Главный тренер сборной России Дик Адвокат: Мы играли на победу!

Поздним вечером вторника Дик Адвокат пообщался с корреспондентом «Советского спорта» в отеле, где живет сборная. Голландец не стал валить все на судей, похвалил игроков за самоотдачу, но намекнул, что многие из них способны на большее.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР ЕВРО-2012. ГРУППА «B». РОССИЯ – СЛОВАКИЯ – 0:1

Поздним вечером вторника Дик Адвокат пообщался с корреспондентом «Советского спорта» в отеле, где живет сборная. Голландец не стал валить все на судей, похвалил игроков за самоотдачу, но намекнул, что многие из них способны на большее.

«ПО САМООТДАЧЕ ВОПРОСОВ НЕТ»

Голландские коллеги-журналисты отмечали у Гуса Хиддинка любопытную особенность: «повелитель СМИ», как величают Гуса Ивановича, строго следовал одному правилу – не давать интервью сразу после поражения. Пусть страсти улягутся, горячие головы остынут... Вот тогда и можно порассуждать о причинах неудачи, перекинуть мостик на следующие матчи, нарисовать радужные перспективы.

Оттого было несколько боязно за судьбу запланированной беседы с Диком Адвокатом, которую он назначил сразу после игры со словаками. А вдруг нынешний рулевой сборной пойдет в отказ?

Но Адвокат лишний раз делом доказал фразу, которую часто повторяет здесь, в России: «Я не Гус». Вернувшись со стадиона «Локомотив», Дик заскочил переодеться в свой номер и уже через десять минут уселся в кресло напротив корреспондента «Советского спорта».

– Я не могу упрекнуть своих игроков в отсутствии самоотдачи, – с места в карьер признается Адвокат. – Они показали хороший футбол. С первой до последней минуты трудились. Мы не заслужили не то что поражения, но даже ничьей. Да мы наиграли на полноценную победу! Но в футболе ты часто не получаешь тот результат, которого заслужил.

– И все же почему сборная не набрала в матче со словаками ни одного очка?

– Потому что не реализовала те моменты, которые у нее были. Кроме того, по некоторым причинам отдельные игроки не смогли показать тот футбол, которого от них ждали.

– Каким был план на игру? Как собирались обыграть словаков?

– Мы должны были контролировать ход матча и не давать сопернику возможности создавать моменты у наших ворот, лишив их мяча. Дзагоев и Аршавин должны были играть ближе к центру, помогая Погребняку, а Жиркову с Анюковым необходимо было активно подключаться к атаке по флангам. К Анюкову у меня претензий нет – Саша провел отличный матч. А Жирков, безусловно, мог сыграть намного лучше. Юрий – великолепный футболист, но, увы, почти не получает игровой практики в «Челси». То же самое можно сказать и о некоторых других игроках. Но, повторюсь, у меня нет претензий к команде по самоотдаче.

«ЖИРКОВ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ»

– Вы ведь догадывались, что Жирков за неимением игровой практики в клубе не сможет показать лучший футбол и в сборной?

– Да. Но альтернативы Юрию у меня не было. Тот же Билялетдинов – хороший игрок, но не левый защитник. И в прошлую пятницу в Андорре Динияр тоже предстал не в лучшей своей форме.

– Почему вы не рассматривали в качестве возможной замены армейца Щенникова?

– Я посмотрел много матчей с его участием. Когда Георгий с мячом, он мне нравится – хорошо работает с мячом, отдает. Но когда дело доходит до позиционной обороны… Здесь Щенникову еще необходимо набраться опыта. В этом смысле Жирков, если он здоров, всегда займет нужную позицию, добежит. Правда, против словаков он не знал, что делать с мячом.

– Ситуация, выходит, безвыходная? Если «Челси» не продаст Эшли Коула в «Реал», Жирков вряд ли станет больше играть. Вы говорили с ним на этот счет?

– Нет. Но я знаю, что Юрий определился со своими дальнейшими действиями. Слышал, что зимой он решил что-то предпринять. Жирков слишком хорош, чтобы сидеть на лавке.

– Вас не удивило, как уверенно для своих лет сыграл Дзагоев?

– Я был приятно удивлен. Перед матчем я сказал ему: «Ты выходишь на поле не потому, что ты мне нравишься, а потому, что ты хороший игрок».

– Но про Дзагоева тоже можно сказать, что он обделен игровой практикой в ЦСКА. И тем не менее Алан провел хороший матч…

– Особенно первый тайм! В случае с Дзагоевым мне многое стало ясно еще на тренировке. Алан выглядел предельно мотивированным, не щадил себя. Кроме того, он очень эффективно провел свой отрезок в матче с Андоррой – с выходом Дзагоева на замену появилось движение.

– Ваше мнение – был ли пенальти на Анюкове во втором тайме?

