Полюбите зрителя!

РФС объявил приоритетную задачу года – продавать футбол как можно более широкой аудитории. Что ж, можно уже присмотреться к технологиям продаж.
Полюбите зрителя!
21 марта 2011 23:07
автор: Юрий Цыбанев

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. ИТОГИ 2-ГО ТУРА

РФС объявил приоритетную задачу года – продавать футбол как можно более широкой аудитории. Что ж, можно уже присмотреться к технологиям продаж.

ПОЧЕМУ Я НЕ СХОДИЛ НА «СПАРТАК»

На заре сезона порядочно нашумел «Спартак» – и с вопросительными знаками, и с восклицательными. Ноги готовы, кажется, в любой момент рвануть на стадион, до того не терпится доподлинно разобраться, что за зверь диковинный – весенний «Спартак». Так-так, когда у него следующая игра?

И вот наконец! Возмутитель спокойствия и пиар-лидер чемпионата назначает мне, зрителю, свидание в понедельник. Но день этот – не просто тяжелый, по единодушному народному мнению. Он, потому как тяжелый, еще и не очень футбольный. И не случайно в мире по понедельникам играются считанные матчи.

Но, допустим, я преодолеваю-таки всю понедельничную тяжесть, настолько вот сгораю от желания лицезреть «Спартак». Опа! А играет-то он, оказывается, в 20.45. И я мигом обнаруживаю, что мои тяготы этого сложного дня начинают разрастаться во все стороны. Положим, я клерк с фиксированным рабочим днем, заканчивающимся в 18.00. И направляться в «Лужники» прямо с работы – ни два, ни полтора. А заезжать домой, чтобы спустя полчаса собираться на футбол, – замотаешься.

А предположим, я хочу и детишек приобщить к удивительному «Спартаку». Но если детишки еще только на подступах к подростковому возрасту? Пустят ли их вообще на зрелищное мероприятие в столь позднее время? А если даже пустят – тогда я обязан машинально прикинуть, во сколько же мы со стадиона вернемся. И чего мне будет потом стоить детишек угомонить, чтобы не сбились с режима после вечерних треволнений.

Вот и получается кругом, что мне предложено сомнительное удовольствие. Хоть и «Спартак».

ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА!

Вообще-то я подозреваю, что широкая аудитория, которую наши футбольные власти приглашают активней ходить на футбол, живет по достаточно жесткому распорядку. А не так, что готовы ринуться на стадион в любой момент, который организаторы соблаговолят назначить. Но: разве есть фиксированное время, в какое тот или иной клуб играет по субботам-воскресеньям (тему понедельника, будем считать, отыграли) домашние матчи? Нет ведь. Матчи эти разбросаны по времени, да еще со страшно раздражающими минутными подробностями – 15.15, 17.45 (ну, еще на 18.47 поставьте, что ли, – дайте запишу, а то не запомню…).

Разве можно настолько недооценивать силу привычки?! «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Для пущей достоверности приведу пример из своей журналистской практики. С какого-то момента колонки для журнала «Советский спорт – Футбол» я повадился писать в ночь с субботы на воскресенье. Рубрика у меня там – «Свободный удар», то есть, выбирая тему, приходится пораскинуть мозгами. Так вот со временем обнаружил: даже если за всю субботу тема не придумается – в привычный час все равно сама собой проклюнется. Обязательно! Именно так и с футболом в привычное время. Иной раз и не захочешь на стадион – командой своей недоволен или дела накатили, – а ноги сами понесут.

КОГДА ОТ ФУТБОЛА БОЛИТ ГОЛОВА

Понятно: пестрый разброс во времени начала матчей – ради телезрителя. Его пока что любят больше, чем зрителя стадионного. Ему пытаются угодить, разводя игры во избежание их наложения одна на другую.

Но вот парадокс: не раз и не два мне случалось помянуть эту вот услужливость недобрым словом. Не знаю, как вы, читатель, но я воспитан на строгих зрительских правилах: матч – это отдельная история, которую полагается перед началом хорошенько попредвкушать, а по окончании – неторопливо посмаковать. А тут, на спутниковом телеканале, тебе предлагают почти непрерывный пир горой. И между играми, как правило, полчаса от силы. Не успеваешь переварить одно, как пора потреблять уже другое.

Скажем, в воскресенье я намеревался посмотреть внимательно и матч «Локо», и игру «Рубина». Но «Рубин», увы, у меня категорически не пошел, что называется. Достаточно было картинки казанского поля с условным названием «Грачи прилетели» – и после ровной пермской поляны, к которой за два часа привык глаз, меня в знак протеста унесло с футбола на хоккей.

Словом, не готов в полной мере оценить такую заботу, проявляемую о телезрителе совместно премьер-лигой и ТВ. Может, и смотрят отдельные энтузиасты все это неотрывно и подряд. Но, помню, Юрий Александрович Севидов говаривал: два матча в день – максимум, дальше все в голове перемешается…

А ведь именно ради таких особо одаренных к просмотру виртуальных энтузиастов мелькает весь этот безостановочный калейдоскоп с временем начала игр: 15.15, 18.45 и т.д.

Только не рассказывайте, как все устроено в Англии, – дескать, вроде бы похожим образом. Там футбол давно и успешно продан на годы вперед. А у нас глянешь в телеэкран на полупустые трибуны в Перми или Казани даже на долгожданных матчах открытия сезона – и подумаешь невольно: а мне этот продукт нужен – коль он даже и местному люду интересен не шибко?

Если и правда надумали толково продавать футбол – то нужно у УЕФА и ФИФА учиться. Вот у них-то Лигу чемпионов всегда играют минута в минуту, а матчи на финальных турнирах ЧМ и Евро разведены, заметьте, именно так, чтобы успевалось и посмаковать, и попредвкушать. А пока у нас – замкнутый круг между ТВ и стадионом. Изолирующий футбольный продукт как малопривлекательную вещь в себе.