Осторожная поступь «последнего волка». «Серый кардинал» российского футбола Юрий Шишлов погиб еще загадочнее, чем жил [ВИДЕО]

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
РАССЛЕДОВАНИЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
Юрий Шишлов жил и погиб загадочно.
Его называли «серым кардиналом», а еще – «антикризисным менеджером».
Способность этого крайне мягкого и приятного в общении, но предельно закрытого для широкой публики человека выводить клубы из первой в премьер-лигу поражала и порождала кривотолки.
Ему приписывали «неуставные» отношения с судьями, организацию договорняков, связи с криминальными авторитетами и множество всякой всячины, бенгальским огнем воспламеняющей воображение обывателя.
Сам он утверждал, что работает честно, называл себя «последним волком», над зловещими тучами сплетен, ходивших над его головой, смеялся.
А свои впечатляющие достижения относил за счет… умения общаться с людьми.
Однако в среду вечером, 4 августа, он был застрелен в своем московском дворе по улице Сергея Макеева.
МНЕНИЕ АДВОКАТА
СЕРГЕЙ УВАРОВ: ЭТО ОЧЕНЬ СТРАННОЕ УБИЙСТВО
Первое, что пришло в голову большинству СМИ, – связать гибель Юрия Шишлова с нашумевшим «делом Шепеля», гендиректора ярославского «Шинника», оказавшегося за решеткой за растрату клубных средств. По этому делу, как известно, Юрий Шишлов проходил свидетелем.
Адвокат Шепеля Сергей Уваров, когда я позвонила ему в Ярославль, признался, что как раз накануне обсуждал со своим подзащитным эту новость.
– Она на его положении отразится?
– Мы не можем не задумываться об этом. Я, разумеется, в курсе, что убийство Юрия Шишлова многие посчитали продолжением «дела Шепеля». Понимаю, это легче всего. Но показания Юрия Николаевича играют в деле отнюдь не ключевую роль, зал суда они не взорвали. Там все было предельно прозрачно: Юрий Николаевич четко объяснил, какую сумму и в каких целях получил от клуба, представил необходимые доказательства. Вопросов его показания не вызвали, и в дальнейшем к нему как свидетелю интерес был потерян. В подобных случаях людей не убивают.
– У вас есть соображения, догадки: кому мог помешать Юрий Шишлов?
– Кое-какие детали убийства меня всерьез заинтересовали и вызвали недоумение. Я бы не стал, например, так уверенно называть его «заказным». Оно вполне может быть и бытовым, то есть сведением личных счетов, местью. Я даже готов предположить, разумеется, чисто гипотетически, что оно лишь стилизовано под заказное, причем довольно неумело и аляповато.
Больше всего вопросов по пистолету. Он, как мы знаем из новостей, изначально газовый, был переделан под стрельбу боевыми патронами. Бросать такой ствол на месте преступления явно не стоило. Хотя бы потому, что по нему можно вычислить, кто занимался его переделкой, таких мастеров не очень-то много, и угрозыску они обычно хорошо известны. К тому же киллер обычно производит контрольный выстрел. Юрий Шишлов скончался уже в больнице. И мог успеть что-то сказать… Нетипичный просчет для профессионального киллера. А тут – выпалил и убежал.
– Вы не ответили на вопрос о возможных мотивах убийства…
– Юрий Николаевич, как мы знаем, был тяжелым онкологическим больным… В такой ситуации логично отойти от дел, вложить деньги в какой-нибудь доходный бизнес – и пусть они там крутятся. До меня доходили слухи о том, что такой бизнес у него был. И он был связан с московской недвижимостью… Рынок сложный. Сами понимаете.
ИНТЕРВЬЮ ТОВАРИЩА
СЕРГЕЙ ЮРАН: МОЖЕТ, ШИШУ С КЕМ-ТО ПЕРЕПУТАЛИ?
Ранним августовским вечером мы сидели с Сергеем Юраном в кафе у теннисных кортов в «Лужниках». Только что закончилась тренировка ветеранов, Юран, с влажными после душа волосами, придвигает к столику кресло, и улыбка мгновенно соскальзывает с его лица.
– Поверить не могу… Да и никто не может. Вся футбольная, как нас называют, «тусовка» гудит бесконечными пересудами: за что можно было убить Шишу? Безобидный человек, совершенно неконфликтный, кому он мог до такой степени перейти дорогу?!
– Это правда, что вы были друзьями?
– Правильнее сказать – близкими приятелями. Ему можно было позвонить в любое время дня и ночи, и он всегда поговорит, даст хороший совет, причем не обязательно о футболе.
– О нем мало что известно. Чем он жил?
– Только футболом. Это был настоящий фанатик. Притом очень любил жизнь, красиво и со вкусом одевался. Жизнерадостный, оптимистичный, с ним приятно было иметь дело. А главное – ему можно было верить.
