Председатель правительства России Владимир Путин: Хочу, чтобы наша сборная выиграла

Спустя несколько часов после того, как были названы страны – организаторы ЧМ-2018 и ЧМ-2022, в Цюрих прибыл премьер-министр России Владимир Путин. Он дал развернутую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ЧМ-2018 В РОССИИ: ВЗГЛЯД ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Спустя несколько часов после того, как были названы страны – организаторы ЧМ-2018 и ЧМ-2022, в Цюрих прибыл премьер-министр России Владимир Путин. Он дал развернутую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов.

«У ПРОИГРАВШИХ ЕЩЕ БУДЕТ ШАНС»

Накануне голосования журналисты думали, что Путин в Цюрих не приедет. Он ведь сам предельно ясно объяснил: не хотелось бы, чтобы со стороны российских руководителей исходило давление на членов Исполкома ФИФА.

Что же стало известно теперь: десант Путина стартовал из Москвы практически одновременно с окончанием голосования, то есть, когда теоретически давить было уже не на кого.

К аудитории – нескольким сотням журналистов и десяткам представителей российской делегации — Путин обратился на английском языке. Сразу вспомнилось, как несколько лет назад в Гватемале, где голосование МОК решилось в пользу проведения Олимпиады в Сочи, Владимир Владимирович также произносил речь на английском.

— Хочу поблагодарить господина Блаттера и членов Исполкома ФИФА и всех присутствующих за внимание, за доброжелательное отношение к нашей заявке, что способствовало победе России в этой нелегкой борьбе за право проведения чемпионата мира по футболу, — сказал премьер-министр. — Россия с большим уважением относится ко всем коллегам. Абсолютно уверен: они провели бы этот чемпионат мира блестяще, но в этот раз им не повезло. У них обязательно еще будет шанс.

…Я родом из Ленинграда, — говорит Путин. — Во время Великой Отечественной войны этот город бомбили, причем бомбили каждый день. Не было электричества, питьевой воды, катастрофически не хватало продуктов питания. Это был голод. Но футбольные матчи в Ленинграде проводились даже в те трагические дни и помогали выжить. Это к вопросу о том, какую важную роль футбол занимает в жизни нашей страны.

ВЧЕРА. СОЧИ. ВЛАДИМИР ПУТИН НА ВСТРЕЧЕ С ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ. ФОТО РЕЙТЕР
«В ГВАТЕМАЛЕ БЫЛА ДРУГАЯ АТМОСФЕРА»

Надо сказать, Путин – отменный физиономист. Именно он непринужденным жестом определял, кому из присутствующих задавать следующий вопрос, и всякий раз чередовал российского журналиста с иностранцем.

— Вы приехали в Гватемалу, когда решалась судьба Олимпиады-2014, но не побывали на Исполкоме ФИФА. Почему?

— Ситуации разные. И атмосфера. Перед выборами к Олимпиаде-2014 не происходило всего того, что творится в футболе. Столько вылито компроматов, столько скандалов! Выступая не так давно на президиуме правительства, я сказал: «Надо оставить в покое членов ФИФА с тем, чтобы они безо всякого давления приняли объективное решение». Поэтому и попросил министра спорта Мутко (он же является и членом Исполкома ФИФА) передать коллегам мою позицию: представлять российскую заявку, как в случае с Гватемалой, не приеду.

Это не значит, что мы с неуважением относимся к членам ФИФА, напротив, считаю недопустимой ту кампанию, что была развернута в ходе борьбы за право проведения ЧМ-2018. Я обещал Мутко, что в случае победы России обязательно приеду, встречусь с прессой, с президентом Блаттером, и мы обсудим вопросы совместной работы в рамках подготовки к турниру 2018 года.

«Я ПОСТУПАЛ ПРАВИЛЬНО»

— И что хорошего в том, что выкатывают компроматы, обвиняют людей в коррупции? Причем, как мне видится, бездоказательно. Я рассматриваю все это как попытку давления на членов Исполкома ФИФА. «Раскатали» эту тему по всей мировой прессе, а это признаки недобросовестной конкуренции.

В этой связи я ни разу не слышал каких-либо обвинений в адрес России. Но в силу определенных обстоятельств, о которых уже сказано, воздержался от поездки в Цюрих на презентацию. Отказаться от поездки было для меня сложным решением. Участники десанта, все мои коллеги, ждали этого приезда. Даже пытались меня переубедить по телефону, но решение было мною принято. Я говорил: «Наша заявка – хорошая, выгодно отличается от всех других. Мы победим!». Итоговый результат мы с вами знаем. Значит, я поступал правильно.

