Федор Смолов. «Здесь нянек нет…»

ЛЕГИОНЕР
ФЕДОР СМОЛОВ

Еще три года назад представительство наших футболистов на Западе отличалось той же скудостью, что и московские дожди этим летом. Сегодня россияне играют видные роли в чемпионатах Англии, Германии, Португалии…
Через год этот список может пополнить еще одна футбольная страна – Голландия, где на правах аренды за роттердамский «Фейеноорд» будет выступать динамовец Федор Смолов. Корреспондент «ССФ» провел целый день с 20-летним форвардом и, сознательно опуская весьма избитую уже тему расставания с «Динамо», акцентировал внимание на первых шагах новоиспеченного легионера.
«ПРИДЕРЖИ ЭТОТ ЧЕРТОВ МЯЧ!»
Привычная для «Фейноорда» картина: за обычной предсезонной тренировкой народной команды (так называют «Фейеноорд» голландские журналисты) наблюдают более ста человек. Особое внимание – двусторонке: болельщики фотографируют своих любимцев, подбадривают…
Проникшись неожиданной поддержкой, Смолов уже в дебюте отмечается результативной передачей. Раздаются аплодисменты, стоящий рядом темнокожий парень что-то записывает в блокнот…
– Меня зовут Эдуарду Адриатти, я президент и тренер бразильской школы футбола в Нью-Йорке, прилетел в Голландию на стажировку, – объясняет «писатель», в котором ваш корреспондент ошибочно признал коллегу. – А вы из России? Видел по Интернету, Вагнер Лав забил «Спартаку» на последних минутах. Хороший гол получился!
– Меня больше интересует вот этот новичок «Фейеноорда»…
– У «Фейеноорда» команда молодая, будто за дублирующим составом наблюдаешь… Какой, говорите? А-а-а, этот русский мне нравится. Техничный. Есть в нем что-то бразильское!
Смолов, словно подслушав наш разговор, «по-бразильски» пытается пробиться к воротам сквозь частокол ног. Безуспешно. «Не надо обводить сразу троих!» – ревет в адрес Федора главный тренер Марио Бен.
Эмоциональный Бен уделяет Смолову максимум внимания, постоянно делая какие-то подсказки: «Ну, придержи ты этот чертов мяч!», «Отлично, Фиодор!», «Проси мяч, не молчи!», «Открывайся!». Во время паузы все игроки идут к кромке поля, чтобы утолить жажду. Все, кроме Смолова, которому тренер что-то внушает, бурно при этом жестикулируя...
ПОЧЕМУ ОН НЕ МАЖЕТ ВОЛОСЫ ГЕЛЕМ?
– Мне нравится, когда тренер постоянно общается с игроками, – уверяет Федор. – Когда знаешь, что коуч думает о твоей игре, – это помогает.
Бросается в глаза, что тренировки «Фейеноорда» проходят довольно весело – постоянные подсказки, шутки, споры… И только Смолов проводит тренировку молча – без выплеска эмоций, лишь эпизодами поднимая руку с просьбой о передаче.
– Федь, у тебя прекрасный английский, почему молчишь на тренировках? – интересуюсь после занятия.
– У нас в «Динамо» тренировки проходили более спокойно, да и непривычно мне еще. Новый коллектив как-никак.
– Для Ламба, перешедшего на правах аренды из «Зенита», здесь тоже все ново, но датчанин постоянно что-то подсказывает партнерам, перекидывается с ними репликами…
– Ламбу не впервой ощущать себя в роли легионера. Хотя уверен, что в «Зените» на первых порах Майк вел себя так же скованно, как и я сейчас. По его словам, там только Малафеев да иностранцы говорят на английском…
После тренировки болельщики выходят к кромке поля, чтобы взять автограф и сфотографироваться. Федя пользуется среди фанатов наибольшей популярностью. «Спасьибо, Фьодор», – звучат специально по такому поводу заученные слова на русском. Многие желают Смолову удачи в предстоящем сезоне, связывая с российским нападающим большие надежды…
– В «Динамо» тренировки закрытые, и такого тесного общения с болельщиками там не было, – улыбается нападающий, которому внимание местной торсиды явно доставляет удовольствие.
По пути на базу, где команду ждет обед, Смолов оживленно общается с одноклубниками.
– Мне все интересно, расспрашиваю ребят о клубе, о стране. Их тоже много чего интересует: например, как в России устроено футбольное хозяйство, далеко ли Саратов от Москвы, откуда я родом, и даже почему я не мажу волосы гелем (смеется).