Мы давно слышали друг о друге, а познакомились так: он позвонил мне, стал спрашивать мое мнение об одном игроке, который у меня в ставропольском «Динамо» играл. После этого начали время от времени встречаться за чашкой кофе. Мне нравилось общаться с ним... А уж после совместной работы в «Шиннике» я могу сказать, что это редкий профессионал своего дела.
– Эта совместная работа закончилась скандальным «делом Шепеля», вызовами в суд... Вы тоже не видите связи между убийством Юрия Шишлова и «делом Шепеля»?
– Я так потрясен, что у меня просто нет слов. Даже не знаю, что предположить, приходит на ум вплоть до «может, его с кем-то перепутали?».
– Когда вы виделись в последний раз?
– Давно, еще в марте. А за три дня до убийства говорили по телефону. Юрий Николаевич как раз прилетел из Израиля, где ему делали облучение, сказал, что собирается в Кисловодск на воды…
– О каком-то его «нефутбольном бизнесе» вы когда-нибудь слышали?
– От него – никогда, а разговоры об этом до меня тоже доходили. Еще я слышал, что он заложил свою квартиру, взял большой кредит. Зачем? Не пойму. Если ему на лечение деньги понадобились, взял бы у меня. Он иногда перехватывал у меня взаймы небольшие суммы, то две, то три тысячи долларов – я никогда ему не отказывал.
– На лечение в Израиле этого не хватило бы.
– Да, пожалуй, вы правы… Вот вы тоже говорите: бизнес, бизнес. Он жил только футболом и был очень осторожным – из тех, кто не семь, а сто раз отмерит и только потом отрежет. Если видел, что ситуация темная, ни за что к ней не прикасался, еще и меня предостерегал.
Помню, был у нас с ним в «Шиннике» такой случай. Сразу три агента одного игрока предлагали. И у каждого вроде бы права на него, а у кого они настоящие, у кого липовые – кто же разберет. Шишлов сразу сказал: «Сережа, мы этого парня не берем! Не нужно нам всех этих проблем». И вот с такой осторожностью да вдруг вложить все свои деньги, взяв еще и кредит и заложив квартиру в некий непонятный, далекий от футбола бизнес… Все возможно, но мне трудно это представить.
– Его называли «серым кардиналом», приписывали договорные игры, откаты, он был своим в непростой агентской среде… «Разводящий», тот, кто решает проблемы… А кем, на ваш взгляд, он был на самом деле?
– Мне как тренеру он дал возможность ни на что не отвлекаться. У нас часто бывает так: на тренере висит все. Начиная с экипировки и заканчивая бронированием отелей. И это выматывает страшно!
Когда я только возглавил «Шинник», то положил перед ним список игроков: мол, хотел бы видеть в команде. Шишлов быстро пробежался по листку взглядом: «Так, этого я знаю, переговорю с ним. И этого знаю. И с этим уладим вопрос». И действительно уладил, переговорил, и эти игроки у меня были!
Другая важная роль, которую брал на себя Шишлов, – роль буфера между мной и Рожновым (гендиректор ярославского «Шинника». – Прим. ред.). Когда мы вышли в премьер-лигу, на место Шепеля пришел Рожнов и вдруг решил, что теперь понимает в футболе все. Своими «советами» он доводил меня до белого каления. А Шишлов ушел. «Николаич, не уходи!» – я буквально схватил его за рукав. «Терпи, Сережа!» – вздохнул Шишлов. После того как буфера в виде Шишлова в команде не стало, все кончилось скандалом. Я вручил Рожнову секундомер и свисток: «Продолжайте, у вас неплохо получается! Не буду мешать!».
– Чем еще занимался в опекаемых им клубах Юрий Шишлов?
– Вплоть до того, что, когда у команды возникали проблемы с финансированием, находил спонсоров.
– Все-таки большие деньги не обходили его стороной?
– Обходили. Он просто был мастером переговоров, а деньги перечислялись уже напрямую в клуб. Он не то что не владел правом подписи – он не хотел им владеть. А без права подписывать финансовые документы заниматься махинациями нереально.
– Есть предположение: приметы убийцы совпадают с внешностью молодого человека, с которым Шишлова якобы видели незадолго до трагедии в кафе «Сокровища Шейха». Недалеко от него все и произошло. В окружении пожилого мужчины были молодые люди?
– В том-то и дело, что всем с ним было интересно – и молодым, и людям среднего возраста. Всех не запомнишь. Но кого попало он к себе не подпускал, был очень разборчив в знакомствах и людей чувствовал феноменально. Что-то «не то» он ощутил бы сразу…
ВЗГЛЯД СОСЛУЖИВЦА
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «ЛУЧА-ЭНЕРГИИ» АНАТОЛИЙ БЕЗНЯК: ОЧЕНЬ УДИВИЛСЯ, УЗНАВ, ЧТО СЕМЬЕ НЕ НА ЧТО ЕГО ПОХОРОНИТЬ…
Анатолий Безняк, исполнительный директор «Луча-Энергии», где в последнее время работал тренером-селекционером Юрий Шишлов, в последний раз виделся с ним около двух месяцев назад.
