Тощий пастух

ЕВРОФУТБОЛ
ИСПАНИЯ. ХАВЬЕР ПАСТОРЕ
Итальянский «Палермо» объявил о подписании контракта с полузащитником аргентинского «Уракана» Хавьером Пасторе прошлым летом. Сицилийцы уплатили за футболиста 5 млн 700 тыс. евро. «Манчестер Сити» больше тратит на уборщиц. Спустя всего год президент «Палермо» Маурицио Дзампарини отказывается продавать Пасторе за 25 млн, не боясь сравнивать 21-летнего аргентинца с Месси и Зиданом…
НЕ ЗОЛУШКА
Было ли в действительности 25-миллионное предложение или нет, известно только Дзампарини. Босс сицилийцев, самый яркий представитель когорты президентов «маджо алленаторе» (буквально – «тот, кто ест тренеров»), обожает эпатаж и громкие заявления. Поговаривают, что мадридский «Реал» на самом деле предлагал такую сумму, а сейчас уже обсуждают 40-миллионный интерес «Барселоны». Дзампарини раз за разом твердит, что никуда не отпустит Пасторе ни зимой, ни следующим летом. С деньгами вроде бы готов помочь давний фанат команды саудовский принц Абдул Аль Хокаир. Но это все работа на публику. Менеджеры команды признаются: удержать аргентинца будет невероятно сложно, если вообще возможно.
Сейчас Хавьер – второй, по оценкам La Gazzetta dello Sport, игрок серии А. Лучше него только камерунец Самюэль Это‘О. Цена футболиста стремительно растет. Если будет сделано реальное предложение на 40–50 млн евро, Дзампарини, скорее всего, упираться не станет. Человек, вытянувший в свое время 23 млн евро из «Ювентуса» за Амаури, знает, как делать деньги.
Вообще, вся эта история не имеет ничего общего со сказками о Золушке или Гадком Утенке. Хавьер Матиас Пасторе по прозвищу El Flaco («Тощий») приехал в Италию не безвестным молодым талантом, а сложившимся перспективным футболистом, о котором прекрасно знали ведущие европейские команды. Его переход – пример отличной работы скаутов и руководства сицилийского клуба, которые рискнули в нужный момент и поставили на правильного человека. Пока испанцы увлечены безумной гонкой вооружений «Реала» и «Барселоны», а англичане, отлично научившиеся зарабатывать, никак не могут научиться разумно тратить, итальянцы вынуждены вертеться. Иначе не выжить. Отсюда такое количество качественных и сравнительно недорогих трансферов. Появление Пасторе на Сицилии летом 2009-го – заслуга спортивного директора «Палермо» Вальтера Сабатини, вцепившегося в плеймейкера мертвой хваткой. Сам Хавьер собирался еще на полгода задержаться на родине. «Палермо» настаивал на немедленном переходе 20-летнего футболиста. Победил, разумеется, тот, кто заплатил.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ АМПЛУА
Эль Флако никогда не торопится с принятием важных решений, которые могут серьезно повлиять на его карьеру. Но, как потом выясняется, всякий раз выбирает наиболее правильный и разумный вариант. В 2008-м, будучи еще футболистом «Тальерес», он получил сразу два предложения – от знаменитого и славного «Ривер Плейта» и куда более скромного «Уракана». Разница в том, что «Риверу» был нужен молодой талантливый игрок, а «Уракан» нуждался в лидере. Поразмыслив и выслушав родителей, полузащитник сделал свой выбор.
Может быть, такое здравомыслие связано как раз с воспитанием. Мы привыкли узнавать, что аргентинские и бразильские звезды росли в бедности и лишь с помощью футбола смогли выбиться в люди. К Пасторе это не относится. Он рос в благополучной семье: отец занимался автомобильным бизнесом, а мать дома воспитывала детей.
Через год «Уракан» нанес «Ривер Плейту» самое крупное поражение за 60 лет взаимоотношений двух клубов – 4:0. Один из мячей забил роскошным дальним ударом Пасторе. В тот год его команда едва не выиграла весенний чемпионат («клаусуру»), уступив «золото» лишь в последнем туре «Велес Сарсфилду» с Барриентосом и Моралесом.
«Мы играли тогда лучше всех, – вспоминал потом Пасторе. – Даже болельщики «Боки» останавливали меня на улице и говорили, что у нас отличная команда».
Сезон закончился, и Пасторе снова пришлось выбирать. На этот раз между «Палермо» и «Манчестер Юнайтед». Манкунианцы готовы были заплатить больше, но Пасторе не собирался сидеть на скамейке запасных.