– Словак, конечно, помог упасть нашему игроку. И я знал, что благосклонности от этого судьи нам ждать не стоит. Де Блекере судил еще матч Лиги чемпионов с «Ювентусом», когда я руководил «Зенитом». После игры я сказал, что его работа – просто катастрофа! Но винить арбитра в нашем поражении не стану. Мы проиграли не по его «милости».

– Может быть, бельгиец Де Блекере так своеобразно «мстил» вам за сборную своей страны?

– Не знаю. Но, судья как-то уж очень строго дал свисток об окончании матча ровно по истечении четвертой добавленной минуты, когда Быстров уже набирал скорость по правому флангу. Хотя у Де Блекере были основания добавить еще секунд 20, учитывая то, как долго словацкий вратарь не вставал после столкновения с Билялетдиновым в предыдущем эпизоде. Впрочем, давайте оставим эту тему.

– Каким было настроение в раздевалке?

– Подавленным. Игроки были очень расстроены тем, что проиграли матч, продемонстрировав такой футбол. И это первый довод против тех, кто сомневается в самоотдаче сборной. Потому что когда ты 90 минут носишься по полю туда-обратно, имеешь моменты, но проигрываешь – это нелегко пережить. В раздевалке я сказал ребятам: «Сейчас на вас, возможно, выльют ушат грязи. Делайте то, что считаете нужным».

– Обсуждение того, что произошло, в раздевалке было?

– Я сказал, что команда заслужила победу над словаками, но в футболе ты не всегда получаешь то, что заслужил. А отдельным игрокам я дал понять, что ждал от них большего.

– Кто-то из команды брал слово?

– После игры – нет. А в перерыве говорил Аршавин.

«РОЛЬ ЦЕНТРФОРВАРДА ВАКАНТНА»

– К выступлению Аршавина у вас претензий нет? Говорят, если он не выдает свой лучший футбол, то сборная России играет как весьма средняя команда…

– Для меня Андрей по-прежнему остается исключительным футболистом. Он может 89 минут пробегать вхолостую, но на 90-й организует гол, который станет победным. Так было уже много раз. Аршавин по-прежнему требует к себе повышенного внимания со стороны любого соперника. И поэтому я не перестаю говорить остальной команде: «Вы должны делать на поле еще больше». Не с точки зрения самоотдачи, а в плане индивидуальных действий. И отдельные игроки могли сделать на поле больше.

– Многие эксперты тем не менее считают, что вес Аршавина в сборной несколько переоценен?

– Позвольте мне оставить эти мнения без комментария. Хотя в определенном смысле Аршавин действительно весит несколько больше, – Адвокат в шутку щиплет себя за бока, видимо, намекая на особенности комплекции капитана. – Но так было всегда, даже в моменты лучших выступлений Андрея.

– Вы сильно расстроились, когда Погребняк не попал по воротам в конце первого тайма…

– Конечно. При всем уважении к Павлу на столь высоком уровне нападающий обязан использовать такие моменты.

– Оба форварда сыграли не лучшим образом.

– Знаете, я всегда стараюсь защищать своих игроков, но тут должен признать: в первые 15 минут Погребняк ни разу не коснулся мяча. Это было тем удивительнее для меня, что в Андорре Павел сыграл просто прекрасно. Хотя как раз для него тот матч должен был быть более сложным.

– Тем более сложно решиться посадить форварда в запас после того, как он забил оба гола в предыдущей встрече…

– Это-то как раз ни при чем. Я всегда принимаю решение на основании проделанной работы на тренировках. И выбор в пользу Погребняка я как раз делал, видя, что он лучше Павлюченко на тренировках.

– Хиддинк, напротив, всегда верил в талант Романа, утверждая, что в нужный момент «спящий гигант» всегда просыпается и забивает решающие голы…

– Против Павлюченко есть один момент – в «Тоттенхэме» Роман играет по схеме с двумя нападающими и частенько уходит из своей зоны вглубь. А в моей схеме центральный нападающий всегда должен оставаться в штрафной, пусть иногда и уводя за собой защитников, тем самым освобождая место для Дзагоева с Аршавиным. Павлюченко пока сложно исполнять эту роль.

– Ему сложно понять вашу схему?

– Быстро думать всегда сложно, когда ты не имеешь постоянной игровой практики.

– Роль основного центрфорварда по-прежнему вакантна?

– Пожалуй. Есть ведь еще Кержаков с его скоростью и нацеленностью на ворота, у которого к тому же истек срок дисквалификации.

– Бухаров?

– Для начала он должен пробиться в основу «Зенита». Александру еще надо прибавлять.

– Кто, на ваш взгляд, виноват в пропущенном голе – Акинфеев или защитник Березуцкий, отпасовавший назад вратарю?

