Революция в российском футболе

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ
По информации «Советского спорта», российский футбол с марта начнет жить по новым трансферным законам. Вот-вот будет принята революционная поправка, которая изменит рынок в сегменте молодых футболистов.
КАК В РОССИИ?
В новом регламенте по статусу и трансферам футболистов, принятом за основу в декабре на заседании бюро исполкома, отменяется предыдущий порядок выплат компенсаций по истечении контракта футболиста с клубом.
Если кратко, то старый вариант регламента таков: по окончании контракта с клубом за игроков, не достигших 23 лет, их новым клубам надо платить компенсацию в размере понесенных на содержание футболиста затрат (зарплата и премии минус налоги) за срок действия контракта. Но не более пяти лет.
Новый вариант регламента таков: компенсационные выплаты прежнему клубу футболиста отменяются. После окончания контракта игрок вне зависимости от возраста может трудоустроиться в новую команду бесплатно.
Зимняя трансферная кампания пройдет по старым правилам. А летняя уже по новым. Ожидается, что после консультаций с клубами новый регламент либо изменят, либо утвердят в том виде, в каком он принят за основу.
ЕСЛИ БЫ «ЛОКОМОТИВ» НЕ ПОДПИСАЛ НОВЫЙ КОНТРАКТ С АЛАНОМ ГАТАГОВЫМ (СПРАВА), ПО НОВОЙ СХЕМЕ ОН МОГ БЫ ПОКИНУТЬ КЛУБ ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО. ФОТО ЕВГЕНИЯ ТУМАШОВАА КАК В ЕВРОПЕ?

В большинстве европейских стран клубы обязаны платить компенсации другим клубам за молодых игроков. Такой порядок, к примеру, установлен в Англии, Шотландии, Германии. Компенсации в этих странах просто необходимы.
Судите сами: условный 18-летний игрок Джон Смит из условного не хватающего звезд с неба клуба «Стокпорт Каунти» безмерно талантлив. Его хочет подписать лондонский «Челси». «Аристократы» выходят на игрока, обещают ему золотые горы. И тот отказывается от нового контракта со «Стокпортом», чтобы подписать более выгодное предложение с «Челси». «Стокпорт» не получает ни цента. А «Челси» таким же образом договаривается со всеми талантливыми Джонами Смитами по всей Англии. Несправедливо по отношению к менее обеспеченным клубам? Конечно. Игроки получают преимущество, богатые клубы получают преимущество, а бедные клубы остаются ни с чем.
Вот что случится, если компенсация за игроков до 23 лет будет отменена.
В российском регламенте, подобно английскому и немецкому, такие компенсации предусмотрены. Документ под названием «Новая редакция Регламента РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов» любой желающий может скачать с официального сайта Российского союза. Если сравнить наш регламент с регламентом в Англии, Германии или регламентом ФИФА, можно заметить, что они почти одинаковы. Но есть одно исключение.
И оно существенно.
В российском регламенте не хватает важного пункта, который есть и в английском, и в немецком регламенте, и в регламенте ФИФА. А именно:
«Если предыдущий клуб игрока не предлагает данному футболисту новый контракт, компенсация не выплачивается. Этот клуб должен в письменном виде предложить игроку новый контракт в течение 60 дней после истечения предыдущего соглашения. Предложение по новому контракту должно быть как минимум эквивалентно сумме предыдущего соглашения», – говорится в английском регламенте.
Вот где разница. Приведем два примера.
1. В России условный 21-летний игрок Иван Петров не может пробиться в основу клуба X. Клуб не предлагает ему нового контракта. Игрок ищет себе новый клуб. Но клубы менее обеспеченные не могут потянуть компенсацию за игрока – Петров получал в X солидные деньги. И Петров вынужден оставаться без клуба до 23 лет, если только ему не повезет и на него не обратит внимания клуб, готовый выложить за него солидные деньги.
2. В Англии 21-летний игрок «Челси» Пол Джонсон не имеет шансов пробиться в основу «аристократов». Клуб не предлагает ему нового контракта. И игрок ищет себе новый клуб. Он должен довольно легко его найти. Ведь компенсацию за него выплачивать не нужно – «Челси», отказавшись от продления контракта с ним, по регламенту уже не имеет прав на этого игрока.