А то, что мы выиграли во втором раунде голосования, стало полной неожиданностью. Разве кто-то может быть уверен на сто процентов? Мы даже не подозревали об этом. Не могли знать, выиграем ли вообще. При этом я считал, что мы обязательно должны это сделать.

«БЛАТТЕР – ОЧЕНЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

— Блаттер сказал, что Россия — не страна, а целый континент. Интересно узнать: вы общались с президентом ФИФА?

— Президент ФИФА общался с очень многими руководителями Заявочного комитета (России. – Прим. ред.). Здесь нет никакого секрета, это не запрещено правилами ФИФА. Господин Мутко доложил: Блаттер — очень объективный человек. И я не могу сказать, что он как-то особенно симпатизировал России. В ходе процедуры голосования Блаттер заставил нас немало поволноваться.

Мы считаем, что выстроили правильную линию в защиту нашей заявки. Исходили из того, что наша заявка соответствовала философии ФИФА: расширять границы мирового футбола за счет новых территорий и новых стран. Мы — россияне, нас — миллионы, и мы любим футбол. Но посмотрите: в Восточной Европе никогда не проводились чемпионаты мира! И когда мы формулировали заявку, думали именно об этом.

Хочу сказать также о том, что в настоящее время мир переживает последствия финансового кризиса. И многие европейские страны сталкиваются с различными проблемами. У России трудностей хватает, но есть стабильность. Наш золотовалютный запас – третий в мире, он составляет 500 миллиардов долларов. Четыре процента — годовой рост экономики...

Кроме того, мы готовимся к крупнейшим соревнованиям: Всемирной Универсиаде в Казани и проведению зимних ОИ-2014 в Сочи. В двух точках страны идет серьезнейшая подготовка, там создается новейшая инфраструктура!

— Много говорилось о том, что России нужен ЧМ, чтобы показать другую страну – не ту, о которой знают, скажем, в Европе.

— В первую очередь мы должны показать: Россия – открытая для мира страна. Люди, когда приедут, сами все увидят. Чем больше у нас будет контактов, тем быстрее разрушатся стереотипы. И такие соревнования, как Универсиада, Олимпиада, чемпионат мира по футболу, будут способствовать этой задаче. И тогда Европа заживет без видимых и невидимых берлинских стен.

ЧЕТВЕРГ. ЦЮРИХ. ВЛАДИМИР ПУТИН ПРИНИМАЕТ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ОТ ДИРИЖЕРА ВАЛЕРИЯ ГЕРГИЕВА (ВТОРОЙ СПРАВА) И ВЛАДЕЛИЦЫ «МАРСЕЛЯ» МАРГАРИТЫ ЛУИ-ДРЕЙФЮС (ВТОРАЯ СЛЕВА). ФОТО КОНСТАНТИНА ИВАНОВА
«ШТАМПЫ ЛЕТАЮТ, КАК МУХИ»

— Гендиректор российской заявки Алексей Сорокин тоже говорил, что в мире о вашей стране существует слишком много стереотипов. В таком случае что необходимо опровергнуть?

— Существует много разных штампов, оставшихся с прежних времен, еще с холодной войны. Они как мухи летают по всей Европе, по всему миру, жужжат над ухом, пугают людей. А на самом деле действительность иная. Я хочу, чтобы вы приехали в Россию и убедились в этом, чтобы чемпионат мира опроверг стереотипы.

— Что собираетесь предпринять для того, чтобы в 2018 году не допустить атак радикалов на участников и гостей чемпионата?

— Проблемы этнического характера имеют место во многих странах мира, как бы кто ни лакировал их. И в европейских странах это имеет место, причем частенько. Но мы видим, что это – проблема, и достаточно серьезная. В то же время при проведении всех крупных международных соревнований мы смогли обеспечить полную безопасность. В вопросе затронута общемировая проблема. Мы будем с настойчивостью решать ее в будущем.

— Какие расклады голосования вы себе представляли?

— Мы анализировали ситуацию. Наши оценки были весьма приблизительными. В принципе на конечном этапе мы понимали, кто есть главный соперник. Первоначально, в ходе гонки, Англия была в лидерах. Но потом другие претенденты поочередно вырывались вперед.

