Тренер сборной России Берт ван Линген: Фурсенко просил нарисовать портрет футбольной России

Ассистент Дика Адвоката в сборной России Берт ван Линген призван РФС не только для того, чтобы помогать своему старинному другу. В интервью «Советскому спорту» ван Линген поведал, какую задачу перед ним поставил лично Сергей Фурсенко, поделился своими со
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
СБОРНАЯ РОССИИ. СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ

Ассистент Дика Адвоката в сборной России Берт ван Линген призван РФС не только для того, чтобы помогать своему старинному другу. В интервью «Советскому спорту» ван Линген поведал, какую задачу перед ним поставил лично Сергей Фурсенко, поделился своими соображениями о том, как выстроить в России систему подготовки футболистов, а также рассказал о своей жене, которая вместе с ним приедет поднимать футбол в России.

О ЗАДАЧАХ

– Берт, если с полномочиями Адвоката все предельно ясно, то ваша роль в сборной пока не до конца понятна. Вы ассистент главного тренера, технический директор, кто-то еще?

– В первую очередь я, конечно, помощник Дика по работе с первой сборной – буду участвовать в тренировочном процессе, отсматривать кандидатов, участвовать в выборе состава. Но кроме того, у меня есть и еще одна задача, которую поставил президент Фурсенко. Я должен составить подробную целостную картину того, что сейчас происходит с футболом в России – как развивается массовый футбол, в каком состоянии детско-юношеские школы, по какому принципу ведется обучение тренеров, как происходит отбор в юношеские и молодежные сборные, есть ли пирамида сборных… Даже о маркетинговой составляющей поддержки детского футбола я тоже должен подумать. Посмотрите – мы с вами сидим в просторном шестиэтажном здании, и в каждой комнате этого «Дома футбола» работают люди из РФС. Работает ли эта система слаженно, что делается на благо футбола, думает ли человек в соседнем кабинете о развитии игры в том же ключе, что и я? По правильному ли пути вообще идет российский футбол? На все эти вопросы мне необходимо найти ответ.

«ХИДДИНК НЕ ОСТАВИЛ НАРАБОТОК»

– Берт, вы ведь хорошо знаете Гуса Хиддинка. Он по старой дружбе не оставил вам своих наработок, что сделал за четыре года в России? Все-таки это существенно бы ускорило и улучшило вашу с Диком работу в сборной…

– Если честно, от Хиддинка никаких наработок мне не досталось. Да и связаться с ним у меня нет возможности – нового номера Гуса у меня нет. Хотя несколько месяцев назад я был у него дома – вместе с Раймондом Верхейеном мы обсуждали новые методические материалы для юношеского футбола. Но потом Хиддинк уехал на каникулы, а следом – со сборной Турции в турне по США. Однако желание проконсультироваться с Гусом у меня есть. Думаю, как подвернется возможность встретиться с ним, советы и рассказы Хиддинка мне очень помогут.

– Вы и сами – сокровищница футбольных знаний. В федерации футбола Голландии вы уже более 30 лет ведете учет всех самых новых технических и тактических технологий в игре. Вы готовы оставить эти знания и в России?

– Конечно, именно для этого я сюда и приехал. Я всю свою жизнь посвятил голландскому футболу – это одновременно и мой дом, и мое детище. Я организовал и наладил работу скаутов аппарата национальных сборных страны, ввел систему «районных тренеров», проработал и написал всю методическую литературу по работе с детьми. И мне здорово повезло, что в свое время я повстречал Ринуса Михелса, который с успехом воплотил в жизнь многое из того, что я придумал, на международном уровне.

– Вы будете создавать методическую базу и для РФС?

– Разумеется. Если от РФС поступит директива, буду переводить и создавать новые пособия для тренеров.

«КАК Я СМОТРЮ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ»

– Адвокат все чаще начинает повторять слова Хиддинка: «Где брать новых футболистов для сборной, если их просто нет?!». Проблема?

– Мы над этим работаем. В этот приезд я посмотрел уже восемь матчей чемпионата России. При этом всякий раз прошу Александра Бородюка написать мне напротив каждого игрока в заявке обеих команд, может ли он играть за сборную России, и если да, то за какой возраст. В ближайшее время я намерен обсудить состав молодежной сборной с ее тренером. Сегодня вот поеду смотреть матч сборной до 17 лет против сверстников из Турции. Очень важно, чтобы люди знали – мы смотрим, наблюдаем, фиксируем. Тем самым мы дадим игрокам надежду на то, что, проявив себя, они смогут попасть в сборную.