– Я не хочу никого делать крайним – те, кто ошибся, уже знают об этом. Но могу сказать, что Россия всегда славилась прекрасными вратарями. И Акинфеев, безусловно, один из них. Конечно, Игорь мог выбить мяч куда-нибудь в сторону, но и ставить его в такое сложное положение тоже не следовало бы. Я предупреждал команду, что словацкие форварды будут «пасти» любую ошибку у наших ворот. И оттого еще обиднее проигрывать матч, в котором ты не дал сопернику создать ни единого момента, но сам подарил ему такую возможность.

– Вы довольны полузащитой?

– В целом да.

– Но тот же Широков, например, совершал ошибки в передачах?

– Тем не менее это был очень сложный матч для него, и он проделал огромный объем работы. Семшов, Зырянов – они все сыграли на уровне.

«ВЫБРАЛ 11 СИЛЬНЕЙШИХ»

– Как считаете, словакам добавляло сил и уверенности успешное выступление на чемпионате мира?

– При всем уважении к сборной Словакии, которая представляет страну с небольшим населением, на поле была одна команда, которая должна была побеждать. Но другая команда провела с мая по август почти десять матчей. На десять матчей больше нас. И сегодня я видел кое-что в исполнении некоторых наших игроков, чего не должно происходить на столь высоком уровне.

– Хотите сказать, что команде не хватило игровой практики?

– Те игроки, о которых я говорю, имеют стабильное место в составе своих команд.

– Но ведь такие голы, какой нам забили словаки, возникают из-за командной несыгранности?

– Три футболиста, принимавших участие в том эпизоде, уже очень давно выступают вместе. Здесь нет оправданий. Я предупреждал команду, что Словакия может получить свой шанс только в том случае, если пустить ее на свою половину поля. Так и произошло.

– По горячим следам можете сказать, что сделали ошибку в стартовом составе?

– Я могу ошибаться только в том случае, если оставляю на скамейке игрока, который находится в лучшей форме, чем те, кого я выпустил. На мой взгляд, я выпустил против словаков лучших игроков, что были в моем распоряжении.

– Замены игру не усилили?

– Быстров отчасти добавил команде скорости. А вот об остальных заменах, пожалуй, ничего и не скажешь.

– Зырянов уже находится в довольно зрелом возрасте. Семшов тоже. Кто за ними?

– Зырянов в матче со словаками доказал, что он по-прежнему очень важный игрок для сборной. Хотя когда-то за ними должна прийти смена. Вы предлагайте мне имена, я буду отвечать.

– Например, Мамаев из той же «молодежки»?

– Открою вам небольшой секрет – Павла я собирался вызвать уже на матчи против Андорры и Словакии. Но молодежной сборной предстояли не менее ответственные матчи против румын, и я не стал его дергать.

– Вы не думаете вернуть Семака в сборную?

– Тогда получится, что мы возвращаемся назад, к тому, что было. Говорю это с уважением к Семаку, который мне очень нравится. Я уважаю его как игрока и человека. Однако пришло время что-то менять в сборной. При этом я не исключаю, что мы будем вызывать Сергея и впредь.

– У Семака была и есть очень важная функция за пределами поля – он всех объединял. Сейчас в сборной такой человек есть?

– В какой-то мере я могу сказать так об Аршавине. Но такого лидера, каким, например, был Тимощук в «Зените», найти непросто. Наверное, он должен вырасти внутри команды.

– Вырисовывается, согласитесь, довольно унылая перспектива. Неужели даже вы, заново раскрывший в «Зените» талант Зырянова и отслеживающий кучу матчей чемпионата России, не видите альтернатив имеющимся игрокам?

– Матчи смотрю не я один – Берт ван Линген и Саша Бородюк тоже смотрят. Но… Молодежная сборная не смогла пробиться на Евро-2011. Если молодежь не способна на это, то я не знаю, как быть. В центре обороны «молодежки» сегодня не было ни одного номинального центрального защитника…

– Что делать?

– Для начала – и сейчас я буду противоречить себе времен «Зенита» – необходимо как минимум удержать существующий лимит на легионеров, «6+5». В противном случае те же защитные линии ведущих российских клубов тотчас укомплектуют иностранными защитниками.

– Вы не рассматриваете в качестве альтернативы имеющимся центральным защитникам других игроков – Белорукова, Орехова?

– Повторюсь: мы не можем рисковать нашими шансами поехать на Евро-2012, пускаясь в подобные эксперименты.

«ХУЛИГАНАМ ДОЛЖНО БЫТЬ СТЫДНО!»

– Вас не удивило, что на матч со словаками на небольшом «Локомотиве» не все места были заняты?

– В этом нет ничего необычного. В начале отборочной кампании так часто случается. Но ближе к концу отбора, уверен, болельщиков будет больше. В прошлом цикле даже на матч с Азербайджаном собрались полные «Лужники».

