Лидер фан-движения «Хайдука» Дадо Лелас: Футбол – не война!

Вчера один из лидеров «Торсиды» (фан-группировка сплитского «Хайдука») Дадо Лелас дал эксклюзивное интервью спецкору «Советского спорта», рассказав о нынешних нравах и правилах некогда одной из самых кровожадных фан-группировок Европы.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
СЕГОДНЯ. ЛИГА ЕВРОПЫ

Вчера один из лидеров «Торсиды» (фан-группировка сплитского «Хайдука») Дадо Лелас дал эксклюзивное интервью спецкору «Советского спорта», рассказав о нынешних нравах и правилах некогда одной из самых кровожадных фан-группировок Европы.

КОГДА СПЛИТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АД…

«Тишина, умиротворение, красота… Не верьте этим картинкам: во время матчей Сплит превращается в ад!». «В 74-м они заставили бежать армию, охранявшую стадион, в 90-м напали на игроков «Партизана», в 99-м году устроили погром в Марселе». Это – цитаты из документального фильма Дени Дайера «Реальная фабрика футбола», в котором во всех красках показаны кровожадные нравы одной из самых агрессивных фан-группировок Европы – поклонников «Хайдука» «Торсиды». Неудивительно, что после угроз в адрес болельщиков «Зенита» многие из тех, кто изначально собирался в Сплит, в итоге решили остаться в Петербурге.

– В фильме Дайера очень много неправды. Хотя кровавые драки, столкновения с полицией – все это действительно было. Но сейчас у нас все иначе, – говорит 38-летний Дадо Лелас, правая рука президента «Торсиды» Жана Ойданича (сам Ойданич – человек непубличный и очень не любит давать интервью). – Нынешняя «Торсида» против насилия. Прежнее руководство, которое переизбрали четыре года назад, сейчас даже на стадион не пускают. К примеру, мы организовывали сбор крови для жителей Вуковара (город на границе Сербии и Хорватии, который в начале гражданской войны оказался разрушен практически полностью. – Прим. ред.), собирали деньги для бедных... В числе активных членов нашей группировки – около десяти тысяч человек, то есть каждый двадцать пятый житель Сплита. Большинство – люди семейные, с высшим образованием. У меня самого жена и двое детей.

– Если у вас теперь позитивный имидж, как же могло случиться побоище в Петербурге? Говорят, хорватские фанаты специально договаривались с питерскими о драке.

– Я сам прилетел в Петербург лишь на следующий день. Но в тот вечер в отеле были другие наши лидеры – Лекич и Ойданич. Они и рассказали, как все происходило… Так вот, никаких договоренностей не было. Все получилось спонтанно. Я слышал о том, что кто-то из русских фанов предлагал подраться, но нынешняя «Торсида» против такого выяснения отношений. Тогда наших ребят подловили у отеля и напали первыми. Мы просто защищались.

«УЛЬТРАС – ЭТО НЕ «ТОРСИДА»

– В Петербурге уверены, что под видом обычных болельщиков на матч приехали ультрас.

– Объясняю: всего в Петербург приехали около 300 хорватов. Причем из разных слоев: не только члены «Торсиды», но и обычные болельщики, туристы. В общем, те люди, которые были способны заплатить по три тысячи кун (400 евро. – Прим. ред.) за две ночи. Жили мы в одном отеле, но добирались до Петербурга разными группами. Поэтому всех в лицо я просто не знаю. Может быть, там были и ультрас. Но сами подумайте: откуда у хулиганов деньги на поездку в Петербург?

– Но перед матчем в Северной столице я лично общался с несколькими крепкими ребятами в шарфиках «Хайдука», под глазами которых сияли увесистые синяки. Они улыбались и говорили, что были готовы к столь теплому приему…

– Не могу отрицать, что среди болельщиков нашей команды есть и ультрас. Им до сих пор не дает покоя кровавое прошлое «Торсиды». Вот они и устраивают разные акции насилия. При этом называя себя именем «Торсиды». Но они – не мы, они сами по себе. И за их действия мы не в ответе. У вас ведь тоже есть подобное! Я в курсе истории про баннер в адрес Льва Яшина, который вывесили на домашнем стадионе «Зенита».

Могу также добавить, что на матче в Петербурге были и ультрас из Сербии. Они сидели на секторе фанатов «Зенита» справа от нашего и постоянно провоцировали нас. Скандировали антихорватские кричалки, а потом еще и вывесили баннеры с фотографией Караджича (сербский генерал времен гражданской войны. – Прим. ред.) и четырьмя «С» – символом агрессии против хорватов.

«МСТИТЬ ФАНАМ «ЗЕНИТА» НЕ БУДЕМ»

– После этого со стороны хорватских ультрас в адрес болельщиков «Зенита», собирающихся на матч в Сплит, прозвучали угрозы. В итоге вместо собиравшихся трех тысяч питерцев в Сплит приехали лишь около пятисот.

– Если вы думаете, что мы собираемся охотиться за вашими болельщиками, мстить им, то это не так. Просто так никто на них не нападет. Поэтому хочу дать совет болельщикам «Зенита», которые приедут на матч. Ведите себя достойно, никого не провоцируйте и сами не ищите неприятностей на свою голову. Тогда все будет нормально.

– Сербы пообещали помочь фанатам из Петербурга: вместе с ними приехать в Сплит, «спалить город и перебить местных фанатов». Они правда приедут?

– Сомневаюсь. Все это очень похоже на провокацию. Полиция в любом случае начеку, и, даже если сербы соберутся приехать на футбол, их перехватят еще на границе. Я, кстати, очень бы не советовал вашим ребятам связываться с ними. Понимаете, в памяти наших народов все еще свежи раны, нанесенные войной. Поэтому мы до сих пор так конфликтуем. Да, есть множество примеров, когда сербы дружат с хорватами, и это нормально. Например, у вас, в «Зените», хорват Крижанац дружит с сербами Лазовичем и Луковичем. Много сербов ездят к нам летом на море! Но раны войны так быстро все равно не затягиваются. Понятно, что для вас сербы – братья, но не стоит вашим ребятам лезть во все это…

На прощание дарю Леласу один из последних номеров журнала «Советский спорт – Футбол». Прочитав заголовок на обложке «Они до сих пор на войне», торсидовец на пару секунд задумался, а затем взял в руки маркер, лист бумаги и вывел на нем: «Nogomet nije rat, navijzc nije vojnik!». В переводе на русский означает: «Футбол – не война, фанаты – не солдаты!».

Дай бог, чтобы во время сегодняшнего матча все так и было…

Новости. Футбол