Голодный год

СВОБОДНЫЙ УДАР
У чемпионата России-2010 беда с послевкусием. Пока он шел, можно еще было коротать наши футбольные будни, поцеживая сквозь соломинку жидкие интриги и смакуя редкие матчи на принцип, тонкими ломтиками поданные. Но теперь встаешь от премьер-лигового стола определенно голодным и разве что с терпким привкусом незатейливой похлебки. И хочется поскорее наброситься на английскую или германскую трапезу, а то и чемпионат мира всласть пожевать зимой еще разок в видеоверсии.
Чемпион – «Зенит» наметился еще весной. Призеры – ЦСКА и «Рубин» обозначились с той же отчетливостью, можно считать, тоже еще на восходе сезона. То есть в этом году шкала ценностей у нас образовалась скудная и растянутая, зато по шкале серости вышел перебор. На выходе из премьер-лиги собралась целая толпа слабо соответствующих высокому статусу.
Если одним словом – чемпионат получился несвежим. «Зенит» своим быстро завязавшимся умелым сотрудничеством со Спаллетти подтвердил на новом примере, что он – единственный пока в России дока по части взаимопонимания с иностранными тренерами. И напомнил о первостепенной роли тренера-постановщика (что слабо подкрепляется аргументами практикующих отечественных спецов). Но то и другое – не новости.
«Рубин» в лучшем случае пробавлялся своими позапрошлогодними наработками. Но тогда он производил эффект новоявленного хищника – пусть осторожного, но коварного и цепкого, а в этом чемпионате по большей части походил на травоядное создание с затупившимися резцами.
И ЦСКА по существу был не нов. Пусть и поменяв вполне успешно состав более чем наполовину, он своими атакующими всплесками напоминал ЦСКА-2008, радостно прощавшийся с Газзаевым. Так что пока Слуцкий не более чем поднял эстафетную палочку, год назад оброненную Зико и Рамосом.
Это был год большой рыночной активности, словно взбесившееся летом солнце сильно разогрело кадровые аппетиты. Но среди всех обнов, доставленных по премьер-лиговым адресам, на степень командной успешности всерьез повлияло разве что возвращение Вагнера к цеэсковским пенатам. А ведь ненаглядный наш и незаменимый Лав значится в анналах находкой 2004 года.
Это был год жгучей потребности в обновлении сборной, но премьер-лига и бровью не повела в сторону этой всероссийской необходимости. Напротив, будто от нее отвернулась. Едва Адвокат ввел Дзагоева в ряды российской гвардии, как тот почти перестал играть в ЦСКА. И провисли по ходу чемпионата перспективы Бухарова, Мамаева, Касаева – именно тех, кто, казалось, вот-вот подкрепит потенциал сборной.
Снова в который уже раз дружно застряла в привычной пробке Москва, за некоторым опять же привычным исключением ЦСКА. И, словно по команде, спряталась в раковины вся провинция.
Я вот поглядываю одним глазом на Германию: там прорываются новые команды, восходят, как на дрожжах, неизвестные доселе тренеры, а игроков молодых да ранних – пруд пруди. И это вам не породистая царица полей Испания, и не ворочающая миллионами Англия. Знаю, знаю: что немцу хорошо, то русскому… Но что русскому-то хорошо? И способны ли мы вдохнуть в свою футбольную сермягу ароматы?