Спрашивают еще – правда ли, что русские девушки самые красивые? Я отвечаю – абсолютная! Сам после нескольких дней пребывания в Португалии (там мы проводили сборы) и Голландии стал замечать, как планка оценки красоты стала опускаться. Смотрю на девушку и думаю: «Вроде нормальная», хотя в России даже не обратил бы на такую внимания! (Смеется.) И это не только мое мнение. Тот же Ламб и его супруга, которые до переезда в Роттердам жили в Санкт-Петербурге, заметили, что в России девушки намного красивее. Вот так вот!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Пока Смолов не переехал в новую квартиру, расположенную неподалеку от «Де Кейпа» (домашняя арена «Фейеноорда»), живет он в четырехзвездочной гостинице в пригороде Роттердама. В одно время с корреспондентом «ССФ» навестить парня приехала мама.
– Сначала я, конечно, волновалась – другая страна, другой уклад жизни, – признается Ирина Николаевна Смолова. – Но теперь все нормально. Приехала, посмотрела все сама, и на душе стало легче. Тут молодежи столько внимания уделяют, даже не представляете! Буду теперь стараться как можно чаще навещать Федю, чтобы у него и с бытом все было в порядке.
Федя весь в мобильнике – перекидывается эсэмэсками со своей девушкой Юлей.
– Она во вторник прилетает, – улыбается. – Будем вместе заселяться в новую квартиру. Для меня это, по сути, первый опыт самостоятельной жизни. До этого жил в хоккейном интернате «Динамо», а потом переехал на базу. В Новогорске условия идеальные, в квартире необходимости как-то не было.
Кстати, на мою первую игру еще папа прилетит – будут с мамой и агентом болеть за «Фейеноорд». Для меня их поддержка важна, особенно на первых порах. Во вторник родители уедут, приедет Юля. Так что скучать не придется.
– Клуб будет оплачивать ваше проживание?
– Все сам, кроме оплаты за гостиницу – ее «Фейеноорд» взял на себя.
– С московскими ценами не сравнить, наверное?
– Почему – вполне сопоставимые цифры. Но это не стало для меня неожиданностью, ребята в команде предупредили.
– Какое впечатление оставил Роттердам?
– Тихий, спокойный город. Жизнь более размеренная, чем в Москве. Стройки в стиле модерн, каналы, мосты – все очень симпатично. И очень интересно.
– Как тебе местная гастрономия?
– Честно говоря, на стадионе и в гостинице пища не очень понравилась. Вот рыба у них нормальная, но это и логично: Северное море под рукой! В любом случае это
не главное.
ГЕТРЫ, БУТСЫ, ФИШКИ
– Что у тебя за таинственная история с гетрами приключилась?
– Откуда знаешь? Видимо, придется рассказывать (смеется). В Москве я всегда обрезал нижнюю часть гетр и надевал на ступни толстые хлопковые носки. В этом случае нога чувствует себя более уютно, не скользит в бутсе, – Федя наглядно демонстрирует, как и где нужно обрезать гетры. – У нас в команде никто гетры не обрезает, поэтому на всякий случай поинтересовался у клубных сотрудников: можно ли?
В клубе моя просьба вызвала удивление: «Нет, обрезать нельзя. Как отнесется к этому наш спонсор? И вдруг потом остальные тоже начнут так делать?». Видимо, голландцы не совсем поняли, что мне нужно. Но на днях им позвонил мой агент, и, к счастью, они обо всем договорились. Играть в необрезанных гетрах мне не совсем удобно.
– Что-то еще из бытовых моментов вызвало вопросы в первые дни?
– На матчи и тренировки здесь нужно все возить самому: бутсы, щетки, тренировочную форму. Нянек нет. А в «Динамо» все лежало на месте. На игры нам нужно было брать только зарядки для телефона и ванные принадлежности.
– Что, и бутсы здесь сами чистят?
– Нет (улыбается), не сами…
– Ты же помнишь историю с португальцами в «Динамо»?
– С Коштиньей-то? Кто же ее не помнит! Не знаю, как было тогда, при португальцах, но сейчас в «Динамо» с этим все в порядке. Созданы все условия! В «Фейеноорде» как-то более упрощенно подходят к таким мелким деталям, но бутсы игрокам чистят и здесь.
– Заметил, вы и во время тренировок все сами таскаете: фишки, мячи... В «Динамо» та же картина?
– Нет, там только молодые должны были сетку с мячами таскать. А тут игроки все сами носят: воду, стойки, мячи… Тренеры и помощники не помогают. Я поинтересовался у Томассона: как это было в «Милане»? Он говорит, что в Италии ситуация сродни динамовской – всем занимается персонал. Это, видимо, только голландская фишка.
– Где, кстати, английский так здорово выучил?
– В Саратове еще, я там в гимназии учился. Из-за этого сейчас проще адаптироваться.
– Голландский не планируешь освоить?
– Пока нет, хотя какие-то вещи непроизвольно запоминаю. Первое время даже не разбирал, где слово начинается, а где заканчивается, но после нескольких недель уже знаю простые выражения вроде «спасибо большое» или «всем привет».

«ВЕТЕРАНАМ – НИКАКИХ ПОСЛАБЛЕНИЙ!»
