«Такое впечатление, рубят топором…»

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
МЕЖСЕЗОНЬЕ
ПРИЕХАЛИ?
Стоило ли ломать копья в чемпионате, если можно вылететь из лиг и в межсезонье, считая не очки, а рубли! В декабре сразу две команды премьер-лиги (пермский «Амкар» и «Сатурн» из Раменского) заявили о добровольном выходе из нее, а подмосковный клуб, возможно, вообще отправится в мир иной.
Корреспондент «ССФ» отправился в Раменское.
ПОД САМЫЙ НОВЫЙ ГОД
Замечательный подарочек сделали футбольным болельщикам подмосковные власти. 31 декабря чуть ли не под звон курантов (как речь президента) прозвучало: «Сатурн» отказывается от премьер-лиги, очевидно, станет банкротом, не в силах выплатить огромный (803,7 млн руб.) долг, и, видимо, исчезнет с карты российского профессионального футбола. В том, что подарочек подбросили под елку «Сатурну» в самый канун 2011-го, был свой резон: во время всероссийской бесконечной (почти две недели!) пьянки и безделья трудно собраться с мыслями, организоваться для демонстрации или битья стекол. Да и кому что доказывать и что требовать (!): чиновники катаются на лыжах в куршавелях… «Лыжники», очевидно, учли недавний опыт другой подмосковной команды – «Химки»: когда закрывали да не закрыли лавочку – болельщики навалились, не дали.
Оглоушенные новостью болельщики «Сатурна» почти неделю раскачивались и наконец 6 января на своем сайте вывесили: послезавтра в десять утра собираемся перед базой в Кратове, потом идем на стадион. В этот день на базу в полдень должны были съехаться игроки, чтобы собственными ушами услышать новость и распрощаться. Хотя новость для всех была не так нова – денег в клубе не было весь прошлый сезон, полгода игрокам не платили зарплату да еще задолжали премиальные за два матча.
ПОСЛЕДНИЙ… МАТЧ
К стадиону подъезжаю в 13.20. Толпа (человек пятьсот) в черно-синем только-только двинула к воротам. Реет огромный флаг. Стоят, шмонают, как перед матчем, милиционеры. Руки в стороны! Хлоп по бокам. Смех. Наукой доказано – это защитная реакция организма.
– На какой, ребята, матч идем?
– На последний…
Слава богу, на беговой нет сугробов (как на поле) – толпа взбирается на южную трибуну, окружает выход из раздевалок – оттуда должен появиться тренер Андрей Гордеев. Растягивается баннер «Сатурн», мы с тобой навсегда!».

«СПАСИБО, ЛЕША!»
Выходят Андрей Гордеев, Вадим Евсеев, Алексей Игонин. Появляется радиомикрофон.
– Экономическая ситуация неблагоприятная, – начинает Гордеев. – Но руководство сделает все, чтобы сохранить команду. А сейчас мы хотим вас поблагодарить за поддержку. Мы надеемся. Но ситуация сложная и, мягко говоря, запутанная…
– Громова – в отставку! – перебивает вопль.
… все равно мы испытываем благодарность людям, что были с командой на протяжении всех этих лет.
– Громова – в отставку!
… хочу поблагодарить…
– Верните наш «Сатурн»!
… надеемся, все разрешится. Поэтому, «Сатурн», вперед!
– Вперед! – скандирует толпа. – Мы будем с вами всегда! Мы будем с вами всегда… будем… всегда…
Слово – капитану.
– Мы хотим быть с вами и в этом городе, – говорит Игонин. – Играть за вас и получать вашу поддержку…
– Мы верим вам, Леша! Спасибо, Леша! – нестройно, но громко отвечает трибуна.
Пробивается к микрофону какой-то авторитетный болельщик.
– Кто-то убил наш «Сатурн», – начинает он с надрывом. – Я знаю, кто… – дальнейшее можно угадать только по губам, микрофон ломается.
– Включите микрофон! Микрофон включите, гады!
На этом официальная часть закончена. Начинается неформальная.