Наша сторона исходила из того, что заявка «Испания/Португалия» является серьезной угрозой. Но ведь это не секрет: к двойным заявкам в ФИФА относятся не очень хорошо. И это нас настраивало на победный лад. Я знаю, что сдвоенные заявки – это размытая ответственность, и обеспокоенность международных футбольных организаций нам понятна. Мы знаем о проблемах, которые связаны с предстоящим Евро-2012. Впрочем, я уверен: коллеги в Украине и Польше справятся со своими задачами.

Что касается Англии, нашего конкурента, это великая футбольная страна. У нас в России очень много поклонников британского футбола и игроков. Да, Англия проиграла. Проиграла достойному противнику. Мы ждем Англию на ЧМ-2018 и обеспечим игрокам ее команды наилучшие условия, чтобы они могли продемонстрировать все свои таланты.

Каково предназначение чемпионата мира для нас? В том оно и заключается, чтобы росла аудитория, чтобы к игре присоединялись миллионы новых людей. Если проводить ЧМ всегда в одной стране, то футбол просто перестанет развиваться. Для нас ЧМ – это вызов.

«НЕ УВЕРЕН, ЧТО АНГЛИЙСКИЙ ФУТБОЛ ЧИСТ НА 100 ПРОЦЕНТОВ»

— Вопрос от «Советского спорта». Мы выиграли у Англии в голосовании, но она остается той футбольной державой, до которой нам расти и расти. Не кажется ли вам, что пришла пора применить политическую волю с тем, чтобы за ближайшие восемь лет наш футбол по своей чистоте оказался в одном ряду с английским?

— Я не уверен, что английский футбол чист на 100 процентов. Ничего абсолютно чистого в природе не бывает. А если и получается, то лабораторным путем. Но стремиться к этой чистоте надо. И мы будем к ней стремиться, безусловно.

— Размеры России очень велики, и по карте заявки видно: чемпионат мира ограничится зоной «Урал»…

— Мы исходим из пожеланий и требований ФИФА. Должна быть географическая компактность. Вот Игорь Шувалов, первый заместитель премьер-министра: родился на Чукотке, от Москвы туда десять часов лететь. Даже до Нью-Йорка и то меньше, восемь. Мы будем развивать спорт и в Сибири, и в Забайкалье, но надо понимать: трудно покрыть такие расстояния.

Наверняка возникнет вопрос по затратам, скажу прямо сейчас. По предварительным подсчетам, строительство стадионов и прилегающей инфраструктуры будет стоить 300 миллиардов рублей. Это сопоставимо с теми средствами, которые были потрачены на чемпионат мира-2010 в ЮАР. Отмечу, что стадион «Спартак» в Москве будет построен за счет компании «Лукойл», стадион «Динамо» — за счет банка ВТБ, а в Петербурге арену строит «Газпром». Кроме того, стадион в Казани сооружается в связи с Универсиадой, в Сочи в связи с Олимпиадой. Нам остается присовокупить несколько стадионов, и нарисуется полная картина. Возможно, озвученную цифру в 300 миллиардов даже сможем уменьшить.

У нас есть планы, рассчитанные на длительную перспективу. И когда ФИФА принимает решение, то смотрит в будущее страны. Организация руководствуется, в каком политическом состоянии она находится. Спокойная ли страна, стабильная? Не случится ли так, что через 2—3 года в обществе начнутся турбулентные процессы, которые непонятно к чему приведут.

У нас стабильная политическая ситуация. И экономика развивается неплохо. Хотелось бы лучшего, конечно. Прирост экономики в России за последние десять лет в среднем составлял семь процентов. На 7,4 процента выросли реальные доходы населения. На 4,2 сократилось число людей, живущих за чертой бедности. Мы осуществляем крупные программы в сфере здравоохранения и развития спорта. Полагаю, люди, которые принимают решение о проведении крупных турниров, учли все это.

В России решение ФИФА приняли с энтузиазмом миллионы людей. И президент поддержал, и правительство.

«У АБРАМОВИЧА ДЕНЕГ МНОГО»

— Имя Романа Абрамовича хорошо известно в Англии. Будет ли он участвовать в каких-то специальных спортивных проектах в России?

— Господин Абрамович несколько лет работал на Чукотке губернатором. Работал неплохо. И с этой стороны его мало кто знает. В основном говорят, что он олигарх, приобрел футбольный клуб «Челси». В России это встречает как положительные, так и отрицательные эмоции. Абрамович помогает и в развитии российского футбола. Он вполне может оказать содействие к подготовке к ЧМ. Кстати, поддерживает один из клубов. (Обращаясь в партер, где расположилась российская делегация.) Роман Аркадьевич, какой клуб?.. (В зал.) Он не скажет, не разрешено.