– Юрий Николаевич попросил побыстрее перечислить ему зарплату, и я пошел ему навстречу. Мы встретились в Москве, в аэропорту «Шереметьево». Шел разговор о двух молодых игроках, о тех текущих делах, которые мы постоянно обсуждали. Никакого беспокойства в нем я не заметил. Он был ровен, бодр.Ни слова о том, что чего-то боится, что ему угрожают. Напротив, с уверенностью говорил о будущем…
– Вы, разумеется, наслышаны о неоднозначной репутации Юрия Шишлова. О том, например, что после его ухода из ряда клубов в бюджетах зияли огромные дыры и это вызывало интерес правоохранительных органов. И тем не менее второй раз пригласили его в «Луч-Энергию». Почему?
– Поначалу у меня и правда была какая-то настороженность. Я ведь его практически не знал…
– Как не знали, он же работал у вас в дуэте с Сергеем Павловым?
– В том-то и дело, что приглашал я тогда Павлова. Учитывая его связи с Москвой. Под него игроки шли, он умеет сделать команду. Напористый, целеустремленный. Я до сих пор считаю Павлова самым удачным приобретением. Благодаря ему три года мы отыграли в премьер-лиге. А Шишлов пришел с ним. Они почти всегда вместе работали. Во времена Павлова Шишлов никакой должности в клубе не занимал. И акцент им был сделан именно на селекционной работе.
– Говорят, дело не в селекции, а в том, что «Луч-Энергия» за сезон по 14 пенальти пробивал…
– Ну мало ли что говорят. А кто-то по 12 пробивает, и о них что-то говорят…
– Юрий Шишлов не отрицал своих тесных связей с судейским корпусом. Дескать, со многими из них я вырос…
– Ой, не смешите меня! С кем же из них он мог вырасти – ему было 65 лет, столько с флажком и со свистком не бегают. Могу вам прямо заявить: если у кого из нас и есть связи с судейским корпусом, то скорее у меня. Я полтора десятка лет судьей отбегал. И кого-то из тех, кто судит сегодня, действительно хорошо знаю. Сам этот хлеб ел… Но у меня нет необходимости прибегать к знакомствам, первую лигу судят нормально. С Шишловым мы вопросы судейства вообще не обсуждали. И финансовых аспектов деятельности клуба он не касался совершенно. Когда обговаривали его возвращение в «Луч-Энергию», Юрий Николаевич недвусмысленно предупредил: после истории с «Шинником» я не хочу никоим образом связываться с финансами. Хватит с меня! Только селекционная работа…
– Все-таки почему он был так востребован?
– Гениальное чутье на игроков. Он умел договариваться с ними, с их агентами. Его слову верили.
– Себя Юрий Шишлов называл честным человеком. Вы подпишетесь под этой оценкой?
– В голову ему я не заглядывал. Но в нашей совместной работе он был честен, моя настороженность прошла, стоило нам познакомиться поближе. Вот о нем судачат: теневые махинации… А у его семьи элементарно не нашлось денег на похороны. Я очень удивился, признаться. Наш клуб, разумеется, помог.
Если вам интересно мое мнение, пишите: искать следы этого убийства в футболе бессмысленно. В российском футболе не происходит ничего такого, за что стоило бы убивать.
– А как же Юрий Тишков?
– Сравнили тоже! Тишков был агентом, на нем футболисты «висели», а значит, и денежные дела. Шишлов же был своего рода посредником между игроками или их агентами и клубом. Денег в руках он не держал. Да и приобретения у нас копеечные по сравнению с московскими командами.
Сейчас во Владивостоке сразу вспомнили, как убили в 2002-м тогдашнего генерального директора «Луча-Энергии» Виктора Скрипаря. Но он пришел в футбол из другого бизнеса, там и стоило искать убийц.
КОММЕНТАРИЙ СЛЕДСТВИЯ
Сергей МАРЧЕНКО, помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ:
– Пока нет никаких оснований считать это убийство однозначно «заказным» или «бытовым». Ни одна из версий не является доминирующей, все отрабатываются. Что касается вашего вопроса – «действительно ли Юрия Шишлова видели накануне убийства в компании молодого человека, приметы которого совпадают с приметами убийцы?» – то подобной информации от следователей я не получал.
Тема для обсуждения появится не раньше, чем убийца будет пойман. Брошенный же на месте преступления пистолет ничего пока не доказывает и не объясняет. В том числе и по поводу профессионализма убийцы. При заказных убийствах оружие, брошенное на месте преступления, – типичная практика. Словом, пока я могу сказать лишь одно: следствие ведется.