ПО СЕКРЕТУ – «СОВЕТСКОМУ СПОРТУ»
Тему «убийц» продолжает известный болельщик Андрей: «У Громова был зам – товарищ Кузнецов. Он в 2007 году уехал в Америку с тремя миллиардами долларов. А теперь на «Сатурн» не хватает денег. Вот где надо разбираться!» (Милиционеры в ужасе оборачиваются.)
– Есть бизнесмены, которые могут помочь клубу, – сообщает болельщик Александр. – Есть один банк в Москве, не буду называть, но, пока нет стабильности, неразбериха, не хотят связываться.
– Да, мы хотим сохранить клуб, – перебивает болельщик Алексей. – «Советскому спорту» могу открыть один секрет. Мы сегодня снова связались с бизнесменом Романовым (он живет в Литве, владелец шотландского клуба «Хартс») – он готов взять клуб, расплатиться с долгами игроков, вложить от 50 до 80 млн долларов в следующем сезоне, но при условии, что на баланс клуба передадут стадион и базу…
– Они из базы вроде санаторий какой-то хотят сделать, – возмущается Александр.
– Романов даже требовал не все акции, а 51%, – продолжает Алексей. – По мнению болельщиков, власти просто списывают под «Сатурн» свои долги. Ведь не только мы «попали», но и в Орехово-Зуеве клуб закрыли!
– Дайте сюда Штыкова! – раздается вопль.
Константин Штыков – третий за последние три недели гендиректор, и уж он-то точно ни при чем.
Вокруг звучат и более конструктивные предложения: немедленно, пока никто не разошелся, открыть собрание, составить протокол, собирать подписи, писать резолюции. «Чего мы сидим?! – взрывается кто-то. – Давай соберем деньги. Я даю десять тысяч!»
«ИДИ ОТСЮДА! НАМ ПЛОХО!»
Пытается найти вариант спасения и самый солидный (кашемировое пальто, очки) человек в черно-синем шарфе – депутат гордумы Игорь Курников: «Я болельщик «Сатурна» с пятидесятилетним стажем – отец привел на стадион, когда мне было шесть лет. Надо сохранить клуб. Пусть он будет называться просто «Раменское» или как угодно. Что убивает: про долг знали давно, но почему-то продолжали покупать игроков. Да и откуда вообще взялся долг?! Ведь сотрудники клуба говорят, что не было особых трат. Мы, скорее всего, будем собирать деньги – делать фонд, но если кто-то хочет уничтожить клуб, они их не возьмут. И, подумайте, 230 сотрудников остались без работы».
Стоит кружком актив клуба болельщиков и его президент Евгений.
– Женя, вам слово!
– Еще 28-го мы знали, что ведутся переговоры со спонсором, – говорит Евгений. – Клуб повез учредителям конкретное предложение под письмо с гарантией финансов. Я знаю точно, просто сейчас это замалчивается. Но 30-го вдруг узнаем, что снимают гендиректора Ивана Пырского, кто вел переговоры, а 31-го на базе собрали работников клуба (я там тоже был от болельщиков) и объявили… День выбрали, конечно, очень «удачный», чтобы не было резонанса…
Игонин делает фото на память и братается со всеми желающими, перемещаясь по всей беговой дорожке. Каряка говорит телевидению: «Без работы не останусь, наверное, но непонятно, откуда такой огромный долг».
Фанаты собираются в своем секторе. Кто-то оголяется до пояса, как летом, зажигают файеры и скрываются под дымным облаком. На это спокойно (не как летом) смотрят милиционеры.
В 14.20 милиция просит всех на выход.
ЕВСЕЕВ И СКАЗКИ
У Вадима Евсеева в день собрания настроение было – коктейль «дикая смесь»: с одной стороны, поминки по клубу, с другой – собственный… день рождения.
– Вадим, что было на собрании игроков?
– Команда расформирована. А долги по зарплате… опять сказки начались.
– Эти сказки начались…
– Если в последний раз зарплату получал в мае, значит, тогда и начались… сказки.
– И как игралось в такой ситуации?