Когда Адвокат работал в «Зените», он все время повторял, что в клубе нет талантливой молодежи, и к работе с командой практически не привлекал воспитанников зенитовской спортшколы. Но едва в клуб пришел Спаллетти, как на поле раз за разом стал появляться молодой Канунников. Почему?

– Если бы Дик остался у руля «Зенита» в нынешнем сезоне, Канунников все равно стал бы появляться в составе первой команды. Мы привлекали его к тренировкам с основой и в прошлом году. Тут нет ничего удивительного. Максим – один из тех сообразительных парней, кто хочет учиться, самосовершенствоваться. Мы с Адвокатом просматривали массу игр молодежной команды «Зенита», так что упрекнуть Дика в недостатке внимания к юношам у вас не получится. Просто общая ситуация с молодыми игроками в Санкт-Петербурге в тот момент была удручающая.

– Почему?

– Так бывает – смена поколений. Должно очень сильно повезти, чтобы два-три года подряд школа выпускала талантливых мальчишек. Представьте себе, в сборной Голландии такие провалы тоже случались – например, за два года до появления на международной арене «золотого поколения» «Аякса», из академии которого вышли Клюйверт, Зеедорф, Давидс и ван дер Сар, юношеская сборная страны боролась за 7-е место на ежегодном международном турнире в Каннах. Небывалый провал для нашего футбола! Матч за седьмое место начинался в девять утра – когда мы приехали на стадион, вход на него был закрыт. С нами такого никогда не случалось! А спустя несколько лет – раз, и молодежь «Аякса» выиграла Лигу чемпионов! Вычислить биологические часы, по которым появляется «золотое поколение» в футболе, невозможно.

– Почему тогда из сборной России до 17 лет, в 2006 году выигравшей Евро в своем возрасте, сейчас не заиграл ни один футболист?

– Объяснений этому может быть масса. Во-первых, то, что ты хорош в возрасте 17 лет, еще не гарантия того, что ты заиграешь после 20. На этом уровне определяющей может стать разница в возрасте в каких-то полгода-год. Я специально сравнивал даты рождения игроков сборных Голландии и СССР или Германии, которым мы регулярно проигрывали на молодежных турнирах. Ваши футболисты всякий раз оказывались на год-полтора старше наших мальчишек. В большом озере больше рыбы, и ваши тренеры юношеских сборных при прочих равных могли выбрать ребят поздоровее, покрупнее.

Другой причиной может стать и отсутствие должного внимания к молодому поколению, и отсутствие протекции со стороны клуба, за который он играет. Вот, например, юношеская сборная Португалии – наряду с испанцами они выиграли рекордное количество чемпионатов Европы в разных возрастах. Но где все эти мальчишки, признававшиеся лучшими игроками и бомбардирами тех турниров? Они исчезли!

– Почему?

– Потому что португальским клубам гораздо быстрее, дешевле и эффективнее купить уже готового футболиста из Бразилии, которому не нужно время на адаптацию, чем растить своего, пусть и талантливого.

«В ГОЛЛАНДИИ ГЛАВНАЯ ПО МОЛОДЕЖИ – ФЕДЕРАЦИЯ»

– Как тогда защитить молодых игроков от жестких реалий клубного рынка, дать им прорасти? В России сейчас очень популярно обсуждение так называемого «немецкого чуда» – в Германии прописали ответственность клубов за молодежь прямо в регламенте, и за восемь лет там выросли люди, завоевавшие в ЮАР бронзу…

– В Германии это делают по-своему, в Шотландии – по-своему. В Голландии, например, тоже есть клубы – ПСВ, «Гронинген», «Рода», которые практически не играют голландскими футболистами. И это естественно – рынок диктует свои условия и клубы должны выбирать.

– Но в маленькой Голландии отлично с этим справляются – там не бывает проблем с выбором игроков для сборной, с которой вы сейчас столкнетесь в России. Как ее решают у вас на родине?

– Все очень просто. Единственный, кто в ответе за появление талантливых голландских футболистов в Голландии – Национальная федерация футбола. Это ее забота и головная боль. И все финансирование по воспитанию и отслеживанию новых талантов производится именно из бюджета федерации, которая отводит этому существенную его долю.

