Юр Саныч учил: «Бей по голу!». Воспоминания Сергея Игнашевича о тренере, давшем ему путевку в большой футбол

ФУТБОЛ
НЕГРОМКАЯ ДАТА
Сегодня Юрию Севидову исполнилось бы 68. Первый день рождения без именинника… Недавно защитник ЦСКА и сборной России Сергей Игнашевич, один из самых известных воспитанников Юрия Александровича, на своем официальном сайте вспомнил о тренере. О том, как под руководством Севидова проходили его первые полноценные сборы, как с подачи тренера ездил на просмотр и какие футбольные фразы запомнились ему на всю жизнь.
Из молодежной команды московского «Спартака» перспективных ребят забирали в дубль. Я же попал в клуб «Патриот», который заявился в лигу КФК. Главным тренером стал Севидов Юрий Саныч. Под его руководством прошли мои первые полноценные профессиональные сборы. Длились они почти два месяца. С мячом мы работали в «Лужниках». «Физику» подтягивали в манеже имени братьев Знаменских. Силовые упражнения, «фальтрек» (четыре серии по 200—500 метров на выносливость) и рывки на 100 метров стали фундаментом той подготовки. Точных результатов стометровок не помню, но из 12 секунд выбегали единицы. Сидя в раздевалке после тренировки, мы проклинали всех, кто причастен к нашему мучению.
Севидов нагружал нас, но и проявлял заботу. Не ту, что свойственна детским тренерам. Он общался с каждым игроком. Интересовался, как организм воспринимает нагрузки, какие ощущения остаются в мышцах после тренировок. Такой подход был для меня в новинку. Много позже в одной из своих заметок Севидов вспоминал те сборы. Он писал, что на фоне большинства я выглядел перспективным футболистом. Это, конечно, было приятно.
Севидов, которого болельщики знают как журналиста, и Севидов-тренер похожи. Глубиной анализа игры, набором интересных фраз. Юрий Саныч очень любил футбольные выражения вроде «без синячка гола не забить». Когда форвард оказывался на ударной позиции, Севидов говорил: «Бей по голу!». Эта фраза прочно осела в памяти. Юрий Саныч много шутил. Но в третьем или четвертом туре мы потерпели обидное поражение, и Севидов на время ушел из команды. Как выяснилось, просто психанул и ушел.
С подачи Севидова я начал ездить на просмотры в профессиональные клубы. Был в Орле. Там я пришелся ко двору, но «Патриот» хотел получить какие-то деньги за мой трансфер. А я в 18 лет и не знал, что стою денег. Был в Ростове, но там дошло чуть ли не до абсурда. Из «Ростсельмаша» тогда только ушел Лоськов. И меня пробовали на позицию атакующего полузащитника. Отыграв почти всю юность в защите, а в команде Севидова и вовсе действуя на позиции либеро, я продержался пять-шесть тренировок. А потом стало ясно, что «плеймейкерство» – не мое. И меня вновь отправили домой.
В итоге я перешел в «Спартак» (Орехово-Зуево) — команду, которая дебютировала в первой лиге. Зарплату мне предложили чисто символическую – две тысячи рублей в месяц (это был 1999 год). При средних заработках в команде в три-четыре тысячи. Но в 19 лет о деньгах думаешь в последнюю очередь. За это большое спасибо моим родителям, которые помогли мне расставить правильные акценты в жизни при выборе профессии.
…По большому же счету именно Севидов дал мне путевку в большой футбол. С его подачи я попал в «Спартак-Орехово», а затем и в «Крылья Советов».
Когда Севидов работал в «Советском спорте», иногда звонил мне, чтобы уточнить какие-то нюансы того или иного эпизода, случившегося по ходу игры. Я отвечал. Но однажды, в 2005 или в 2006 году, он позвонил и попросил об интервью. Я подумал, но все-таки ответил отказом. Этот телефонный разговор был последним. С тех пор Севидов больше не звонил. И хотя впредь он по-прежнему писал обо мне только в хорошем тоне, тогда Юрий Саныч наверняка обиделся. Сейчас мне очень стыдно за такое отношение к моему бывшему тренеру. Но кому теперь нужны мои извинения...
11 февраля 2010 года на сборах в Испании у нас была утренняя тренировка. Перед выходом из номера я решил почитать ленту последних спортивных новостей. По инерции посмотрел на часы. Было 10.57. А на тренировку мы собирались в холле отеля в 11.00. Но это почему-то меня не остановило. Первый заголовок, который бросился в глаза: «Умер Юрий Севидов». Дыхание перехватило. Шок! Настоящий удар! Я знал, что Юрий Саныч тоже здесь, в Испании, на сборах «Локомотива». Вечером набрал номер Сенникова. Дима взял трубку. Все подтвердилось. Я предложил помощь. Дима обратился к кому-то из клуба, кто оказался рядом. Сказал, что все вопросы уже улажены. И мы попрощались. Дальше – только боль...