– Вот сами и додумайтесь! Но команда играла до конца, можно сказать, за свое доброе имя. За результат. Хотя он нам ничего не давал, а соперникам был необходим.
– Вот это и удивительно…
– Это удивительно для России! Но, как видите, может быть совсем не удивительным для футболистов, если они чисты друг перед другом. Вот почему особенно обидно такую команду убирать из чемпионата! Значит, нам честные команды не нужны? А нужны команды, которые играют в закулисные игры?
– Коллектив-то больно хороший…
– Коллектив-то хороший, но… губернатор в начале сезона сказал (его слова!): я вас лично буду курировать. Есть мои подчиненные, которых я назначаю на спортивные команды в Подмосковье, а вами лично буду заниматься! Ну вот мы и видим, как он лично занимается. А что касается долга… Что мы на этот долг ссылаемся! Если человек хочет сохранить клуб, он найдет деньги. Но, видимо, человеку это не надо…
– Ваши действия сейчас…
– Мои? Никакие! Это мои агенты действуют. Будут работать, пытаться что-то получить с «Сатурна» через профсоюз или господина Фурсенко – как-никак он главный у нас в футболе.
КАК ДЕД МОРОЗ…
С тренером «Сатурна» Андреем Гордеевым я встретился накануне общего собрания. Ожидал, что он утащит за собой в пучину вселенской скорби, однако тренер был бодрым и уравновешенным.
– Главное – человеческий момент, как людям в глаза смотреть, – с ходу начал он интервью (мы двигались в поисках, где бы присесть). – Для футболистов у клуба нет денег – ситуация банальная. Футболисты, спортсмены – сильные люди, это часть нашей жизни, мы на это шли, а для обычных людей не так все просто. Жалко работников. Футболисты, хотя за полгода не получали зарплату, все-таки небедные люди, а некоторым служащим клуба просто не на что доехать до работы. Уборщица чуть ли не плакала, когда узнала… Болельщиков жалко. Многие говорят: у нас в Раменском в баню сходить и на футбол – вот отдушина! Что будет с «Сатурном-2», с молодежной командой, с Егорьевским интернатом – там тоже, кажется, четыре месяца зарплату не платили…
Усаживаемся в «Макдоналдсе», берем по кофе.
Гордеев – один из самых интеллигентных (в классическом, чеховском понимании) тренеров в России. Вот и сейчас он явно подбирает слова, чтобы не обидеть кого ненароком.
– Тут нет каких-то обид, не должно быть оскорблений, метания камней друг в друга. Надо расставаться цивилизованно. Ну бывает. Такое случается во всем мире – клубы оказываются банкротами и так далее. Но расставаться с людьми надо по-человечески.
– Узнали новость, как все, 31-го?
– Чуть раньше – 30-го. И сразу начали обзванивать ребят. Чувствовал себя, как Дед Мороз, только не с подарками, а с неприятной вестью.
БЕЗ ГРУППОВЩИНЫ
– Есть все-таки вариант, что клуб не ликвидируют?
– Никто не знает! Константин Штыков, исполняющий обязанности гендиректора, разводит руками. У него нет информации! Но ведь нужна определенность, чтобы люди готовились, искали новое место работы. В любом случае хотелось бы, чтобы из ситуации вышли с наименьшими потерями. Но пока не получается. Такое впечатление, что рубят топором.
– Наименьшие потери – это…
– Сейчас игроки получают статус свободных агентов, уходят, и клуб ничего не получает. Но можно было выплатить зарплату, даже не всю, а какую-то часть, продать в другой клуб и погасить часть долга.
– Были у вас встречи с теми, кто принимал решение? С Громовым…
– Лично у меня не было встреч. Но я безмерно благодарен Борису Всеволодовичу, что он был с командой все это время, и все, что он говорил, всегда выполнялось. Поэтому у меня есть внутренняя уверенность, что… с нами расстанутся цивилизованно.
– Насколько лично для вас ситуация тяжелая психологически?
– Очень тяжело было во время чемпионата. Испытывали колоссальную нагрузку…
– Стрессовое состояние когда началось?
– Трудно сказать. Но если какие-то задолженности за прошлый год гасятся только в марте нынешнего года, это о чем-то говорит.