– Как распределяются эти деньги?

– При ежегодном лицензировании в федерации каждый клуб должен предоставить план стратегического развития – как и за счет чего он намерен развиваться, на что делает ставку. Если клуб обладает собственной юношеской академией, если он имеет большое влияние на развитие футбола в собственном регионе, у него больше шансов получить субсидии от федерации. Еще один важный критерий при распределении субсидий – процент выпускников академии, попадающих в профессиональный футбол.

– Как федерация получает отдачу от финансирования клубов в виде игроков для сборных, как проверяет, чтобы талантливый мальчишка не потерялся?

– Помните, я в самом начале говорил о «районных тренерах» – системе, которую я ввел в Голландии? Это тренеры, которые есть в каждом городе, в каждом футбольном регионе страны, – они состоят на пособии у федерации. Их задача – отсматривать самых способных мальчишек в возрасте от 13 лет в академиях различных клубов, будь то «Аякс», «Алкмар» или «Ден Хаг». Помимо тренировок в клубе, ребята раз в неделю в течение восьми недель летом и зимой собираются у районного тренера, который смотрит их в деле. Таким образом, на карандаш в селекционный отдел федерации попадает максимальное число будущих футболистов. Начиная с 15 лет они уже играют за сборную на международном уровне.

– Теперь понятно, откуда Гус Хиддинк взял идею тренировочных центров для подготовки юных футболистов по всей России, – это принцип «районных тренеров»?

– Но это разумно. Если в Москве, Санкт-Петербурге и в Южном регионе довольно успешно функционируют сразу несколько крупных клубных академий, то, например, на Дальнем Востоке такого тренировочного центра явно не хватает. Если в стране создать хотя бы 10–12 таких центров, результат будет ошеломляющий!

«БАЗА В БРОННИЦАХ – ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В ЕВРОПЕ!»

– Непонятно, как через призму всего, рассказанного вами, относиться к «Зениту». С одной стороны, воспитанники клуба – Аршавин, Денисов, Быстров, Кержаков – играют в первой сборной важную роль. С другой стороны, «Зенит» тратит полтора десятка миллионов евро на казанца Бухарова, закрывая дорогу «своему» Канунникову…

– Это всегдашний конфликт. И федерация клубам здесь не указ – они занимаются своим делом, укрепляя состав на пути к трофеям. Но с другой стороны – федерация всегда может поставить себя жестко, заставить клубы почувствовать свою ответственность за своих воспитанников. Например, прописывая в регламенте премьер-лиги минимальное количество воспитанников клуба, которые должны быть в заявке. Как в той же Германии.

– Сейчас РФС объявил о создании новой сборной России – для игроков не старше 20 лет. Это ваша с Диком идея?

– Нет, хотя я и слышал о ее создании. Но в любом случае это – здравое решение, в Голландии существуют сборные всех возрастов, начиная с 15 лет. Потому как не каждый год проводятся молодежные чемпионаты мира и Европы и не все талантливые мальчишки туда попадают. Например, сборная до 20 лет зачастую просто проводит в год несколько товарищеских матчей. Считаю, что и в сборной России необходимо сделать команды всех возрастов.

Вы уже успели познакомиться с юношескими академиями каких-либо клубов?

– Только в «Зените». Хотя вот недавно ездил в Бронницы, где строится национальный центр для подготовки футболистов.

– Вам понравилось?

– Да это произведение искусства! Когда через полгода строительство закончится, это будет однозначно лучшая тренировочная база в стране и одна из лучших в Европе!

– Даже лучше, чем аналогичная база голландцев в Зейсте?

– Лучше. Хотя скоро ее тоже собираются модернизировать. В Бронницах будет центр подготовки всех национальных команд, кроме, пожалуй, первой сборной – она будет готовиться к матчам в Москве.

БЕРТ ВАН ЛИНГЕН О ВЕРЕ ПАУВ: МОЯ ЖЕНА СОВЕРШИЛА В ГОЛЛАНДИИ ПРОРЫВ!