Пасторе – дирижер, абсолютный плеймейкер, полностью определяющий игру команды. Фигура, практически исчезнувшая из современного футбола, коллективного и атлетичного. У него даже фамилия для диспетчера забавная, хотя и обидно характеризующая партнеров. Pastore по-итальянски означает «пастух». Именно поэтому его так часто сравнивают с Хуаном Романом Рикельме, хотя Эль Флако действует на поле быстрее и резче. Кроме того, часто говорят о «втором Кака» и «новом Франческоли». Но, в отличие от бразильца и уругвайца, больше нацеленных на атаку ворот, Пасторе нравится пасовать.
Карлос Билардо, работавший со сборной Аргентины на чемпионате мира в ЮАР, с восхищением высказался о 27-м номере «Палермо»: «Я думал, игроки такого амплуа вообще больше не появляются. Он уникален».
Арриго Сакки более осторожен в оценках: «Ему следует научиться следовать ритму команды. Сейчас нередко бывает так, что команда играет в один футбол, а он – в какой-то другой. Это мешает».
«В Европе действуют быстро: одно-два касания и удар в «девятку». А я предпочитаю контроль мяча, – признается сам игрок. – Раньше думали, что я индивидуалист, поэтому играли на меня не так уж часто. Сейчас кое-что изменилось: все поняли, что это просто моя манера игры». Дело, думается, здесь не только в индивидуализме...
МАРАДО
Пасторе не сразу привык к плотному итальянскому футболу, требующему мгновенного принятия решений. После чемпионата Аргентины, позволяющего всегда рассчитывать на пространство и время, разница не могла не чувствоваться. Пока «Палермо» тренировал Вальтер Дзенга, Хавьер выходил в основе регулярно. Новый наставник – Делио Росси не побоялся время от времени сажать аргентинца на скамейку, дозируя игровое время. Это помогло: полузащитник стал более бережно и внимательно относиться к каждому моменту, в котором принимал участие. К концу сезона атаку сицилийцев, в которую помимо Пасторе входили Микколи и Кавани, побаивалась уже вся серия А. Новичок освоился, обнаружил апеннинских предков и, получив паспорт Италии, перестал быть легионером.
Летом Хавьер попал в заявку сборной на чемпионат мира в ЮАР. Как и положено всякому уважающему себя аргентинцу, он горячий фанат Марадоны: «Я, Ночерино и Блази – мы втроем с ума сходим по Диего. Когда едем куда-то на машине все вместе, врубаем песню Родриго «Марадо» на полную мощность и подпеваем. Когда я вернулся из сборной, подарил ребятам по футболке с его автографом».
На чемпионате мира Пасторе выходил на замену. Почему именно его Марадона выпустил на поле спасать совершенно безнадежный четвертьфинал, известно только гению Диего Армандо.
УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
К началу нового сезона прежней атакующей линии «Палермо» больше не существовало: Микколи получил травму, Кавани подался в Неаполь. Делио Росси мигом перестроил игру. В квалификационном раунде Лиги Европы его команда с трудом одолела «Марибор» и немедленно приобрела двух словенских футболистов: Иличича и Бачиновича. Теперь именно Иличич вместе с Пасторе составляют пару атакующих хавбеков «росанеро». Впереди остается один форвард – как правило, удачно начавший сезон чилиец Пинилья или молодой уругваец Эрнандес (редкий, кстати, талант, будете смотреть матчи ЦСКА с «Палермо» – обязательно обратите на него внимание). Пасторе соседство Иличича ничуть не мешает, похоже, аргентинец и правда становится все более командным игроком. И если Хавьер – второй игрок лиги, по оценкам La Gazzetta dello Sport, то Иличич – третий.
Словенец, скорее всего, и заменит аргентинца в случае ухода последнего из «Палермо». В то, что Эль Флако продадут, в Италии уже никто не сомневается. Одно время шли слухи, что покупателем может стать «Интер». Судя по всему, новость была спровоцирована сложностями в переговорах между миланцами и Уэсли Снейдером. Недавно голландец объявил, что согласен подписать новый контракт, так что эта тема, видимо, снимается с повестки дня. Претенденты на Пасторе прежние: «Реал», «Барселона» и «Манчестер Сити». Хотя, может быть, аргентинец еще останется в «Палермо». Он знает, как важно принимать правильные решения.
МЕЖДУ ТЕМ
Игру Хавьера Пасторе российские болельщики смогут оценить 21 октября и 4 ноября, когда «Палермо» дважды сыграет с ЦСКА в Лиге Европы (первый матч – в Италии).