О проектах строительства в Москве и Санкт-Петербурге стадионов с привлечением крупных компаний и банков я уже сказал. Но и на других территориях мы хотим привлекать бизнес, чтобы минимизировать государственные затраты. Не исключаю, что господин Абрамович может принять участие в одном из таких проектов. Пусть раскошелится немножко. Ничего страшного. Не убудет. У него много там денег… (Смех в зале.)

— В чем нашей стране необходимо расти, чтобы не ударить лицом в грязь через восемь лет?

— Не может быть такого, что мы чего-то не сумеем сделать или не того качества. Верю, что наши вчерашние соперники по презентациям ЧМ окажут нам прямую и дружескую поддержку, как это происходит в случае с Олимпийскими играми. Все идет по плану, проводится огромная работа, в которой участвуют люди разных национальностей. Средств у нас достаточно. Может, потребуется какая-то консультативная помощь.

— Вам как болельщику, что больше нравится смотреть: зимние Олимпиады или летние футбольные чемпионаты мира? Оба события пройдут в нашей стране!

— Мне больше нравится, когда наши выигрывают.

— Все ли будет в порядке с безопасностью на турнире в 2018-м?

— Все крупные международные соревнования, которые мы проводили в последнее время, прошли на очень высоком организационном уровне при соблюдении мер безопасности и для участников, и для гостей. Ребята к нам буйные из некоторых стран приезжают. Но в России они вели себя спокойно. Мы учтем опыт чемпионата мира в ЮАР. Будем советоваться с нашими партнерами. Учтем все.

— Какого матча вы желаете себе на ЧМ-2018?

— Конечно, я хочу, чтобы наша сборная выиграла.

«КОНТРОЛЬ ПРЕССЫ БУДЕТ ЖЕСТКИМ»

— ФИФА провела мировое первенство в ЮАР, через четыре года очередь перейдет к Бразилии. И тем, и другим мировая пресса предъявила массу претензий относительно подготовки. Что же будет происходить перед 2018 годом?

— Наша и иностранная пресса очень придирчиво оценивали первые шаги подготовки к Играм в Сочи. Это большая, масштабная работа. Горный кластер. 80 с лишним мостов надо построить. Тоннели. Новая железная дорога. Шоссейная, тоже новая. Газоснабжение. Электроснабжение. Водопровод и канализация. Огромное количество объектов инфраструктуры. Но все это запущено, можно сказать, полным ходом! Уверен, что пресса будет внимательно следить за подготовкой к ЧМ по футболу и ее контроль будет жестким. Что ж, будем работать.

— Поговорим о философии ФИФА. Если Россия-2018 – это небоскреб, то кандидат-2022 — маленький домик. Как вы отнеслись к выбору малознакомой миру и маленькой страны Катар?

— Мне трудно давать какие-то оценки по Катару. Логика ФИФА та же: открывать для футбола новые страны, те, что в состоянии проводить крупные турниры. Россия готова.

Что касается территории. Не этим определяются уровень страны, ее мощь. Главное — благосостояние граждан. Нам предстоит многое преодолеть на этом пути. Чтобы пройти его – надо миновать не одну ступень. Одна из них — открытость миру. Мы рассчитываем на то, что мир будет справедлив к России.

— Отчеты ФИФА говорят о том, что у российской заявки велики риски в плане транспорта. Как устранить риски?

— Кто не рискует, тот не пьет шампанского, — процитировал известное выражение Владимир Путин. — Один из журналистов спрашивал у меня, как мы будем развивать футбол на Дальнем Востоке и в Сибири. Но мы же пока не планируем проводить ЧМ в отдаленных городах, а лишь в Европейской части страны. А это совсем другая картина, если рассматривать расстояния. У нас транспортная проблема решается вовсе не в связи с чемпионатом мира. Существует отдельная правительственная программа, в которой сказано и об аэропортах, и о дорогах. В бюджете страны предусмотрено выделение колоссальных средств. Так и будем развивать транспорт.

ВИДЕОВЕРСИЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

Новости. Футбол

Кальяри - Милан

Сегодня в 19:45

Кальяри
Милан

Ставка: Кальяри, Победа или ничья

Команда Кальяри не проиграла 15 из 15 последних матчей дома по голам

Сделать ставку 2.55

Реклама 18+