«Поорут и замнут…». Члены комитета по этике ответили на насущные вопросы о договорняках

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О ДОГОВОРНЫХ МАТЧАХ
«Советский спорт» задал острые вопросы членам Комитета по этике, призванному следить за чистотой в российском футболе: экс-футболистам Александру Мостовому и Виктору Понедельнику, а также актеру Сергею Шакурову.
1
С чем вы связываете новую волну разговоров о договорняках в российском футболе?
Александр МОСТОВОЙ, бывший футболист:
– А что случилось? Я ни о какой волне не слышал (разговор состоялся в понедельник, 30 августа. – Прим. ред.).
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК,
бывший футболист:
– Все эти разговоры строятся на домыслах, так как никакой правовой базы под ними нет.
Сергей ШАКУРОВ, актер:
– Я вчера слышал интервью одного бразильца. Он сказал откровенно: у них нет договорных матчей. Я не знаю, насколько это правда, но хочется ему верить. Но когда нет футбола, а футбола у нас нет – просто катастрофа, то тогда можно все покупать и продавать. Поскольку этот футбол не ценится, он ничего не стоит. Эти люди получают чудовищно-чумовые деньги, а на сцене ничего не происходит.
У нас такого нет в театре. Если артист работает, публика смеется, плачет. За это платят деньги. А здесь ничего, ни одной эмоции, за 90 минут игры всего один удар по воротам. Так что тут обсуждать? Мне, честно говоря, наплевать потому, что нет действа, нет жизни – футбол безжизненный, без кровеносных сосудов.
2
Смотрели ли вы матчи «СКА-Энергия» – «Волга» и «Амкар» – «Ростов» или хотя бы их фрагменты? Каково ваше мнение: являются ли эти встречи договорными?
Александр МОСТОВОЙ:
– Нет, не смотрел. Я нахожусь не в России.
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК:
– Не смотрел.
Сергей ШАКУРОВ:
– Видел фрагменты. Но о конкретном матче не буду говорить. Просто обычно, когда я смотрю футбол, получаю от него удовольствие. Сегодня от нашего футбола удовольствия я не получаю. Я вижу 15 минут ничегонеделанья, беру и переключаю на английскую премьер-лигу, которую люблю и на которую езжу два раза в месяц в Лондон.
3
Является ли доказательством отсутствия спортивной борьбы то, что одна из команд ударов в створ ворот другой не нанесла ни разу?
Александр МОСТОВОЙ:
– Думаю, этот факт говорит о многом. Футболисты настоящего и прошлого обращают внимание на подобные вещи. Хотя не знаю, как на это можно посмотреть с юридической стороны.
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК:
– Ни в коем случае. «Ростов» ведь выступал почти вторым составом. Поэтому это вполне допустимо. Это футбол.
Сергей ШАКУРОВ:
– Нет, поскольку футбола нет. Вот футболисты просто и не попадают в створ ворот. Если они не попадают в ворота в течение матча, это ни о чем не говорит. Если бы они играли, как играют в Европе, наносили бы за 45 минут восемь ударов в створ. Поэтому то, что не ударили в створ, не является доказательством того, что матч договорной. Они просто не умеют. Лепят, как попало.
4
Сколько прошло заседаний Комитета по этике и на скольких присутствовали вы?
Александр МОСТОВОЙ:
– К сожалению, я еще ни на одном не присутствовал, потому что уехал в Испанию.
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК:
– Затрудняюсь ответить, сколько их прошло. Я в последний раз присутствовал, когда поднимался вопрос по болельщикам «Зенита». Всего же, насколько помню, я присутствовал на заседаниях два раза.
Сергей ШАКУРОВ:
– Я был на всех трех.
5
Когда состоится очередное заседание, кто формирует его повестку дня и намерены ли вы поднять вопрос о скандальных матчах в российском чемпионате?
Александр МОСТОВОЙ:
– Мне сложно что-то комментировать, так как я не знаю, как все это происходит.
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК:
– Я не в курсе, меня в Москве не было. Повестку дня формирует председатель, есть его заместитель, один из лучших юристов в стране, есть ответственный секретарь. Как и в любом комитете.
Намерен ли я поднять этот вопрос? У нас нет даже пропуска на матчи! Мы на последнем заседании подняли вопрос о том, как членам комитета проходить на стадионы, смотреть матчи и делать выводы. Но пока ни слуху ни духу. Хотя, может, уже и выдали пропуска, просто я еще никого не видел.
Сергей ШАКУРОВ:
– Очередное заседание, думаю, состоится в течение ближайших двух недель, поскольку идет такая история. Повестку дня формирует председатель. А потом мы получаем документы на дому по электронной почте и собираемся. Поднимать вопрос о скандальных матчах не собираюсь потому, что я индифферентен к тому, что происходит в нашем чемпионате.
6
Меры какого характера кажутся вам наиболее действенными в борьбе с договорняками:
а) морального – комитет мог бы констатировать, что матч прошел без должной спортивной борьбы;
б) материального – команды заранее сообщают, что планируют сыграть договорной матч и готовы платить штраф. То есть так называемый налог на договорняк;
в) уголовного – комитет мог бы ходатайствовать о возбуждении уголовного дела и попросить следственные органы расследовать обстоятельства матча.
Александр МОСТОВОЙ:
– Меры должны быть намного жестче. Думаю, должны снимать какое-то количество очков.
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК:
– Подобными делами должны заниматься правоохранительные органы. Комитет не имеет права ходатайствовать о возбуждении уголовного дела. Он выходит с предложением на исполком, высшую инстанцию, которая решает, обращаться в правоохранительные органы или нет. Комитет по этике может только обратить внимание, но для этого нужно посмотреть игру. Поэтому у меня нет никакого морального права поднимать этот вопрос. И то, что Ростов – мой родной город, тут ни при чем.
Сергей ШАКУРОВ:
– Зачем обсуждать все это, когда на поле ничего не происходит? Договорной – не договорной… Как наказывать за договорняк в принципе? Думаю, это Комитета по этике не касается. Это совсем другая история. Более уголовная. В РФС есть достаточно компетентные комиссии, серьезные.
7
Чем, на ваш взгляд, завершится очередная волна разговоров о договорных матчах в российском чемпионате?
Александр МОСТОВОЙ:
– Скорее всего все замнут. В нашей стране очень часто так происходит. Пошумят, поорут и замнут…
Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК:
– Закончится разговором.
Сергей ШАКУРОВ:
– Меня, честно говоря, этот вопрос менее всего волнует.
А КАК У НИХ?
В ИТАЛИИ ВСЕ РЕШАЕТ СПОРТИВНЫЙ СУДЬЯ
«Советский спорт» обратился к итальянскому журналисту Марко Гори, работающему на портал «TuttoMercatoWeb», чтобы выяснить, существует ли на Апеннинах свой комитет по этике.
– Нет, такой инстанции у нас нет, – рассказал Марко корреспонденту Денису БУТЫРСКОМУ. – За допинг и возможные договорные матчи отвечает олимпийский комитет. Если же, например, в игре происходит какой-то неприятный эпизод, который остается вне поля зрения судьи, решение принимает так называемый «спортивный судья», «giudice sportivo». Его зовут Джузеппе Тосто, и он подчиняется Итальянской федерации футбола. Он же устанавливает срок дисквалификации. Если же клуб с приговором не согласен, его представители могут подать апелляцию в федеральный суд, и тогда дело уже будет решаться там.