Другое дело, если «Челси» все-таки рассчитывает на Джонсона. И думает, что он все же может вырасти как футболист в будущем. Тогда «аристократы» предлагают ему новый контракт на тех же условиях, что и предыдущий. Тогда у игрока есть выбор – либо подписывать новое соглашение и продолжать работать, чтобы попасть в основу, либо искать клуб, который может выплатить за него солидную компенсацию.
Справедливо? Безусловно. Молодой игрок Джонсон получает свободу, если он не нужен клубу, но должен остаться в клубе, если на него рассчитывают. Менее богатые клубы также получают преимущество – они могут бесплатно подписать игрока, который оказался не нужен более сильным клубам. Сравните это с ситуацией в России, описанной выше. Как говорят в Одессе, две большие разницы.
Возможно, наш регламент все же не стоит переписывать, а просто добавить в него всего лишь один пункт, который уже существует в английском, немецком и других регламентах?
МНЕНИЯ
Валерий КАРПИН, главный тренер «Спартака»:
– Мое отношение к этому негативное. Что тогда получается? Школы можно закрывать! Какой смысл вкладывать деньги в молодых игроков, если потом их никто не компенсирует? Пока решение не принято. И, я надеюсь, здравый смысл возобладает. Иначе взвалить на себя ношу по воспитанию футбольных талантов придется государству, как это было в СССР. А потом клубы будут разбирать приглянувшихся им игроков.
Владимир ЛЕОНЧЕНКО, глава профсоюза футболистов и тренеров:
— У этого вопроса долгая история. Сначала нам удалось отменить компенсацию за переход игроков после 23 лет – это произошло в конце 2006 года, когда 360 футболистов направили письмо Виталию Мутко, руководившему тогда РФС. Несколько лет мы работаем над тем, чтобы возраст игроков, за которых нужно платить компенсацию, был снижен с 23 лет до 21 года.
В итоге в мае прошлого года игроки молодежной сборной России направили письмо на имя президента РФС Сергея Фурсенко с просьбой отменить компенсации, которые нарушают права футболистов. К этому письму мы приложили 17 внутренних европейских регламентов национальных федераций, где эти выплаты отменены.
В России же парадокс еще и в том, что, даже если команда нарушает трудовой договор и не выплачивает зарплату футболисту, у клуба все равно остается право на получение компенсации в случае перехода игрока в другой коллектив.
РФС не стал вступать с нами в переговоры, никак не мотивируя свой отказ. Тогда мы подготовили иск от двух футболистов – Сидорова из «Сибири» и Тетерюкова из «Зенита». Из-за существующей системы они не смогли найти себе новую команду и не играли до конца сезона-2010. Хотя к ним был интерес со стороны клубов, которые не в состоянии были выплатить компенсацию. Они готовы были принять игроков только как свободных агентов. Потому мы надеемся, что соответствующие поправки в регламент будут приняты. И «крепостное право» для молодых ребят будет отменено. Если этого не произойдет, мы обратимся с иском в гражданский суд.
Константин САРСАНИЯ, главный тренер «Факела», советник председателя попечительского совета «Динамо»:
— С одной стороны, данный пункт защищает клуб, который воспитал игрока. При его переходе команда, подготовившая футболиста, может рассчитывать на какие-то деньги. С другой стороны, часто бывает так, что игрок не проходит в состав и хочет уйти. Клуб, его воспитавший, требует компенсацию, но платить никто не хочет. В таком случае поправки упростят возможность перехода игрока в другой клуб.
Но тут есть еще один важный момент – агенты. Да, в случае изменения регламента им проще будет найти варианты для своих клиентов. Но тогда надо запретить и выплаты агентам за переход игрока, которому нет 23 лет. А то клубы справедливо рассудят, что агенты будут забирать их деньги.
Александр ШИКУНОВ, спортивный директор «Ростова»:
— Как работник клуба, я хотел бы, чтобы компенсация за переход игроков до 23 лет сохранилась. Понимаю, что игроки часто лишены возможности играть и не могут перейти в другую команду. Суммы компенсаций могут составлять 100, 200 тысяч долларов. Никто из первой лиги не осилит такие деньги. Хотя стоящий игрок в любом случае будет на долгосрочном контракте в клубе. Так или иначе, если поправка будет принята, я этот шаг пойму.