– Были моменты, когда группа игроков подходила: сколько можно?!
– Не было! Выстояли благодаря человеческим отношениям. Никакой групповщины, все решали вместе, сообща. Тут надо отдать должное ребятам…
– Хотя кто-то имел право подать в суд…
– В том-то и дело. Был настоящий коллектив, а теперь, когда видишь, как разрушается интернат, молодежная команда, когда просто растаскивают людей…
«НИКТО НЕ НЫЛ…»
– «Сатурн» очень достойно завершал чемпионат – вопреки всем прогнозам, вопреки традициям нашего футбола… Особые слова находили?
– Вы знаете, когда есть особое взаимопонимание и принимается общее решение, это не чье-то решение, а твое. Наше решение – играть до конца, доиграть чемпионат с высоко поднятой головой, чтобы потом можно было смотреть друг другу в глаза. Знаете, когда я звонил ребятам и сообщал, что не будем участвовать в премьер-лиге, никто не сказал ни одного плохого слова в адрес друг друга. Также мы поддерживали друг друга на протяжении всего сезона… Никто не ныл и не жаловался. Договорились: если в голове какие-то проблемы, с которыми не можешь справиться, можешь не выходить на тренировку. Но такого не было ни разу, поэтому я очень уважаю ребят, и мне сейчас небезразлична их судьба.
– Кто-то уже нашел себе новую команду?
– Идут переговоры. Мне очень важно, что бы ни один человек не потерялся при этом.
– На этом этапе вы уже не можете повлиять, помочь с трудоустройством?
– Нет, я тренер. Хотя мне уже звонят другие тренеры, и я, если просят, даю всю информацию о каждом моем игроке. Спрашивают о сильных и слабых сторонах. Я всегда говорю: у тренеров в профессии не может быть друг от друга секретов, мы все плывем в одной лодке.
– У вас уже есть предложения?
– Да, есть. Надо ехать обсуждать, договариваться.
– Пишут: одна из версий возникновения долга – игроки получали слишком много…
– Это чушь! У нас было только два-три действительно высоких контракта, но ребята того заслуживали.
А В ЭТО ВРЕМЯ В ПЕРМИ

21 декабря на официальном сайте «Амкара» появляется сообщение: в связи с финансовыми проблемами команда добровольно выходит из состава РФПЛ и следующий сезон проведет в первом дивизионе. Эта новость становится неожиданной для болельщиков, работников клуба, игроков и руководства РФПЛ.
24 декабря делает заявление президент «Амкара» Валерий Чупраков: у клуба задолженность – 167 млн рублей, «дабы не загонять клуб в еще большую долговую яму», принято решение сезон-2011/12 провести в первой лиге.
В тот же день болельщики встречаются с губернатором Пермско-го края Олегом Чиркуновым и получают добро на дополнительное финансирование: на каждый собранный болельщиками в пользу «Амкара» рубль клуб получает еще один рубль из краевого бюджета. Также губернатор обещает участвовать в переговорах с потенциальными спонсорами.
25 декабря проходит митинг в поддержку «Амкара». 28 декабря опубликованы номера счетов для сбора денег в пользу «Амкара». 9 января болельщики проводят второй митинг. На него приходят 300–350 человек. Выясняется, что на тот день собрано три тысячи подписей в поддержку клуба, а сколько денег – неизвестно, так как банки начинают работать только с 11 января.
Как сообщил «ССФ» бывший пресс-атташе «Амкара» Денис Захаров, «сбор денег идет очень туго, потому что непонятна ситуация в клубе – кто будет новым президентом, многим не жалко сделать вклад, но боятся, что деньги уйдут непонятно кому. Непонятно, будет ли продлен контракт с тренером Рахимовым. В подвешенном состоянии и игроки – о развитии ситуации они узнают не от руководства, а из газет, что ненормально». Валерий Чупраков должен уйти в отставку 11 января, а 14-го возвращаются из отпуска футболисты. К тому времени, может быть, выяснится, остается ли клуб в премьер-лиге.





