Сыграет ли Тихонов домового?

СВОБОДНЫЙ УДАР
АНДРЕЙ ТИХОНОВ
Может статься, возвращение Андрея Тихонова в «Спартак» – самая значительная кадровая новость межсезонья. Футбольный люд теряется в догадках: а чем он, вообще-то говоря, будет заниматься в красно-белом лагере? Играть понемножку (ну неужели?!) или ассистировать тренерскому составу? Но нет пока ответа. Слуцкий в Самаре пробовал ведь притянуть Тихонова к тренерству – а из того, знай себе, игрок вылезал…
Что ж, готов подсказать «Спартаку» должность для Тихонова – «домовой»! Клуб, если он с устоями и традициями, – это всегда дом, крепко сбитый, защищенный от любых рыночных ветров и циклонов. А в доме, само собой, и домовой должен быть. Эдакий корневой человек. Ответственный за микроклимат. И, образно говоря, руководитель клубной палаты мер и весов.
Любитель футбола со стажем, а особенно любитель «Спартака», наверняка уже догадался: осторожно, сугубо предварительной пробой я примеряю Тихонова на роль Николая Петровича Старостина. Если воспользоваться историческими должностными сущностями – начальника команды, а то и политрука.
Возможно, рискую. Глядишь, и сам Андрей Валерьевич о такой высокой миссии не успел пока что задуматься. Но я предельно внимательно следил за игрой Тихонова все годы, сколько он дарил мне это удовольствие. И смелую параллель Старостин – Тихонов провожу, именно на эти наблюдения опираясь. В его игре очень чувствовалась мера профессиональной ответственности. И он досконально, по гамбургскому счету, знает, что почем в футболе. Вот почему в Тихонове, при активной работе души и ума, угадывается этот самый «домовой».
Важно только, чтобы в «Спартаке» глубоко осознавали потребность в подобного рода личности. А как должность будет обозначена в штатном расписании – не суть важно. Вон в «Реале» Висенте дель Боске, самый что ни на есть «домовой», сделал тренерскую карьеру. Дважды Лигу чемпионов покорил! А расстались мадридцы бездумно с драгоценным работником – и ничего существенного с тех пор не добились. И Кройф в стане «Барселоны» – не просто свадебный генерал, а личность основополагающая. И «Баварию» вовсе не от нечего делать цементируют требовательным и неослабным вниманием ее исторические тузы, великие чемпионы 1970-х. «Домовой» может жить в офисе, а может – рядом с полем. И даже сам играть. Как Мальдини в «Милане». Как Джеррард в «Ливерпуле». Как Скоулз и Гиггз в «МЮ».
На прошлой неделе, убежав от «сухофруктной» игры сборной России на спортивные телеканалы, наткнулся на характерный комментарий. Слово держала Елена Година, сильная волейболистка «Динамо». Ее команда только что проиграла итальянкам матч, который, казалось, держала в руках. «Вдруг все просто бросили играть, – примерно так говорила Елена. – А всего-то требовалось несколько нужных слов – и чтобы до всех дошло. У меня были такие слова. Но толку… У нас одни наемницы на площадке, плюнут они на эти мои слова и разотрут».
Пример этот – в поддержку предполагаемой роли Тихонова в «Спартаке». Но и в предостережение. Если уж доверят ему «домового» и если сам он выдюжит, то каждого нового игрока, и уровень профессиональных требований, и текущие настроения в команде – все это следует проверять тестами Тихонова. А иначе зачем было его звать.





