжело! Когда уже в конце занятия Бартали сказал нам просто поплавать десять минут, половина ребят чуть не ушли на дно. Мышцы настолько устали, что не держали тело на воде.

– А с новым зенитовским скаутом Альдо Печини, который недавно возглавил международный отдел селекционной службы клуба, вы знакомы?

– Нет. Но надеюсь, что он привезет в команду еще одного итальянского футболиста. Я был бы очень рад. Слышал, что «Зенит» интересуется защитником «Дженоа» Боккетти. Будет здорово, если он переедет сюда. Я лично с Боккетти не знаком, но знаю, что он очень сильный защитник, был в заявке сборной Италии на чемпионате мира (уже после того, как было записано это интервью, стало известно, что «Дженоа» отказалась продавать Боккетти «Зениту» и питерский клуб наметил новые трансферные цели – португалец Бруну Алвеш из «Порту» и француз Филипп Мексес из «Ромы». – Прим. ред.).

Под покровом небес

– Насколько я понимаю, Спаллетти – не из той категории тренеров, про которых говорят, что они для своих игроков, как отцы. В то же время всех до глубины души тронула история, которую в интервью рассказал Владислав Радимов. Приехав на австрийский сбор после летнего перерыва, Спаллетти подарил каждому игроку золотой кулончик с его игровым номером в память о победе в Кубке России.

Да, эта история в команде всех очень растрогала. Вообще не подумайте, что Спаллетти – суперсерьезный человек, который никогда не улыбается и не шутит.

– Но все игроки говорят, что при Адвокате на тренировках было больше смеха и шуток.

– Опять же, все дело в языковом барьере. Иногда во время занятий у Спаллетти прорываются какие-то шутки, но смеются обычно только трое – я, Данни и Мейра, которые тоже немного понимают итальянский. Остальные даже не в курсе, почему мы смеемся. Не будешь же просить переводчика переводить шутки!

С журналистами Спаллетти держит еще большую дистанцию, чем с игроками. За все время работы в России он дал, по-моему, всего два больших интервью, и оба были до зевоты скучными, в духе «Зенит» – отличная команда, Петербург – прекрасный город». Он и в Италии так же с медиа общался?

– Нет. Я, кстати, тоже заметил, что Спаллетти в России почти не дает интервью – только на послематчевых пресс-конференциях. Наверное, причина, опять же, в языке. Ему просто скучно общаться с журналистом, если нужно переводить каждый вопрос, а потом и ответ. Времени на это тратится очень много.

В Италии Спаллетти общался с медиа почти каждый день. Конечно, он не такой трибун, как Моуриньо, но «зажечь» тоже может. Моуриньо, кстати, однажды раскритиковал Спаллетти за то, что тот регулярно созывает пресс-конференции, постоянно приходит в телевизионные ток-шоу, которые идут в прайм-тайм, и вообще, он всем друг. Но Спаллетти достойно ответил Моуриньо. Что-то в том духе, что португалец – трус, потому что, когда его команда проигрывает, он обвиняет всех вокруг, только не себя и своих игроков.

Любовь и ярость

– Под конец – пара общих вопросов по сезону. Многие считают, что «Зенит» – уже чемпион.

– Приятно, что наша игра вызывает у людей такие мысли. Но так говорить еще рано – даже первый круг не закончился.

– Кого вы считаете самым опасным соперником?

– Перед началом сезона я думал, что за «золото» будут бороться четыре команды – «Зенит», «Рубин», ЦСКА и «Спартак». Но «Спартак» меня разочаровал. Теперь, думаю, у нас осталось всего два конкурента – «Рубин» и ЦСКА, и оба находятся еще не так далеко от нас, чтобы говорить о чемпионстве.

– Кажется, что самый главный соперник «Зенита» – он сам. Чувствуется, что в некоторых матчах футболистам откровенно не хватает мотивации, команда играет очень расхлябанно, все эти бесконечные перепасовки с попыткой чуть ли не завести мяч прямо в ворота…

– Согласен, такая проблема есть, но мы с ней боремся. Когда команда начинает так играть и транжирит кучу моментов, Мистер очень злится. Это только со стороны кажется, что Спаллетти добрый и милый. На самом деле никому из игроков не хочется попасть ему под горячую руку, и это уже сама по себе хорошая мотивация.

Санкт-Петербург

АЛЕССАНДРО РОЗИНА в чемпионатах России

Сезоны
Команда
Игры
Голы

2009

Зенит

9

2

2010

Зенит

9

0

БЛИЦ: САМЫЕ-САМЫЕ ИТАЛЬЯНЦЫ «ЗЕНИТА»

«ССФ» попросил Розину рассказать о себе и своих соотечественниках в «Зените» в формате «самый-самый».

САМЫЙ СТИЛЬНЫЙ

– Я. Может, это и нескромно, но правда. Люблю яркие цвета, креативную дизайнерскую одежду. Наши тренеры просто в силу возраста и статуса не могут себе этого позволить, поэтому одеваются более консервативно, в классическом стиле. Хотя Спаллетти в Италии считался одним из самых стильных тренеров, на все матчи «Ромы» выходил в элегантном костюме и выглядел безупречно. Не знаю, почему в «Зените» Мистер не переодевается на игры и сидит на скамейке в спортивном костюме.

САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ

– Бальдини. Даниэле очень любит пошутить, от него всегда можно ждать подкола. А еще он немного знает французский и бывает очень смешно, когда Бальдини начинает на нем разговаривать. Больше всего его любил дразнить по этому поводу Пюйгренье, когда тренировался с нами. Себа говорил, что, стоит только Бальдини открыть рот и сказать пару слов на французском, сразу становится понятно, что он итальянец.

САМЫЙ ДОБРЫЙ

– Доменикини. Он общается с футболистами, как папа. Очень добрый человек, всегда в хорошем настроении. Его, кажется, вообще невозможно вывести из себя.

САМЫЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ

– Спаллетти. Лишний раз в этом убедился, когда недавно во Владикавказе Мистер не включил меня даже в заявку и отправил смотреть матч на трибуну. Хотя я всю неделю тренировался, как обычно, с полной отдачей, ни с кем не конфликтовал. Но спрашивать у Спаллетти, почему он так поступил, я не стал – это было бы неправильно. Просто пришел на следующую тренировку и выложился на все сто.

Еще никогда не знаешь, какой реакции ждать от Спаллетти. Он может сначала похвалить, наговорить комплиментов, пошутить, но потом, стоит раз ошибиться во время тренировки, Мистер будет «душить» тебя до конца занятия.

САМЫЙ НЕТИПИЧНЫЙ ИТАЛЬЯНЕЦ

– Я. Большинство итальянцев очень привязаны к своей культуре, еде, языку. Наши тренеры в этом плане – типичные итальянцы. А я другой. Можно сказать, космополит. Когда куда-то приезжаю, всегда стараюсь понять местные обычаи, местных людей. Никогда специально не ищу итальянский ресторан, ем почти все, даже суши.

Новости. Футбол

Кристал Пэлэс - Фулхэм

Сегодня в 17:30

Кристал Пэлэс
Фулхэм

Ставка: Фулхэм, Победа

Команда Фулхэм выиграла 12 из 15 последних игр дома по угловым

Сделать ставку 2.39

Реклама 18+