– Значит ли это, что с Ирландией в следующем году мы сыграем в «Лужниках»?

– Не обязательно. «Локомотив» – один из лучших стадионов России. Да и атмосфера на матче со Словакией мне очень понравилась.

– У вас есть предубеждения против искусственного газона «Лужников»?

– Признаюсь, я не люблю искусственный газон. Но с другой стороны – исключать «Лужники» нельзя, в первую очередь с коммерческой точки зрения.

– Вас не удивило поведение отдельных «болельщиков» в Андорре, бросавшихся в сборную яблоками?

– Удивило, потому что я не вижу повода для такого их поведения. На месте игроков я бы тоже недоумевал от такого поведения зрителей – ты забиваешь два гола, а в тебя свои же бросают яблоками! Это не настоящие болельщики. Допускаю, что их головы заняты чем-то другим – не футболом. Им должно быть стыдно – ведь этот инцидент может навредить и российской заявке-2018.

Как вас приняла московская публика? Не слишком холодно?

– В Санкт-Петербурге ко мне поначалу тоже относились прохладно. Но когда мы расставались прошлым летом, все плакали. Примерно то же я сказал и своим игрокам – все награды ты получаешь на финише, а не перед стартом.

«КОНТАКТОМ С ФУРСЕНКО ДОВОЛЕН»

– Вы разобрались в ситуации с недомолвкой между сборной и СМИ, возникшей перед матчем со словаками?

– Понимаю реакцию журналистов – ведь их впервые за четыре года не пустили в отель к сборной. Но не стоит преувеличивать и раздувать эту ситуацию. Конечно, не все в команде любят общаться с прессой, но конфликта между сборной и СМИ нет.

– Но игроки игнорировали журналистов в смешанной зоне после тренировок…

– Если организовывать микст-зону так, как ее организовали на первой тренировке, все игроки, конечно, пробегут мимо. Поэтому я сказал, чтобы проход сделали уже, тогда игроки не смогут улизнуть. И это сработало! Сейчас мы стали делать предматчевые пресс-конференции в отеле, привели на первую подобную встречу двух игроков. Так что мы продолжим что-то придумывать в этом направлении, чтобы все были довольны.

– Вы довольны тем, как организован рабочий процесс вокруг сборной?

– Да. Я ужесточил порядок внутри отеля, потому что устроен несколько иначе, чем Гус. Я вижу все, что происходит. И я приучен делать так, чтобы все было организовано с пользой для команды. Ни пресса, ни агенты игроков не должны отвлекать команду от мыслей об игре.

– Сборная останется в «Балчуге»?

– Да. Нас здесь все устраивает. А дорога от отеля до тренировочного поля занимает всего десять минут.

– В некоторых СМИ писали, будто в Андорре вы запретили игрокам встречаться с женами и подругами до игры?

– В день товарищеского матча с болгарами я неожиданно обнаружил членов семей игроков в отеле. После этого случая я решил, что подобные встречи отныне возможны лишь за день до игры, но никак не в день матча. Раньше я был еще строже, но времена меняются.

– Можно говорить о том, что между вами и Сергеем Фурсенко как главным тренером сборной и президентом РФС есть полное взаимопонимание?

Сквозь призму собственного опыта из 54 матчей у руля сборной Голландии я могу говорить о том, что знаю, в чем действительно нуждается национальная команда. И с этой точки зрения Фурсенко выполняет все мои пожелания, полностью меня понимая и поддерживая.

– У вас есть соображения относительно того, как решить проблему отсутствия новых талантов?

– Для меня все предельно просто. Сейчас в РФС пришли люди, обладающие огромной властью в стране. Они могли бы повлиять на развитие спорта в регионах, отдавая соответствующие указания губернаторам на местах. Но для того, чтобы что-то изменилось, необходимо время.

– Не могу не спросить про случай с Быстровым и Анюковым, которые не тренировались в первые дни подготовки к матчу с Андоррой. В СМИ поползли слухи о том, что парни нарушали режим…

– Это домыслы «желтой прессы». Никакой подоплеки у этой истории не было. Быстров не тренировался, потому что у него болел палец ноги. Он у него и сейчас болит. Анюков просто попросил отдых.

– Вы намерены изменить что-то в сборной после сегодняшнего поражения?

– Мы сделали все, что должны были, разве что гол не смогли забить. И все-таки я увидел кое-что, что мне не понравилось. Не уверен, что могу изменить то, о чем говорю, с теми игроками, которые есть в моем распоряжении сейчас. Но в любом случае после одного поражения я не стану ничего резко менять. Очень важно, как сложатся для нас два ближайших матча в Ирландии и Македонии. Но я уверен: с тем уровнем самоотдачи, который я видел в игре против Словакии, результат должен прийти.

Новости. Футбол