– У меня великолепная жена! В прошлом году Вера выиграла национальный титул в очень престижной номинации «Женская эмансипация года». Его вручают женщине за прорыв в какой-либо социальной сфере. А Вера добилась того, чтобы девушки могли тренироваться и играть вместе с юношами, – ранее это было строго запрещено правилами. Теперь все мужские и женские национальные сборные Голландии с 15 до 19 лет тренируются и проводят спарринги вместе. Преимущества для девушек понятны и так – тренируясь с мальчишками, которые традиционно сильнее и техничнее, они смогут прибавить в футбольном мастерстве. Однако эксперимент выявил и существенную пользу для юношей – работая плечом к плечу с девушками, они стали острее осознавать свою ответственность и стали более адаптированны к внешнему социуму.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР ЖЕНСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ СБОРНЫХ РОССИИ ВЕРА ПАУВ: ИГРАЙТЕ, ПОКА НЕ ОТВАЛЯТСЯ НОГИ!

Жена Берта ван Лингена Вера Паув в интервью «Советскому спорту» рассказала о себе и своих амбициях в России, добавив пару черточек к портрету своего мужа.

С первой иностранной леди в российском футболе спецкор «Советского спорта» встретился в Германии, где сейчас проходит чемпионат мира по женскому футболу до 20 лет. Вера уже долгие годы является делегатом ФИФА, занимаясь для этой организации аналитической работой.

– Это мое первое интервью российскому изданию, – улыбаясь, замечает белокурая голландка, присаживаясь напротив.

– Вера, в России вы недавно получили пост технического директора в женском футболе, но в данный момент проводите аналитическую работу для ФИФА. Как в РФС относятся к вашему совмещению?

– Уже с 2002 года я работаю для ФИФА на крупных турнирах. Во время переговоров с РФС мы затрагивали этот момент. Для женского футбола в России это тоже интересно, ведь, присутствуя на чемпионате мира, легче отслеживать какие-то тенденции.

– До переезда в Россию вы работали в женских федерациях Голландии и Шотландии. Как оказались на родине сэра Алекса Фергюсона?

– Так же, как и сейчас я оказалась в России, – улыбается Вера. – Берт (ван Линген. – Прим. ред.) работал с Диком Адвокатом в «Рейнджерс», и они предложили федерации использовать мой опыт, приобретенный за долгую карьеру футболистки. Там я совмещала пост главного тренера и технического директора сборной.

– Чем конкретно вы будете заниматься в российском футболе?

– Моя основная задача в России – наладить структурную организацию в регионах. Без этого в футболе стабильного результата не добиться. С вашей страной у меня связаны большие амбиции. Преимущество России – в ее громадных размерах. Если мы вырастим по одной хорошей футболистке в каждом регионе, получится команда мирового уровня! С другой стороны, наладить процесс более чем в 80 федерациях архисложно. Но я с безумным интересом вступаю на новую должность. Хочу, чтобы мой призыв ко всем девчонкам: «Играйте, пока не отвалятся ноги!» услышали и в России.

– По какому параметру мы сможем оценить вашу работу?

– В Голландии за время моей работы удвоилось количество футболисток, женские клубы получили профессиональный статус и создали топ-лигу. Женщины получили право тренироваться с мужчинами. Молодежные сборные Голландии дошли до решающих стадий на крупных турнирах.

ВЕРА ПАУВ О БЕРТЕ ВАН ЛИНГЕНЕ: МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ

– Мы познакомились с Бертом на футбольном поле 17 лет назад: он был тренером женской сборной Голландии, а я его подопечной. После того как у нас начались отношения, мне пришлось расстаться со спортом. Совмещать семью и футбол оказалось очень сложно. У Берта двое детей от прошлого брака, и у нас шесть замечательных внуков и внучек. Все они без ума от футбола! Берт – отличный дедушка…

В России мы будем жить с моим мужем недалеко от «Дома футбола». Планирую выучить русский язык. Буду брать по четыре урока в неделю, Берт меня в этом поддерживает! Что касается футбола, то у нас с мужем совпадают мнения по большинству вопросов: это касается тактики, развития… Но не думайте, что мы больше ни о чем, кроме футбола, не говорим! У нас много других общих интересов: например, кататься на велосипеде. Наши велики уже в пути в Москву! Заметила, в выходные мало трафика, так что мы с Бертом будем кататься по вашей столице, ее красивым мостам… А еще нам понравился российский балет. Ходили на «Ромео и Джульетту» в современной обработке. Это просто фантастика!