– Как считаешь, справедливо ли голландский чемпионат в таблице коэффициентов стоит ниже российского?
– Если взять первые четыре клуба России и Голландии и провести между ними по два матча, думаю, в этом случае наши набрали бы больше очков. Здесь постановка игры, отношение к тренировкам, возможно, повыше будут, зато Россия превосходит голландцев в индивидуальном мастерстве.
– Отношение к тренировкам. Что ты имеешь в виду?
– Здесь игроки не могут что-то делать не в полную силу.
– То есть в России такое бывает?
– Да. У нас иногда люди на тренировки из-за пробок добираются по два часа – естественно, во время занятий концентрация уже не та. Плюс в России ветеранам дают послабление: с возрастом игроки могут пробежать меньше... А здесь Томассон или Роб ван Дейк, вратарь, которому 41 год, делают все упражнения наравне со всеми.
– После игр команда не собирается, как в Германии, чтобы выпить по кружечке пива или бокалу вина?
– Пока с этим не сталкивался. Ребята показывали ресторан, где иногда собираются, но я так понял, у них это не постоянная практика.
– Есть ощущение, что в этом сезоне будешь игроком основного состава «Фейеноорда»?
– Пока да. Тренер говорит, что в контрольных матчах я неплохо себя проявил. Сейчас доверие есть, а как оно будет дальше – все будет зависеть только от меня.
– Порекомендовал бы молодым российским игрокам ехать на Запад?
– Да. В этом нет ничего такого. Если посудить, те же датчане в раннем возрасте уезжают в зарубежные лиги. Спрашивается – зачем? А потому что их там легче открыть. Скауты топ-лиг больше внимания уделяют чемпионату Голландии, чем России. Тут собрана молодежь со всего мира. Если уехать в Голландию в раннем возрасте, то возможностей перебраться в топ-клуб больше. Суарес приехал в «Гронинген», проявил себя, попал в «Аякс», и теперь им интересуется «МЮ».
– Ну, вот ты и проторишь дорогу…
– Наверняка мне будут звонить и расспрашивать о местных реалиях. Что могу сказать уже сейчас: обязательно нужно учить язык! Даже не представляю, как ощущал бы себя сейчас в Голландии, не зная английского.
– С Булыкиным на связь еще не выходили?
– Он же в Гааге сейчас, да? Мы с ним еще в «Динамо» вместе играли, за дубль. Что ж, тем интереснее будет выйти против его нынешней команды…
Роттердам
ДОСЛОВНО
Федор СМОЛОВ – в интервью Voetbal International:
– Мне нужно сделать себе имя. Я был первым игроком своего года рождения, который дебютировал в российской премьер-лиге. Однако затем футболисты, которые были младше меня, начали выходить на поле, а я оставался сидеть на скамейке запасных. Я перешел в «Фейеноорд», чтобы реабилитироваться.
«ТЕХ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ УСЛУГАМИ ПУТАН И УПОТРЕБЛЯЕТ ЛЕГКИЕ НАРКОТИКИ, НЕ ОСУЖДАЮ»
По просьбе «ССФ» Федор оценил три голландских стереотипа.
СВОБОДА
– Голландия считается самой свободной страной в Европе. Здесь официально разрешены как легкие наркотики, так и проституция. Но я с этим так называемым «легалайзом» еще не сталкивался. Надеюсь, и в будущем не придется.
Тех, кто пользуется услугами путан и употребляет легкие наркотики, я не понимаю, но и не осуждаю. У всех свои причины и обстоятельства. Да и какой смысл осуждать то, что разрешено законом?
Что может подтолкнуть человека на употребление наркотиков? Даже не знаю. Возможно, людям в жизни не представилось шанса чего-то добиться, и это подтолкнуло их на подобные поступки. Но это скорее российский вариант...
Вообще легализация запрещенных в других странах вещей с чисто экономической точки зрения себя оправдывает. Голландия в этом плане уникальна. Знаю, из той же Москвы люди целенаправленно летают на выходные в Голландию, чтобы «развеяться». Все эти публичные дома и кофешопы платят налоги, так что деньги идут государству. Здесь все продумано.
ОТКРЫТОСТЬ
– Люди здесь действительно более открытые и доброжелательные, чем в России. На тренировках «Фейеноорда» присутствуют много фанатов – после они спокойно подходят и просят сфотографироваться, чего-то желают. Вообще отношение к жизни у людей позитивное. На улице могут запросто подойти и начать беседу…
ЖАДНОСТЬ
– Все европейцы – не только голландцы! – чересчур экономные. Может, это у нас как-то попроще все? Вот если у товарища нет денег, мы заплатим без проблем. Или, если вместе посидели в кафе, в России никогда не будут высчитывать, кто на сколько наел или напил. Банально делим пополам! А в Европе так не принято. Вообще голландцы – народ немного эгоистичный, как я заметил. Доброжелательный, но эгоистичный...





